Европейские компании общественного вещания создавались для борьбы с пропагандой. Рожденные на руинах войны с целью защиты демократии от лжи, теперь они проповедуют умеренные, лицемерные, одобренные государством истины. Недавние отставки на BBC — лишь последний симптом разложения, поразившего медийный ландшафт Европы. Модель, созданная для сдерживания власти, перешла к ней в услужение.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Идея общественного вещания родилась вскоре после 1945 года. Пережив пропаганду Геббельса и радио режима Виши, демократические страны пришли к выводу, что истине нужны собственные институты. Государство должно было финансировать их, но не контролировать. Вещатели, такие как BBC, Radiodiffusion Française, немецкая ARD и итальянская RAI, были призваны говорить от имени общества. И десятилетиями именно так они и поступали. Их стиль был спокоен, фактологичен, сбалансирован и свободен от политики. Так голос разума победил голос режима.
Американской мечты больше нет: молодых в США убеждают, что важно другое
Спустя 80 лет институты, созданные для защиты общества от пропаганды, сами превратились в пропагандистские машины. Они говорят не от имени нации, а от имени правящего класса — склонные к морализаторству, избирательные в подаче информации и нетерпимые к инакомыслию. Их создавали для объединения, но теперь они вносят раздор. Они должны были просвещать, а теперь поучают.
Во Франции, Германии и Италии медиа-гиганты, призванные быть эталоном беспристрастности, превратились в рупоры политического единомыслия. France Télévisions, некогда строгий хронист жизни нации, теперь не отличить от пресс-центра президента. Его новостная картина неизменно воспроизводит одобренные властью предержащими взгляды и морализаторские конструкции, а не подлинное многообразие точек зрения. Общий тон насаждает иллюзию консенсуса, заглушая голоса оппонентов и продвигая лишь те нарративы, что созвучны видению правительства и культурной верхушки. Стоит политику позвонить — и вещатель уже готов предоставить прайм-тайм, задавая удобные вопросы и заботливо избегая любых неудобных уточнений.
Немецкие ARD и ZDF, в прошлом — символы послевоенного нейтралитета, теперь говорят на языке навязанной добродетели. Ежевечерний выпуск "Tagesschau" обрушивает на зрителя настоящую лавину проповедей о климатической угрозе, миграции и европейской солидарности. Все освещение событий безжалостно пропускается через жесткий фильтр единой моральной установки.
Концепция "общественного вещания" превратилась в синоним культурной гегемонии, где журналистику подменили моральными указаниями. То же наблюдается и на BBC: здесь миссия служения обществу свелась к навязыванию "правильных" взглядов, а не к объективной информации, и теперь вещатель лишь укрепляет позиции правящего класса, вместо того чтобы их оспаривать.
Однако эта система уже трещит по швам. В Германии вещатель ARD, объявивший об увольнении 700 сотрудников к 2029 году, вызвал волну возмущения после того, как топ-менеджеры спустили деньги телезрителей на люксовые автомобили с шоферами. France Télévisions теряет молодых зрителей с рекордной среди основных телесетей скоростью. За последнее десятилетие ее аудитория в возрастной группе до 35 лет сократилась вдвое. Финансовые расследования выявили бессмысленные траты на привилегии для руководства, раздутые оклады топ-менеджеров и дорогостоящие "престижные проекты". Культура избытка, царящая в этих структурах, в точности повторяет расточительность государственного аппарата.
На протяжении десятилетий европейские общественные вещатели неуклонно увеличивали число каналов и расширяли штат сотрудников. Каждая новая бюрократическая реформа неизменно вела к созданию дополнительных отделов. Общественное вещание разрослось, как и само государство — громоздкое и малоэффективное. И, как любое правительство, эти медиагиганты не сомневаются в своей исключительной важности.
Однако теперь их всех охватила настоящая паника. Финансирование не растет, политическая поддержка тает на глазах, а аудитория стареет. В глазах публики эти институты давно перестали быть стражами демократии, превратившись в ее пережиток. И в ответ общественные вещатели лишь ужесточают свой менторский тон, ошибочно полагая, что ханжество поможет вернуть им былое значение.
Счетная палата Франции сообщает о совокупном дефиците France Télévisions в размере 81 миллиона евро с 2017 года и прогнозируемых убытках в 40 миллионов евро в текущем году. В 2022 году лицензионный сбор был отменен и заменен прямым финансированием из госбюджета. Это поставило медиакомпании в еще более жесткую зависимость от правительственной воли. Результатом стал исход зрителей. Теперь на французском рынке круглосуточных новостей лидирует CNews — французский аналог британской GB News, — которую общественный вещатель France Télévisions сам когда-то с пренебрежением называл популистским балаганом.
Эта же тенденция наблюдается по всей Европе, и Британия — не исключение. Абсолютно все общественные вещатели стремительно теряют как зрителей, так и репутацию. Существующие на налоги граждан и нанимающие выпускников с одинаково узким взглядом на мир, они сегодня больше похожи на идеологические отделы, чем на редакции. Их повестка унифицирована, тон снисходителен, а аудитория — сокращается.
BBC просто первой не выдержала груза собственного лицемерия. Ее проблемы носят системный характер. Организация проповедует плюрализм, но насаждает единообразие мнений. Она по-прежнему призывает к "балансу", но ее мировоззрение — в отношении Трампа, Газы, Брексита и гендерной проблематики — затвердело в моральную самоуверенность. France Télévisions почти идеально ее копирует. Она финансируется государством, сосредоточена на одном лишь Париже и убеждена в том, что инакомыслие есть экстремизм. Чем больше зрителей уходит, тем визгливее становятся ее проповеди.
На освободившееся пространство выходят GB News в Британии, CNews во Франции и целая россыпь шумных онлайн-вещателей. Они заново открыли ценность публичной полемики, которую утратили мейнстримные СМИ. Телезрители, уставшие от снисходительного тона, потянулись к тем, кто ведет диалог на равных, а не поучает свысока. Тем самым они развеяли иллюзию о том, что общественные вещатели незаменимы для демократии.
Идеология общественного вещания предполагала, что граждане навсегда останутся пассивными реципиентами информации, спускаемой сверху вниз. Но все сложилось не так. Технологии подорвали эту монополию. Теперь мы видим лишь раздутые бюрократические структуры, замкнувшиеся на себе и уверенные, что более громкая и настойчивая проповедь вернет им утраченную аудиторию. Однако, как только общество перестает доверять нейтральности национального вещания, рушится этическая основа самого понятия "общественное вещание".
По всей Европе налогоплательщики вынуждены финансировать институты, утратившие свою изначальную функцию. Их миссия заключалась в информировании, объединении общества и защите от пропаганды, однако сейчас эту задачу куда успешнее решают другие, причем за символическую плату. Так называемые "общественные" вещатели выражают мнение класса, возведшего собственные предрассудки в ранг просвещенности. Они превратились в последний бастион истэблишмента, но он вот-вот уже разрушится изнутри.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: