В Вашингтоне прошли переговоры Трампа с лидерами бывших советских республик Средней Азии - Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана. Встречу президента США с главами стран постсоветского пространства приурочили к 10-летию формата С5 + 1. Этот формат создали за океаном. Он был нужен якобы для объединения интересов пяти стран Центральной Азии с интересами американцев. Ну будто бы для «улучшения диалога» Америка-Азия. И как бы для «усиления сотрудничества». Но где та Америка, и где та Азия?
На Радио «Комсомольская правда» говорили об этом со Станиславом Притчиным, завсектором отдела Центральной Азии института ИМЭМО РАН.
ИМИТАЦИЯ СИЛЫ ТРАМПА
- Стоит ли рассматривать визит лидеров стран Средней Азии в логово американского империализма как тревожную для нас новость?
- Тут красота в глазах смотрящих.
- То есть, это - «как посмотреть»?
- Попробуйте понять, кто такой Дональд Трамп. И сколько может продлиться его интерес к тому или иному региону. Оценить любопытство его к тому или иному конфликту. Не в первый раз мы видим такой резко фокусный, очень краткосрочный интерес к отдельной теме. А потом - резкое охлаждение.
- Так Южный Кавказ в фокус Вашингтона попал ненадолго?
- Он стал для Трампа «самым приоритетным направлением» лишь на несколько жарких августовских дней. Потом какие-то подвижки отмечались. И непонятно было, что именно там произошло. И как это реально повлияло на урегулирование. И стало ли это именно вкладом Трампа в погашение конфликта на Кавказе.
АЗИАТСКОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ
- А по другим конфликтам на постсоветском пространстве?
- По ним есть вопросы - насколько все это эффективно.
- По Средней Азии — схожая с Кавказом история?
- Да та же самая история! Трамп любит играть в игры, где легко и быстро можно достичь эффектного пиар-результата. Он собрал в Белом доме пять лидеров среднеазиатских стран. Они вроде бы поговорили на серьезные темы. Но реальный выхлоп какой?
- И какой?
- Понятно - ряд американских компаний первыми освоят азиатские месторождения. В первую очередь — редкоземельные. Ташкент и Астана начнут активнее покупать американские товары. При том Узбекистан — на 35 миллиардов долларов в ближайшее время вложится в инвестиции в США. А в ближайшие 10 лет – на 100 миллиардов долларов.
- Получается, не американцы инвестируют в регион, а наоборот?
- Штаты упорно навязывают центральноазиатским странам свои товары и услуги. И государства эти, по факту, поддержат налогоплательщиков американских, а не своих граждан.
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД
- Как формату Россия - Центральная Азия - Китай – может помешать американский «особый подход»?
- Байден к Китаю и к Азии был пассивен. Тогда, в основном, за внешнюю политику отвечал госсекретарь Блинкен. Сейчас Трамп сам любит снимать сливки со всех госмероприятий. Но от этого глубина взаимодействия Америки с Азией не увеличивается. Это такой мгновенный всплеск яркого интереса - а потом спад. Возможно, Трамп прилетит в Центральную Азию. И посетит Астану и Ташкент.
- Это станет первым визитом президента США в регион?
- Да, но с учетом того, как ведутся переговоры, с учетом того, что для США Центральная Азия – это инструмент борьбы с Россией и с Китаем, это накладывает серьезные ограничения на то, чтобы Штаты стали полноценным участником и партнером центральноазиатских государств.
- Экономического интерес тут есть?
- Есть интерес к ресурсам. На западе Казахстана с 1990-х годов работают американские компании. Но до сих пор в Казахстане спорят об этом - соглашение о разделе продукции засекречено. И никто не знает, сколько денег от продажи нефти и газа Казахстан получает. То, что американские компании вернули давно уже свои инвестиции, работают в прибыль - в этом никто не сомневается. Но сколько сам Казахстан получает?
ЦИНИЧНЫЙ ПОДХОД
- Реальный подход США к азиатскому региону крайне циничен?
- Товарооборот всей Центральной Азии с США был 7 миллиардов долларов. Из них почти 5 миллиардов пришлось на Казахстан. Американские компании там присутствуют больше 30 лет. США покупают и нефть, и уран из Казахстана.
- А наш товарооборот с Центральной Азией?
- Наш - 45 миллиардов. Китайский – 66 миллиардов.
- И тут возникает тема нажима на ОДКБ?
- Лидер Азербайджана принял в Баку делегацию НАТО. И заявил о переводе армии Азербайджана на стандарты НАТО. В Ереване звучат похожие настроения.
- Им для этого нужно выйти из ОДКБ?
- Разговоры об этом ведутся. И нажим со стороны США в том числе на южные страны постсоветского пространства, Южного Кавказа и Центральной Азии, тоже идет по этой части.
- ОДКБ - не за рамками внешнего давления?
- В общем — да. Но Южный Кавказ – немного особая история. Азербайджан, в принципе, никогда и не рассчитывал вступать в ОДКБ. В том числе в силу наличия нагорно-карабахского конфликта. Который сейчас завершен.
- А там еще и сотрудничество Баку с натовской Турцией...
- Сотрудничество с Турцией всегда было у Азербайджана. Баку всегда себе в качестве образца выбирал армию Анкары. А она построена по стандартам НАТО. Поэтому здесь ничего удивительного нет. Просто раньше прямое взаимодействия Азербайджана с НАТО - ну, оно было, такое.. эпизодическое.
РЕАЛЬНАЯ СИЛА
- У Азербайджана основа вооружения какое?
- То оружие, которое в азербайджанской армии стоит на вооружении - это все еще советское, российское военное железо.
- А Армения процесс выхода из ОДКБ не ускорила?
- То, что они заморозили свое членство в ОДКБ, не значит, что Ереван оттуда выходит. То есть, несмотря на критику организации, несмотря на то, что сейчас вроде бы с США пошли подвижки усиления взаимодействия - выхода Армении из ОДКБ нет.
- А в Центральной Азии?
- Там ситуация другая. Россия в регионе - основной гарант безопасности. События в Казахстане в январе 2022 года показывают, что, кроме России, никто не готов реальные шаги там предпринимать. И в Афганистане проблемы схожие были - и что? В регионе Россия остается единственным реальным гарантом настоящей безопасности.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Иван ПАНКИН
Автор: Игорь ЯКУНИН
НОВОСТИ СЕГОДНЯ


Похожие новости: