Гегемон увял. Хаос в США усилит единство стран БРИКС

ИноСМИ 10 часов назад 29
Preview

Хаотичное президентство Дональда Трампа в США имеет неожиданные последствия: оно открывает новые возможности и вынуждает страны БРИКС ускорить процесс интеграции. Но что нужно сделать, чтобы укрепить этот блок, и какую роль может сыграть Бразилия?

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Соединенные Штаты сталкиваются с кризисом своей глобальной власти и испытывают давление из-за усиливающегося соперничества в международной системе. Тактика, применяемая [президентом США Дональдом] Трампом, может отличаться от методов неоконсерваторов (демократов или республиканцев). Однако обе эти стратегии служат одной и той же цели.

Стоит отметить, что с момента окончания Второй мировой войны в мире установились определенные правила, которые закрепляют доминирующее положение Америки. Однако в последние годы Китай начинает играть всё более значимую роль и уже представляет угрозу для американской гегемонии в экономической, технологической и финансовой сферах. Другими словами, возможно, вопрос времени, когда Соединенные Штаты будут превзойдены или, по крайней мере, будут вынуждены разделить с кем-то свою мировую гегемонию. Поэтому существует острая необходимость изменить ситуацию и создать новый мировой порядок, который не будет основан на свободной торговле и не будет поддерживаться более чем 800 военными базами по всему миру.

Миротворчество 80 lvl: в США придумали, чем еще "удивить" россиян. Под угрозой банки и нефть

В настоящее время экономики стран, входящих в состав Европейского союза, находятся в состоянии стагнации, в то время как американская экономика демонстрирует умеренный рост. В 2024 году ВВП США вырос на 2,8%, Великобритании и Франции — на 1,1%, а ВВП Германии сократился на 0,2%. Страны БРИКС, напротив, лидируют по темпам мирового роста. В 2024 году темпы роста Индии составили 7%, Индонезии и Китая — 5%, России — 4,3%, а Бразилии — 3,4%.

Усиление конкурентов США вызвало беспокойство. Это привело к тому, что система торговых санкций распространилась за пределы капиталистического мира и охватила такие страны, как Китай и Россия. Цель этих мер — нейтрализовать любые попытки усиления евразийской силы. С 2014 года Москва находится под действием жестких санкций. Это произошло после того, как жители Крыма подавляющим большинством голосов высказались за возвращение в состав Российской Федерации. Они приняли такое решение после событий на Майдане, которые привели к свержению демократически избранного президента и установлению на Украине антироссийского режима, поддерживаемого Вашингтоном.

Вот почему масштабное повышение пошлин, предпринятое Трампом, неразрывно связано с другими действиями США, направленными против международной системы свободной торговли. В 2012 году, во время президентства Барака Обамы, Соединенные Штаты заблокировали назначение новых судей в Апелляционный орган Всемирной торговой организации (ВТО). Причиной стало то, что этот орган поддерживает Китай, и это создавало угрозу американскому суверенитету. Ведь согласно конституции США, решения американского суда не могут быть отменены иностранными судами.

Никто не смог найти ни экономического смысла, ни торговой логики в решении Дональда Трампа ввести 50%-ные пошлины на бразильский импорт. В своем письме к президенту Луле да Силве от 9 июля 2025 года он посвящает торговле лишь несколько абзацев, которые, однако, изобилуют противоречиями.

Бразилия имеет значительный и постоянный торговый дефицит с Соединенными Штатами. Это означает, что страна ввозит из Америки гораздо больше товаров и услуг, чем экспортирует в эту страну. В прошлом году, согласно данным Управления торгового представителя США (USTR), объем экспорта товаров из США в Бразилию составил примерно 49,7 миллиарда долларов. В то же время импорт товаров из Бразилии достиг примерно 42,3 миллиарда долларов. Это привело к положительному сальдо торгового баланса США в размере 7,4 миллиарда долларов в 2024 году.

