Николай Голдобин пополнил состав СКА после того, как «Спартак» выставил его на драфт отказов. По данным СМИ, на протяжении долгого времени 29-летний нападающий не мог договориться с клубом о новом контракте, в результате чего с ним решили расстаться. При этом петербуржцы и москвичи попутно провернули странный обмен, в результате которого за не играющего на профессиональном уровне вратаря выплатили денежную компенсацию и отдали де-юре четырёх хоккеистов.
В КХЛ продолжается одно из самых безумных межсезоний в истории. К этому моменту уже были разорваны контракты со звездой лиги Владимиром Ткачёвым и рекордсменом по голам в регулярном чемпионате Джошуа Ливо, а СКА покинул Роман Ротенберг. В свою очередь, в ЦСКА со скандалом вернулся Игорь Никитин, оставленный им «Локомотив» возглавил Боб Хартли, а «Куньлунь» не только сменил название, но и нанял экс-тренера «Рейнджерс» и «Вегаса» Жерара Галлана. Теперь же в центре внимания оказался «Спартак», внезапно решивший расстаться со своим лидером и лучшим бомбардиром последних двух лет.
16 августа «Спартак» поместил Николая Голдобина в список отказов, тем самым позволив любому коллективу КХЛ забрать его бесплатно. Несмотря на слухи об интересе к нападающему со стороны «Шанхая» и «Барыса», отправился он в СКА, хотя именно китайский и казахстанский клубы могли иметь приоритетное право выбора. В случае подачи заявок несколькими командами предпочтение отдаётся той, которая заняла более низкое место по итогам минувшего первенства. Однако официально ни первые, ни вторые в очередь за Николаем не встали.
«Для нас, конечно, было неожиданным решение выставить Колю на драфт. Потому что игрок выбивает столько очков за два сезона, играет в первом звене и попадает на драфт отказов. Два года подряд он входил в тройку лучших бомбардиров лиги. Но это спорт, всегда происходят вещи, которые мы не контролируем. Если руководство «Спартака» посчитало, что так будет правильно для клуба, то кто их должен критиковать? Думаю, никто. Это же как солдат, куда его пошлют, там он и служит», — сказал «Спорт-Экспрессу» агент хоккеиста Сергей Исаков.
Сейчас много говорится о том, что фактически Голдобин был обменян, ведь накануне «Спартак» и СКА провернули довольно неоднозначную сделку. Петербуржцы получили вратаря Платона Задорожного, в то время как москвичи — денежную компенсацию (по данным СМИ — 35 млн рублей), молодых нападающих Григория Кузьмина и Арсения Ильина, а также права на Максима Грошева и Руслана Хажеева. Согласитесь, многовато за вратаря, не играющего на профессиональном уровне с 2022-го.
Но оставим этот странный обмен и поговорим об уходе Голдобина из «Спартака», слухи о котором ходили задолго до августа 2025-го — ещё с прошлой осени. В конце ноября появились разговоры о потенциальном обмене, причём Исаков опровергать их не стал, сказав: «Дыма без огня не бывает». Впоследствии главный тренер красно-белых Алексей Жамнов выводил Николая из состава якобы в воспитательных целях, публично критиковал его советник главы наблюдательного совета клуба Валерий Каменский, а в последние месяцы будущее форварда стало обсуждаться ещё активнее.
В мае сообщалось о возможном обмене Голдобина в «Амур», в июне — в СКА, который тогда только возглавил Игорь Ларионов, ранее представлявший интересы нападающего в Северной Америке. Если кто забыл, в своё время действующий наставник армейцев вёл агентскую деятельность. Эти действия москвичей вызвали негодование Исакова.
«Есть несколько команд, которые хотят видеть Николая у себя. Но есть одно «но» — руководство «Спартака» не расторгает контракт с игроком, а пытается получить выгоду для команды, а вот какую, это лучше спросить у них. Игрок, который набрал 160 очков за два сезона, любимец миллионов болельщиков такого великого клуба, как «Спартак», стал вдруг разменной монетой. Все обещания, которые давали руководители клуба, оказались «обещаниями», как в шутке... Поэтому я считаю, что надо спросить у руководителей «Спартака», в чём причина такого неуважительного отношения к игроку. Они не нарушают регламент, они нарушили доверие к себе со стороны игроков», — заявлял Исаков «Матч ТВ».
Но эти упрёки в нежелании отпускать спортсмена выглядели странно, ведь тот имел действующий контракт с коллективом и получал там зарплату. Кроме того, всё это время «Спартак» пытался продлить Голдобина и направил ему не одно предложение. Москвичи хотели заключить долгосрочное соглашение и избежать торгов следующим летом — тогда истекал действующий договор с форвардом. Однако Николай раз за разом отвечал отказом, вследствие чего и было решено действовать разными методами. Правда, тот же Исаков посчитал, что клуб намеренно сделал это лишь в середине августа — менее чем за месяц до старта регулярного чемпионата.
