
«Так что же такого случилось, что всё так стремительно по историческим меркам поменялось и два крупнейших потребителя российского энергетического сырья (две большие, суверенные и не сказать что сильно любящие друг друга державы) дают столь очевидный и однозначный ответ на весьма неочевидный вопрос, прозвучавший откуда-то, в их случае — из-за Тихого, или Великого, океана?»
Собственно, как и следовало ожидать, ответ на весьма острый вопрос «Почему Трамп откладывает решение о вторичных санкциях?» (ответ, который, кстати, наверняка не понравится инициаторам данных рестрикций как в Европе, так и в Америке) вполне очевидно имеет не только политическое, но и экономическое обоснование. И разница только в том, что, пока политическую часть проблемы достаточно успешно решали президенты России и США на Аляске, на экономическую часть вопроса так же предельно уверенно отвечали ещё две великие державы, против которых, собственно, и должны были, по мысли инициаторов, вводиться вторичные антироссийские санкции за «финансирование войны» через покупку российских энергоносителей, то есть Индия и Китай.
Так, на фоне угроз повышения тарифов Китай в июле просто продолжил активно запасать нефть. Причём, судя по данным Reuters, только избыток сырья за месяц, вероятно направленный в хранилища, составил около 530 тыс. баррелей в сутки (б/с). Что, учитывая, кто именно является главным поставщиком нефти в Поднебесную, согласитесь, выглядит вполне себе даже показательно. Примерно та же картина и по газу, даже если не учитывать трубопроводные маршруты по «Силе Сибири» и через Казахстан. Как сообщает Главное таможенное управление КНР, Китай только в июне 2025-го (данных за июль пока нет) импортировал максимальный месячный объём сжиженного природного газа с начала года — 5,44 млн т (в газообразном виде это 7,074 млрд куб. м), причём импорт СПГ в Поднебесную подрастает от месяца к месяцу весь II квартал. Ну а если к этим цифрам, демонстрирующим рост закупок, ещё добавить высказывания китайских официальных лиц по поводу вторичных санкций, то становится понятно, что Китай, в общем-то, готов к торговой войне с Западом и своё конкурентное преимущество в этой войне в лице стабильных и относительно недорогих поставок энергетического сырья из России упускать принципиально не намерен.
И это каждый американский в частности и западный вообще политик, просто даже заикающийся о каких-либо вторичных санкциях, должен предельно чётко понимать. И отдавать себе отчёт в возможных последствиях своих плохо продуманных инициатив.
По Индии примерно такая же картина, даже ещё более яркая, потому как против Индии тарифы уже, в общем-то, введены, хоть и отложены. И вот, как нам сообщает индийская The Economic Times, импорт российской нефти на индийские рынки в августе, после введения «тарифов Трампа», только вырос до рекордных 2 млн б/с. Издание приводит данные аналитиков Kpler, согласно которым из 5,2 млн баррелей сырой нефти, купленных Индией в августе, 38% пришлось на Россию. Причём в июле поставки российской нефти оценивались прилично ниже, в 1,6 млн баррелей. Немаловажно в связи с этим, что председатель Indian Oil Corporation Арвиндер Сингх Сахни в интервью The Economic Times специально подчеркнул: власти страны не давали никаких указаний насчёт замены российской нефти. «Нам не говорят покупать или не покупать. Мы не прилагаем дополнительных усилий ни для увеличения, ни для уменьшения доли российской нефти», — заверил он.
И это на самом деле весьма знаковое высказывание, которое ещё раз подчёркивает тот математический факт, что в пользу российской энергии в Индии выступает не только индийская власть, но и лежащая в основе её суверенитета быстро растущая индийская экономика. И это та самая грубая новая реальность, с которой не может не считаться полагающий себя прагматиком, реалистом и даже бизнесменом нынешний президент США.
При этом нет ничего удивительного, что инициаторы вторичных санкций к этой новой реальности оказались совершенно не готовы: ещё несколько лет назад подобное развитие событий действительно невозможно было себе даже представить.
Так что же такого случилось, что всё так стремительно по историческим меркам поменялось и два крупнейших потребителя российского энергетического сырья (две большие, суверенные и не сказать что сильно любящие друг друга державы) дают столь очевидный и однозначный ответ на весьма неочевидный вопрос, прозвучавший откуда-то, в их случае — из-за Тихого, или Великого, океана?А всё довольно просто: случился БРИКС.
И на его последнем саммите, в Бразилии, были представлены довольно убедительные цифры по производству и потреблению (меня особенно впечатлил пример Владимира Путина по зерновым рынкам), довольно внятно доказывающие странам — участникам объединения, что при известных усилиях в области логистики ничего не рухнет даже в том случае, если нынешний Запад полностью перекроет доступ к своим премиальным рынкам.
Да, это будет не очень приятно — тут кто бы спорил, — но экономика устоит и со временем покроет убытки за счёт прямой взаимной торговли. К тому же один из самых «вкусных» и премиальных западных рынков — европейский — уже прямо сейчас находится в весьма сумрачном состоянии, быстро теряя технологическое превосходство и оттого становясь всё менее интересным как экспортёр. Да и как импортёр он становится всё менее интересным в связи с постепенным угасанием производства, которому не так нужны материалы и комплектующие, а также с обнищанием туземного населения, у которого не хватает денег, чтобы купить готовый товар. Ну а если имеешь такой тыл, как потенциальные рынки БРИКС, в общем, даже худший сценарий в торговой войне с таким вот слабеющим Западом уже не так страшен.
Нет, никто не говорит, что будет легко, но Восток умеет терпеть.
Имея такие карты на руках, даже блефовать в этом санкционно-тарифном покере — дело довольно рискованное, чего грамотные экономисты из окружения нынешнего американского президента просто не могут не понимать. Поэтому, откровенно говоря, и Аляска была нужна Трампу ничуть не меньше, но и не больше, чем Путину, — здесь интерес взаимный. В этом новом мире даже в санкционно-тарифной области, столь милой Трампу, как и во всём остальном, нужны тонкие ходы и такие же тонкие настройки, необязательно дружественные, но предельно выверенные — тут дубиной махать не стоит уже. И в такой вот ситуации нынешний украинский кейс, уже давно переставший быть призом и ставший обременением, вкупе с европейской одержимостью и нам, и американцам, и даже китайцам с индийцами будет только мешать. Просто все более или менее разумные люди прекрасно понимают, что уходящий мир уже не спасти, а нарождающийся новый ещё слишком хрупок. И такие вот обезьяны с гранатами ему — по крайней мере, на этом этапе — совсем ни к чему.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.