Деньги на трубу: Минстрой планирует обновление отрасли ЖКХ

ИЗВЕСТИЯ 2 дней назад 14
Preview

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России предложило радикальную реформу в сфере ЖКХ: допустить использование бюджетных средств для модернизации частных коммунальных объектов. Это инициатива, по мнению экспертов, способна изменить логику существующего рынка — от восстановления заброшенных сетей до снижения тарифного давления на граждан.​ Подробности — в материале «Известий».

Бюджет идет в трубы

Российская система коммунальной инфраструктуры переживает критический момент: свыше 40% сетей водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения требует замены. При этом действующие нормативы запрещают направлять государственные субсидии на объекты частной собственности. Минстрой намерен устранить этот пробел, создав единые условия для финансирования независимо от формы собственности. В федеральных бюджетах 2025–2026 годов на это заложено по 47 млрд рублей, что станет первым шагом в сторону комплексного обновления отрасли.​

Приватизация водоснабжения запрещена, но теплосетей в частной собственности много, отмечает депутат Госдумы Светлана Разворотнева. У «частников» не всегда есть ресурсы привести объекты к норме. Бюджетное софинансирование позволит решить задачи быстрее. Она отмечает, что долгие годы государство рассчитывало на частные инвестиции, но низкая рентабельность и непредсказуемость тарифов отпугнули инвесторов. В некоторых случаях окупаемость некоторых водоканалов превышала 100 лет.

— Сегодня наконец пришло понимание, что состояние инфраструктуры — это ответственность государства», — добавляет депутат.

Износ инфраструктуры достигает 70%, ежегодно обновляется лишь 1,5% сетей. Без вмешательства государства эту ситуацию не переломить, отмечает первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.

По его словам, использование бюджета для частных активов допустимо только при строжайшем контроле, чтобы «деньги налогоплательщиков не превратились в подарок для недобросовестного бизнеса».

Он считает, что новый механизм должен сопровождаться аудитом всех операторов, чтобы исключить случаи, когда прибыль выводится без вложений в модернизацию.

— Главной целью должно быть сохранение жизненно важной инфраструктуры, а не обогащение РСО, — добавляет Кошелев.

Экономика модернизации: баланс или перекос

Президент Ассоциации АКОН Лина Ткаченко видит в предложении Минстроя пересмотр тарифной логики ЖКХ.

— В тарифах ресурсоснабжающих организаций уже заложены расходы на модернизацию, а концессионные соглашения позволяют индексировать их в целях возврата инвестиций. Но перед выделением новых средств нужно понять, куда ушли уже собранные деньги, — подчеркивает она.

Депутат Разворотнева в свою очередь акцентирует внимание на том, что бюджетные кредиты как раз помогут сдержать рост тарифов: население не должно оплачивать модернизацию целиком.

— Это привлечет и частный капитал, ведь сегодня кредиты для отрасли слишком дорогие, — говорит парламентарий.

Эти изменения направлены на достижение показателей нацпроекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры», утвержденного указом президента. Речь идет о ремонте зданий с износом свыше 70%. При этом значительного роста тарифов не ожидается, отмечает эксперт в сфере ЖКХ Андрей Жбанчиков.

Право собственности и точность формулировок

Состояние сетей в регионах разнится. Во многих случаях ресурсоснабжающие организации лишь арендуют имущество у муниципалитетов, которые и вправе выделять средства на ремонт, объясняет председатель комитета по предпринимательству ЖКХ Тульской ТПП Сергей Костюченков.

Он подчеркивает, что при грамотной правовой конструкции бюджетное участие возможно уже сегодня, без нарушения законодательства, но при этом нужно ужесточить контроль над инвестиционными программами РСО, которые зачастую не выполняют обязательств.

С этим согласна Разворотнева: «Для обновления сетей потребуется минимум 4,5 трлн рублей, треть из которых дадут бюджеты, остальное — частные инвестиции. Однако при высокой ключевой ставке скорость замещения сетей зависит от того, насколько комфортные условия мы создадим для инвесторов».

На уровне стратегии

В Минстрое подтверждают, что работа по повышению качества жизни граждан идет системно. Министерство реализует федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» в составе нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Планами предусмотрены строительство и ремонт более 7 тыс. объектов и замена свыше 140 тыс. км сетей к 2030 году.

«К этому сроку мы должны обеспечить качественные коммунальные услуги для 20 млн россиян», — говорится в комментарии министерства.

По данным Минстроя, реализуется почти 2 тыс. инвестиционных программ и действует 2449 концессионных соглашений, 90% которых финансируется частным капиталом.

«Механизм бюджетного участия в концессионных проектах позволит развязать узел, мешавший обновлению сетей. Главное — сохранять прозрачность и эффективность», — уточняют в министерстве.

Эксперт Андрей Жбанчиков добавляет, что «до 2030 года необходимо вложить не менее 4,5 трлн рублей. Только так Россия сможет выйти на новый уровень коммунального развития».

Инициатива Минстроя, по сути, открывает новую страницу в истории ЖКХ. Государство готово делиться финансами, но требует прозрачности и отчетности. Согласно экспертным оценкам, уже к 2026 году можно ожидать удвоения объемов модернизации сетей, что частично остановит деградацию инфраструктуры и сделает отрасль привлекательной для инвестиций.​

— В результате этого шага важно не допустить повторения старых ошибок, чтобы государство снова не стало заложником чужих долгов, — подчеркивает Лина Ткаченко.

Бюджетные средства пойдут в трубы, но вернутся ростом доверия, качеством услуг и снижением аварийности. Такой курс, по мнению экспертов, может стать переломным моментом для российского ЖКХ.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'