Бразильское поле битвы

Торговые отношения между Бразилией и Соединенными Штатами сильно отличаются от отношений США с Китаем. Пекин экспортирует на американский рынок гораздо больше товаров, чем импортирует, и в 2024 году ожидается торговый профицит в размере около 300 миллиардов долларов. В "День независимости" Трамп объявил о введении особых критериев для налогообложения различных стран. Они представляют собой сложное уравнение, в котором учитывается импорт США и торговый дефицит с каждой конкретной страной. Согласно этим критериям, в Бразилии, по сути, должен действовать отрицательный тариф. Другими словами, если следовать той же логике, то Бразилии следует ввести 8%-ый налог для Вашингтона.

Широко известный лозунг "Вернем Америке былое величие" появился на фоне деиндустриализации в США, которая привела к тому, что производство переместилось в Восточную Азию. Предполагалось, что введение дополнительных налогов на продукцию из этого региона поможет вернуть производство в Америку.

Однако произошло следующее: корзина бразильского экспорта в США состоит в основном из сырьевых и несложных промышленных товаров. Другими словами, эта мера не имеет под собой никакой экономической целесообразности. Напротив, по мере роста стоимости бразильских товаров, американские граждане уже ощущают повышение цен на некоторые продукты питания. Например, стоимость говядины за последние недели резко возросла.

Трамп даже приостановил введение пошлин на длинный список из примерно 700 товаров, включая апельсиновый сок, целлюлозу, удобрения, самолеты и их детали (от Embraer), а также на промежуточные продукты металлургии, для которых действует прежняя ставка в 10%. С учетом льгот, объявленных 6 августа, Бразилия считает, что 50%-ный тариф затронет около 36% бразильского экспорта.

Однако уже очевидно, что Трамп использует пошлины как инструмент политического давления, стремясь ограничить суверенитет Бразилии. Его цель — президент Лула (который собирается баллотироваться на президентских выборах 2026 года) и Федеральный верховный суд Бразилии (STF). Вашингтон также применил "закон Магнитского", предусматривающий санкции против лиц, связанных с наркоторговлей и терроризмом, чтобы наказать некоторых членов STF.

Президент США ясно обозначил свои главные претензии к Бразилии: он требует, чтобы Лула (как будто президент имеет право вмешиваться в дела STF) остановил судебный процесс над бывшим президентом Жаиром Болсонару, которого обвиняют в организации попытки переворота против избранного президента Лулы в январе 2023 года. Трамп также обвиняет STF в неуважении к свободе выражения мнений американских компаний и частных лиц. Он считает, что бразильская судебная система стремится регулировать деятельность социальных сетей в рамках уголовных процессов.

В обоих случаях дело рассматривает судья Федерального верховного суда Бразилии Александре де Мораес (Alexandre de Moraes). Также ходят слухи, что Дональд Трамп стремится нанести удар по основным странам БРИКС, чтобы ослабить эту группу. Особенно его интересуют вторые по величине в мире запасы редкоземельных металлов, которые находятся в Бразилии. Возможно, эти нападки являются попыткой начать переговоры с бразильским правительством по вопросам, которые пока не были озвучены.

Однако нельзя сказать, что агрессивные действия США в отношении Бразилии и других стран были вызваны исключительно личными предпочтениями президента Дональда Трампа. Было бы неправильно считать, что это торговое наступление, сопровождающееся санкциями, блокадами и пошлинами, возникло исключительно по инициативе республиканцев.

Двухпартийный гиперимпериализм в Соединенных Штатах

Администрация Джо Байдена не только не отменила тарифы Трампа на китайские товары, но и ввела новые, в том числе на электромобили, солнечные панели и ветряные турбины. Это значительно увеличило стоимость перехода Америки к альтернативным источникам энергии. В рамках своей политики "маленького дворика, высокого забора" она также ужесточила контроль за доступом к высокотехнологичным продуктам, таким как чипы и литографические машины.

Во время второго президентского срока Дональда Трампа были ужесточены санкции против Кубы и Венесуэлы, которые уже действовали при демократической администрации. Поэтому эти меры нельзя назвать "случайными" или результатом "сумасшествия" Трампа. Скорее, они были необходимы в условиях, когда глобальное влияние Соединенных Штатов подвергалось сомнению.