«Это решение «Спартака». Я за них ничего не могу ответить. Поэтому это и называется их решением. Я не удивлён. Не знаю, по какой причине. Почему, лучше задать вопрос «Спартаку». Ко мне многие клубы обращались, посмотрим. Но сейчас-то уже идёт предсезонка, команды укомплектованы. Мне сложно сказать, кто его возьмёт, потому что потолок зарплат никто не отменял. Я думаю, что это намеренно сделано в этот период, не месяц назад, а сейчас. Поэтому как бы всё читаемо», — цитирует Исакова «Спорт-Экспресс».
Что же могло стать причиной разногласий между «Спартаком» и Голдобиным, если продолжить сотрудничество якобы хотела как одна, так и другая сторона (по крайней мере, так сообщалось)? Очевидный ответ: деньги. Насколько известно, в команде по-прежнему придерживаются довольно жёсткой политики в плане зарплат, ввиду чего даже самые сильные исполнители не получают больше 45 млн рублей. За нынешний соревновательный год именно столько причиталось как Голдобину, так и другим его топ-партнёрам — Ивану Морозову, Павлу Порядину и Нэйтану Тодду. Конечно, в эту сумму не входят разнообразные бонусы, но ведь их ещё надо «выбить».
Быть может, финансовый вопрос и стал причиной разлада между «Спартаком» и Голдобиным, зарабатывавшим явно ниже рынка, если смотреть на его вклад в успехи коллектива. Например, в минувшем чемпионате Николай «настрелял» 55 (21 + 34) очков в 62 матчах и занял 15-е место в гонке бомбардиров. Столько же набрал центральный нападающий «Ак Барса» Кирилл Семёнов, на одно меньше — его одноклубник Дмитрий Яшкин. Вот только первому из них, по данным СМИ, причиталось 75 млн рублей, второму — все 90 млн рублей, а это вдвое больше, чем у Николая.
Но вряд ли дело было исключительно в этом, ведь в «Спартаке» тоже могли быть не до конца довольны Голдобиным. Не секрет, что Николай был и остаётся человеком настроения, способным как феерить, так и терять мотивацию. Такое уже происходило с ним ранее — в магнитогорском «Металлурге», который он покинул со скандалом. Тогда хоккеист тоже отказался продлевать контракт с клубом и был обменян на несопоставимого по уровню исполнителя — Данилу Квартальнова.
«Где‑то он потерял нить игры... Не было такого желания у него в глазах, которое было перед этим. Думаю, в этом проблема. Если Коля захочет, он будет играть на высочайшем уровне. Если у него нет настроения — да, он будет хорошо играть, но не будет такого Коли, как сейчас», — говорил об уходе экс-партнёра капитан «Металлурга» Егор Яковлев.
Вероятно, временами апатия накрывала Голдобина и в «Спартаке» — отсюда ссылки в запас и публичная критика со стороны тренера. Быть может, не было бы таких перепадов настроения, и руководство красно-белых могло нарушить своё эмбарго на большие контракты и «насыпать» Николаю столько, сколько он хочет. Однако этого не произошло, и звёздный форвард отправился в стан конкурента по Западной конференции. Хотя с учётом перекрёстного плей-офф это уже не имеет такого серьёзного значения.
Сможет ли Ларионов снова замотивировать спортсмена, чей потенциал позволяет быть одним из самых ярких исполнителей лиги? Возможно, его излишняя пассивность при игре на своей половине площадки не станет проблемой для наставника СКА, а яркие действия в нападении позволят закрыть на это глаза. Так или иначе, Игорь Николаевич как никто другой знает сильные и слабые стороны новоиспечённого подопечного, поэтому ложных ожиданий возникнуть не должно. Если именно он настоял на приглашении Голдобина, то уж точно знал, как будет его использовать. А это зачастую уже полдела, если речь идёт о таких мастеровитых хоккеистах.
Что до «Спартака», то в грядущем сезоне ему явно придётся непросто, ведь найти равноценную замену Голдобину представляется практически невыполнимой задачей. Особенно с учётом того, что клуб принципиально отказывается заваливать новичков деньгами, тем самым упуская самых привлекательных кандидатов. А в межсезонье таковых было предостаточно — Ткачёва и Ливо мы уже называли, также летом прописку сменили такие звёзды, как Рид Буше, Сергей Толчинский, Михаил Григоренко, Максим Мамин, Зак Фукале. И это не говоря о приехавших из-за океана Даниэле Спронге, Эндрю Потуральски и других.
Казалось бы, «Спартак» обладает солидными преимуществами перед рядом конкурентов — команда базируется в Москве и имеет громкое имя с большой историей, но внутренний потолок зарплат мешает в полной мере использовать эти плюсы. И нет никаких оснований полагать, что ситуация с Голдобиным заставит руководство красно-белых пересмотреть свою политику. А в этом случае даже повторить прошлогодний результат и добраться до второго раунда Кубка Гагарина может стать для них невыполнимой задачей.