Военного священника Петра Гриценко по праву именуют "батюшкой всего Донбасса". Он крестил сотни бойцов, среди которых были и иностранцы, и представители других религий. Ему довелось увидеть последствия зверств украинских националистов - убитых мирных жителей, а также американские биолаборатории. Но были и чудеса спасения, укрепляющие веру.
Протоиерей Пётр Гриценко сначала бывал на фронте урывками, но потом перебрался туда насовсем. В настоящее время он является заместителем главного священника в зоне проведения СВО.
За годы службы отец Пётр услышал много удивительных историй о чудесах, а порой и сам был их свидетелем.
В разговоре с Царьградом священник вспомнил один поразительный случай: боец показал ему иконку, пробитую осколком. Она всегда лежала у него в нагрудном кармане - и отвела смерть. Другой воин носил на шее алюминиевый крестик, который остановил пулю. Сам солдат не мог понять, как это произошло, ведь алюминий мягкий, его даже руками согнуть можно. Но пуля крест не пробила.
Думаю, здесь сработала не физика, а вера. Ребята мне рассказывали, что не раз видели на фронте явление Божьей Матери. Она приходила, приводила какого-то старца, он их причащал. И всё это не во сне, а наяву. Когда я показывал им иконы, кто-то угадывал в этом старце Сергия Радонежского, кто-то - Николая Чудотворца. Но все говорили, что явление было очень реалистичное,
- рассказал отец Пётр.
Ещё одну историю поведали бойцы, у которых во время боя закончились патроны. Но вдруг откуда-то появилось несколько коробок с цинковыми патронами. В итоге им удалось отстреляться и живыми вернуться с боевого задания.
И ведь откуда взялись эти патроны, никто из бойцов не знает: они не брали с собой эти коробки. Понимаете? Откуда-то Господь им посылает, кто-то всё же принёс. Неимоверное количество таких моментов чудесных, и все они связаны с молитвой. Если помолились, Господь сразу помогает,
- говорит батюшка.
Невероятный случай произошёл с одним из бойцов, которого крестил отец Пётр. Воин попал в адскую мясорубку: целых 12 дней под шквальным огнём он держал оборону, укрываясь под танком. Но не просто пережидал - отбивался, отвечая огнём на атаки. По нему били из миномётов, с дронов, но за две недели так и не смогли уничтожить. Всё это время солдат не переставал молиться, веря в своё спасение.
Но самое удивительное, этот боец оказался... африканцем. По собственному горячему желанию выходец из Камеруна, едва говоривший по-русски, прошёл обряд крещения. Отец Пётр совершил таинство, выполняя настойчивую просьбу добровольца с Чёрного континента перейти в православную веру.
Через руки протоиерея прошли не только иностранные добровольцы, но и сотни бойцов из самых отдалённых уголков России.
Под духовным руководством батюшки обрели православную веру выходцы из Забайкалья и Приморья, Якутии и с Сахалина, из Амурской области и других дальневосточных регионов. Представители самых разных народов: буряты и якуты, тувинцы и цыгане, азербайджанцы и многие другие - после встречи с отцом Петром сознательно выбирают путь Православия.
Я недавно крестил буддиста из Тывы, он сам подошёл и попросил. Сказал, что мечтал быть православным человеком и давно хотел покреститься, но дома такой возможности нет и не будет. Крещение на фронте было его единственным шансом исполнить давнишнюю мечту. Я с удовольствием это сделал,
- рассказал батюшка.
Приходилось священнику общаться и с пленными украинцами. Вели они себя по-разному. Так, выходцы из Львова в основном молчали и "смотрели волком".
От них идёт злоба. Чувствуется, что это убеждённые националисты старой закалки. А вот их молодёжь не старше 20 лет бьётся в истерике, слёзы льёт и кается. Не знаю, насколько это искренне. Хотелось бы верить,
- замечает батюшка.
Большую работу провели священнослужители на фронте во время Пасхальной недели. Праздничные богослужения посетили тысячи военнослужащих: в подземных храмах-блиндажах за сутки побывало до 400 человек. Такие места для молитвы специально обустроены ниже уровня земли, что делает их невидимыми для вражеской разведки и безопасными для массовых собраний.
Отец Пётр отмечает, что на Пасхальной неделе действительно соблюдалось объявленное Россией временное перемирие. На большинстве участков фронта воцарилось затишье - нарушали его лишь подразделения украинских националистов, которые, по словам батюшки, действуют как настоящие заградотряды. Но даже против отъявленного зла есть оружие:
Мы всегда с бойцами молимся вместе. Когда я их уже исповедовал и причастил, объявляю: "А теперь хоровая молитва!" Заранее прошу их выучить: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" - и начинаем читать. И такая мощная сила от этого, такой резонанс, что аж не хочется останавливаться. Давайте ещё раз, говорю, а потом без меня, и так десять раз. Я ухожу, а они молятся, и за моей спиной такая мощь молитвы - за душу хватает. Идёшь, слезы текут, и понимаешь - Господь теперь с ними.