То, что раньше было системой двусторонних тарифов и блефом, как в покере, теперь стало глобальным пакетом тарифных мер. Среди них есть те, которые направлены против давних политических и экономических партнеров Вашингтона, таких как Канада, Мексика, Европейский союз и Индия.

Выход Соединенных Штатов из Всемирной торговой организации (ВТО) и объявление о введении тарифного пакета сопровождаются объявлением о намерении упразднить "Всеобщую систему преференций". Это соглашение, одобренное ВТО, но регулируемое каждой страной отдельно, предоставляло освобождение от тарифов на экспорт из бедных и развивающихся стран в развитые.

Вот почему Дональд Трамп, говоря о "свободе", также упоминал "взаимность". Он хотел изменить механизм, который изначально создавался для того, чтобы обеспечить определенные выгоды слаборазвитым странам. Это объясняет введение 80%-ных пошлин на товары некоторых африканских стран, чья доля в торговом балансе США невелика.

На практике этот механизм часто оказывался препятствием для развивающихся стран. Как правило, он применялся только к сырьевым товарам и товарам с низкой добавленной стоимостью, что замедляло процессы индустриализации. Однако даже это небольшое преимущество не осталось незамеченным в Белом доме.

Некоторые представители "американской буржуазии" открыто поддерживают решение о повышении торговых тарифов. В частности, это касается транснациональных корпораций, которые смогут получить доступ к части внутреннего рынка и поставлять товары, которые раньше импортировались. С другой стороны, крупные технологические компании, являющиеся важнейшей частью "буржуазии" и полностью поддерживающие Трампа, стремятся укрепить свои позиции в жесткой технологической конкуренции с Китаем, особенно через введение санкций и ограничений в области высоких технологий.

Сектор, который, как кажется, был обделен вниманием, — крупные транснациональные корпорации — получит компенсацию в виде другой важной меры, объявленной в тот же день: значительного снижения внутренних налогов. В этом смысле Трамп придерживается современных взглядов, которые можно сравнить с политикой неомеркантилизма, характерной для XIX века. Суть этой политики заключается в том, чтобы покрывать торговый дефицит за счет импортных пошлин.

На самом деле он действует как "Робин Гуд наоборот": бедные и средний класс платят больше из-за более высоких внутренних цен, в то время как крупные компании получают выгоду, платя меньше налогов.

Китай одним махом парализовал оборону ЕС — теперь придется молить о пощаде

Два столпа американской экономики

Это заявление подрывает два ключевых принципа, которые обеспечили недавний успех американской экономики. Первый из них — многосторонняя торговая система, а второй — глобализация. Первый этап был инициирован США после Второй мировой войны. В этот период было создано "Генеральное соглашение по тарифам и торговле" (GAТТ), а также проведена либерализация торговли, что в итоге привело к созданию Всемирной торговой организации (ВТО).

Эта система была крайне выгодна Соединенным Штатам на протяжении почти 70 лет, вплоть до международного экономического кризиса 2008 года. Второй важный аспект — это глобализация, которая, как это ни парадоксально, началась с односторонних действий Соединенных Штатов по снижению торговых тарифов и принуждению других стран последовать их примеру.

В 1970-х годах Соединенные Штаты уже сталкивались с периодом, когда их статус мировой державы находился под угрозой. В то время их авторитет как империи подвергался испытанию на трех фронтах: экономическом — из-за превосходства японской и немецкой тяжелой и автомобильной промышленности над американской; военном — из-за поражения в войне во Вьетнаме; и денежно-кредитном — в связи со стремлением ряда развитых стран отказаться от доллара как резервной валюты и заменить его корзиной различных национальных валют.

Попытка заменить доллар, в свою очередь, стала реакцией на отказ Федеральной резервной системы США от "золотого стандарта" в 1971 году. Благодаря этой мере Никсон смог решить проблему растущего бюджетного дефицита в США, который был вызван большими расходами на войну во Вьетнаме. Вместе с тем он заложил основу механизма, который и по сей день является основой мировой финансовой системы.

Фиатный доллар вынуждает страны тратить свои доллары, покупая американские долговые ценные бумаги. Это позволяет финансировать растущий бюджетный дефицит Вашингтона и делает кредиты более доступными для американских потребителей. Мир буквально начал финансировать правительство США и их граждан — то, что экономист Майкл Хадсон (Michael Hudson) назвал суперимпериализмом.

В 1979 году, после отмены золотого паритета доллара и девальвации, появились сомнения в его [доллара] надежности. В те годы, как и сегодня, американский империализм, столкнувшись с вызовами, не стал отступать, а перешел в активное наступление. В ответ на эти события в 1970-х годах произошло значительное повышение базовой процентной ставки: с 11% до 20,5% в период с 1979 по 1981 год.

В то время в США наблюдался значительный рост процентных ставок, что привело к притоку капитала в страну в поисках высокодоходных казначейских облигаций. Этот поток капитала способствовал тому, что союзники США оказались в экономической зависимости от Америки, усиливая гегемонию доллара. В результате в странах третьего мира началась глубокая рецессия, известная как "долговой кризис".

В свою очередь, президент США Рональд Рейган начал процесс дерегулирования финансовой системы. Этот процесс не только укрепил меры, предпринятые Никсоном, но и распространился по всему миру, что привело к тому, что мы сейчас называем финансиализацией экономики под гегемонией доллара.

Соединенные Штаты навязали Японии соглашения "Плаза". Они вынудили азиатскую страну, которая после окончания Второй мировой войны была оккупирована десятками тысяч американских солдат, резко повысить курс своей валюты — иены. Это сделало ее экспортный сектор менее конкурентоспособным, что негативно отразилось на экономическом росте.

Администрация Рейгана значительно увеличила расходы на оборону, в основном за счет средств, которые появились благодаря новым мировым финансовым тенденциям. Это ускорило гонку вооружений с Советским Союзом. Соединенные Штаты финансово истощали своего противника, который тратил больше, чем мог себе позволить. Это способствовало ускорению кризиса, который привел к распаду Советского Союза в 1991 году.

В итоге усилия Вашингтона увенчались успехом, и Соединенные Штаты утвердились в роли мирового гегемона. С 1991 года у них не было серьезных соперников, что позволило им, как никогда ранее, утвердить свою власть на глобальном уровне.

Сейчас мы находимся в новой фазе кризиса, когда американская гегемония подвергается сомнению. В отличие от предыдущей эпохи противостояния с Советским Союзом, на этот раз роль экономического и политического соперника играет одна страна — Китай. С 2014 года эта страна опередила США по ВВП по ППС и теперь лидирует по нескольким технологическим направлениям.

В январе 2025 года госсекретарь США Марко Рубио заявил, что Китай представляет [для Америки] большую "угрозу", чем в свое время представлял Советский Союз. Для сравнения: на пике своего экономического развития в 1975 году ВВП СССР по ППС составлял 58% от ВВП США. В 2024 году ВВП Китая был эквивалентен 133% ВВП США.

В военной сфере Соединенные Штаты также сталкиваются с новыми вызовами. Среди них Россия, обладающая самыми передовыми оружейными технологиями в мире, включая гиперзвуковые ракеты "Орешник", которые не может остановить ни одна существующая система ПВО. Китай также заявил о многочисленных инновациях в области вооружений, что вызывает беспокойство у Белого дома. Кроме того, на горизонте маячит еще одна угроза — страны БРИКС. Таким образом, президент Трамп столкнулся с более серьезными вызовами, чем его предшественники Никсон и Рейган.

Укрепляет ли Трамп единство, которого не хватало БРИКС?

Трамп неоднократно угрожал странам БРИКС, начиная с предвыборной кампании и заканчивая заявлениями, сделанными в первый день июльского саммита группы в Рио-де-Жанейро. Эти угрозы показывают, что Вашингтон осознает потенциал, который этот блок может представлять для ослабления гегемонии США.

В последние годы США стали более активно вводить санкции в отношении различных стран. Они также начали шире использовать в качестве политического оружия доллар и SWIFT — международную межбанковскую систему передачи финансовой информации и совершения платежей, которая упрощает международные экономические транзакции. К этому добавляется кража резервов и активов из стран, бросающих вызов Вашингтону (Россия, Венесуэла, Афганистан и так далее).

Мы также стали свидетелями военного наступления НАТО на Украине и поддержки Белым домом геноцида палестинцев в секторе Газа. Всё больше стран Глобального Юга приходят к выводу, что Соединенные Штаты больше не являются надежным и даже желанным партнером, и что необходимо искать альтернативы.

Неудивительно, что за последние два года более 30 стран проявили интерес к вступлению в БРИКС. В 2023 и 2024 годах проведены два этапа расширения, в результате которых количество членов организации увеличилось с пяти до десяти (Саудовская Аравия, приглашенная в 2023 году, пока не приняла окончательного решения). Также была учреждена новая категория — десять "стран-партнеров".

Тем не менее, несмотря на значительный прогресс в работе Нового банка развития (далее — "Банк БРИКС") с момента вступления Дилмы Русефф (Dilma Rousseff) в должность президента в марте 2023 года, БРИКС по-прежнему сталкивается с трудностями в реализации конкретных проектов политического, дипломатического и экономического сотрудничества. Особенно сложно продвигать инициативы в области финансов и валют, так называемой "дедолларизации", чтобы создать альтернативы доминированию доллара в мировой экономике.

В настоящее время группа столкнулась с серьезной проблемой: расширение привело к увеличению ее потенциала, но правило двигаться вперед только на основе консенсуса вызвало приостановку проектов, которые могли бы заложить основу для столь необходимой новой глобальной финансовой и валютной архитектуры.

И вот появился Дональд Трамп со своим тарифным цунами и угрозами, которые звучали как слова Дона Корлеоне: "Я собираюсь сделать вам предложение, от которого вы не сможете отказаться". Он направил свой взгляд сразу на пять стран БРИКС: Китай, Бразилию, ЮАР, Иран (в военной сфере) и, к удивлению многих, на Индию — самого проамерикански настроенного члена группы, который тесно связан с США и в последнее время тормозит прогресс в финансовом сотрудничестве внутри объединения.

Трамп своими действиями угрожает суверенитету этих стран и даже задевает их давно уснувшую национальную гордость. Его вмешательство в национальную классовую борьбу ослабляет проамериканские и антибриксовские /антикитайско-российские силы, одновременно усиливая позиции тех, кто выступает за диверсификацию экономических партнерств и сближение с блоком.

Сейчас мы наблюдаем похожую ситуацию в Бразилии, Индии и ЮАР. Эта тенденция напоминает нам о прошлых атаках Запада на Россию (2014, 2022 годы) и Китай (с 2018 года), когда прозападные и либеральные силы в обеих странах были вынуждены уступить свои позиции более патриотическим течениям.

В Китае, начиная со своего первого срока, Трамп из-за этого феномена получил прозвище Чуань Цзянь Го (川建国/ Chuān Jiàn Guó): "Чуань" – это китайское произношение фамилии Трампа, "Цзянь" означает ‘строитель’, а Го — ‘нация’ или ‘страна’, то есть ‘Трамп — строитель китайской нации’.

Развязав "торговую войну" с Китаем и введя первые санкции в технологическом секторе (в первую очередь против компаний Huawei и ZTE), президент США, по сути, заставил азиатскую страну осознать, что она больше не может полагаться на Вашингтон и должна ускорить развитие своего собственного высокотехнологичного сектора, например производство современных чипов. Сможет ли он сыграть аналогичную роль и для БРИКС?

В последние месяцы мы наблюдаем растущую активность между Россией, Китаем, Бразилией и Индией. Она проявляется в телефонных разговорах и визитах, которые уже начинают менять структуру дипломатических отношений между основными экономиками БРИКС. В последнее время напряженность между Китаем и Индией мешала развитию группы.

Поэтому успешные переговоры между двумя странами, включая визит министра иностранных дел Китая Ван И в Нью-Дели, стали неожиданностью. Они не только касались давнего пограничного спора, но и соглашений по редкоземельным металлам, разрешения на экспорт передовых китайских тоннелепроходческих машин и возобновления авиасообщения между странами.

В конце августа 2025 года премьер-министр Индии Нарендра Моди впервые за семь лет посетил Китай, чтобы принять участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Фотографии и видео, на которых Си Цзиньпин, Моди и Путин тепло обмениваются мнениями и рукопожатиями в Тяньцзине, облетели весь мир. Эти кадры стали символом сближения двух азиатских гигантов, которое стало возможным благодаря посредничеству России.

Благодаря своим теплым отношениям с обеими сторонами Москва смогла предотвратить ухудшение отношений между Пекином и Нью-Дели, а теперь, кажется, она способствовала установлению мира. Как поэтично заметил председатель Си Цзиньпин, "настало время дракону и слону танцевать вместе".

Укрепит ли новый геополитический сценарий, порожденный действиями Трампа, столь желанное единство БРИКС и раскроет ли потенциал их стратегического партнерства? Мы пока не знаем. Однако стоит перечислить некоторые возможности, открывающиеся перед группой, на долю которой сегодня приходится почти 40% мирового ВВП по ППС и почти половина населения планеты.

У БРИКС огромный потенциал, но конкретного прогресса пока нет

Большинство предложений, обсуждаемых в рамках БРИКС, касаются срочной реформы глобальной финансовой и валютной системы. Цель — создать альтернативы "чрезмерной гегемонии" доллара. Далее мы сосредоточимся на этих предложениях. Однако стоит отметить, что есть и другие инициативы в различных сферах, включая здравоохранение и цифровой суверенитет/искусственный интеллект, предложенные Бразилией в качестве председателя БРИКС в 2025 году.

На саммите в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2023 году президент Лула объявил о создании рабочей группы. Ее задача — разработать предложения по созданию новой международной платежной системы, которая могла бы стать альтернативой SWIFT и способствовать развитию международной торговли в национальных валютах. Он также предложил обсудить создание расчетной единицы для торговли между странами БРИКС.

С тех пор, хотя соглашение так и не было достигнуто, за кулисами переговоров произошли значительные изменения. В 2024 году, во время председательства России, был выдвинут ряд инновационных идей, которые активно обсуждались в рамках председательства Бразилии в этом году. Ниже мы подробно рассмотрим некоторые из этих предложений, которые в настоящее время находятся на различных стадиях переговоров.

а. Новая международная платежная система: создание альтернативы SWIFT, упрощающей торговлю в национальных валютах, пользуется поддержкой президента Лулы. Эта тема неоднократно обсуждалась в рамках БРИКС во время председательства Бразилии в этом году. Участники альянса акцентировали внимание на снижении транзакционных издержек, при этом стараясь избегать резких высказываний, таких как "дедолларизация" или "создание альтернатив доллару". С технической точки зрения, внедрение такой системы не представляет собой сложной задачи. У Китая, России и Индонезии уже есть собственные международные системы, которые могли бы стать основой для возможной интеграции в рамках БРИКС. Однако этот вопрос остается политически неоднозначным, поскольку Белый дом вряд ли одобрит такие действия. Некоторые члены БРИКС, похоже, пока опасаются ответной реакции со стороны США. Члены БРИКС, такие как Россия, Иран и Куба, а также их партнер Венесуэла, могут получить немедленную выгоду от такой интеграции, поскольку в настоящее время они исключены из системы SWIFT по решению США. В некоторых случаях торговля в национальных валютах достигла значительных успехов, например между Россией и Китаем, где почти 100% расчетов уже осуществляются в их собственных валютах, и между Россией и Индией, где около 90% операций проводится в обеих национальных валютах. Недавно Китай и Индонезия объявили о начале двусторонней торговли в национальных валютах, а Индия, которая сейчас находится под пристальным вниманием Белого дома, выразила заинтересованность в интернационализации рупии. На фоне недавних нападок Вашингтона на нескольких членов БРИКС шансы на достижение соглашения о новой системе торговли становятся всё более реальными.

б. Пул условных валютных резервов (CRA): этот фонд, созданный в 2014 году (совместно с Новым банком развития), представляет собой альтернативу МВФ на случай возможного дефицита ликвидности в международных резервах любой страны БРИКС. Пул располагает 100 миллиардами долларов в виде виртуальных резервов, которые были распределены между пятью странами-основателями БРИКС следующим образом: 41% у Китая, по 18% у России, Бразилии и Индии, а также 5% у ЮАР. Он так и не был использован, поскольку пять стран-основателей БРИКС обладают значительными резервами и, вероятно, не будут нуждаться в помощи МВФ. Однако в прошлом году новым членам БРИКС Египту и Эфиопии пришлось прибегнуть к помощи МВФ, подписав соглашения, которые негативно сказались на их экономиках. Наиболее тревожным является пример Эфиопии, которая взяла кредит в размере 10,4 миллиарда долларов (что составляет около 8% от ее ВВП и, следовательно, относительно больше, чем у Аргентины). Этот кредит был предоставлен МВФ на стандартных условиях, таких как приватизация стратегических секторов (банковского дела и телекоммуникаций) и девальвация национальной валюты (с отменой режима обменного курса в стране). Теперь эта восточноафриканская страна находится в руках Вашингтона. Тот факт, что у БРИКС есть нетронутый фонд, в то время как два новых члена должны были пожертвовать своими экономиками, представляет собой серьезное противоречие.

Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, — это отсутствие "надзорного органа" для оценки и мониторинга любых кредитов. Без этого органа, если бы сегодня страна попросила кредит, только 30% суммы могли бы быть одобрены исключительно БРИКС, а остальные 70% — только МВФ. Иными словами, хотя этот фонд задумывался как альтернатива МВФ, он по-прежнему зависит от него. В этом году начались переговоры о пересмотре механизма расширенного финансирования (RCF). В результате фонд может быть расширен за счет включения всех членов группы, что в конечном итоге будет полезно для Египта и Эфиопии. Также важно отметить возможность использования новых валют, что имеет большое значение. Если CRA сможет предложить конкретную альтернативу МВФ, который на протяжении десятилетий использовался Западом для навязывания неолиберализма экономикам стран Глобального Юга, это станет историческим достижением БРИКС. Это продемонстрирует ее способность создавать альтернативы валютной системе, контролируемой Вашингтоном.

c. Перестраховочная компания БРИКС: перестраховочные компании выступают в роли гарантов для страховых компаний, обеспечивая их способность выполнять свои обязательства перед клиентами, что, в свою очередь, поддерживает стабильность рынка. Большинство таких компаний базируется в Европе, а некоторые — в Соединенных Штатах. В настоящее время в геополитическом контексте они стали своего рода "санкционной полицией" Запада. Это хорошо видно на примере так называемого "потолка цен" НАТО на российскую нефть, который активно применяется в последние годы. Предположим, что какая-то страна готова покупать у России нефть по цене, превышающей установленный "потолок". В таком случае компания не может получить страховку по цене, которую она платит, поскольку перестраховщик устанавливает максимальный лимит для страховщиков. Создание перестраховщика БРИКС могло бы обеспечить защиту от западных санкций. Это предложение было выдвинуто Россией во время ее председательства в 2024 году, и переговоры по его реализации продолжаются.

г. Зерновая биржа: еще одно предложение России, переговоры по которому пока находятся на ранней стадии. Однако оно имеет огромный потенциал для стран БРИКС на нескольких уровнях, и его преимущества могут быть распространены на большее количество стран Глобального Юга. Ключевым моментом является тот факт, что на 20 стран, входящих в эту группу, приходится более 60% мирового производства риса, около 55% соевых бобов, 50% пшеницы и 46% кукурузы. Вот что сказал президент России Владимир Путин, озвучивая это предложение: "Если мы, страны БРИКС, производим большую часть мирового зерна, то почему цены на него до сих пор устанавливаются на Чикагской фондовой бирже?"

Создание зерновой биржи могло бы повысить прозрачность и увеличить влияние стран-производителей на формирование цен. Это способствовало бы снижению спекулятивных механизмов, которые так распространены на мировом рынке. Также рассматривается возможность создания "регулирующего запаса" зерна БРИКС. Если какая-либо страна столкнется с проблемами поставок определенных зерновых культур, группа могла бы гарантировать эти поставки. Это стало бы важным шагом к обеспечению коллективного продовольственного суверенитета стран БРИКС.

Существует еще один важный аспект, связанный с предложением, который возвращает нас к теме дедолларизации. Зерновые — это товары, а одним из ключевых аспектов силы доллара является то, что примерно 80–90% товаров, включая энергоносители и полезные ископаемые, торгуются в американской валюте. Это заставляет страны по всему миру постоянно искать доллары для импорта основных товаров, таких как продовольствие и энергоносители.

Зерновая биржа БРИКС может расширить свой ассортимент валют и включить в него такие ценные активы, как китайский юань, бразильский реал, российский рубль и индийская рупия. Это позволит снизить зависимость от доллара в международных резервах этих стран и сделать их менее уязвимыми перед возможными проблемами ликвидности.

Аналогичные договоренности могли бы быть достигнуты и в энергетической сфере. Страны БРИКС обладают примерно 50% мировых запасов нефти и около 60% запасов газа. Кроме того, они являются лидерами в производстве возобновляемой энергии (Китай, Бразилия и Индия) и атомной энергии (Китай и Россия). Наличие значительных запасов и способность производить большую часть ключевых мировых сырьевых товаров, таких как энергоносители, полезные ископаемые и продовольствие, создают огромный геополитический потенциал для БРИКС, который должен быть реализован в ближайшие годы.

Многие считают, что Бандунгская конференция, проведенная 70 лет назад в Индонезии, послужила источником вдохновения для БРИКС. Однако в сфере сырьевых товаров группа, вероятно, должна ориентироваться на опыт Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Это означает, что ей следует использовать свой контроль над значительной частью мирового рынка стратегических сырьевых товаров для усиления влияния на цены, увеличения доходов и, в конечном итоге, в качестве сдерживающего фактора против коллективного Запада.

Расширение БРИКС значительно усложнило переговоры, и теперь достичь консенсуса стало еще труднее. Возможно, пришло время обсудить критерии консенсуса и рассмотреть возможность реализации предложений группой стран (например, пятью или шестью), а другие страны могли бы присоединиться позже, оценив полученный опыт.

Как мы видим, у стран БРИКС огромный потенциал для сотрудничества, но его необходимо реализовать. Если в ближайшие годы группа не сможет предоставить ощутимые выгоды для народов своих стран, ее легитимность может оказаться под вопросом, и она рискует превратиться в подобие G7.

Общественная поддержка БРИКС также будет иметь огромное значение. Если новый глава государства решит выйти из состава группы, как это сделал, например, президент Аргентины Хавьер Милей, население может выступить за сохранение членства своей страны. Однако это возможно только в том случае, если люди будут ассоциировать БРИКС с улучшением качества жизни.

Соединенные Штаты осознают, что их гегемония находится под угрозой. Однако у них всё еще есть ресурсы, чтобы попытаться обратить этот процесс вспять, как они уже неоднократно делали в прошлом, в том числе с помощью военных действий. С другой стороны, их противники на Глобальном Юге никогда не были так сильны, как сейчас.

Тем не менее, если мы не сможем добиться политического единства, которое приведет к реальным действиям, у Соединенных Штатов будет больше шансов сохранить свою глобальную гегемонию, используя бомбы, доллары и контроль над данными. Предложения, подобные тем, о которых говорилось ранее, могут помочь ослабить гегемонию доллара и принести реальную пользу народам наших стран. Может ли Трамп стать той искрой, которая разожжет пламя?

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'