Триллионы рублей под крышей ЦБ: Как АСВ банкротил банки. Расследование, о котором пора говорить громко

ЦАРЬГРАД 3 дней назад 9
Preview

Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников задержан и помещён под стражу на два месяца в СИЗО "Лефортово". Ранее по тому же маршруту последовали два его заместителя. АСВ непосредственно подчинено Банку России, а его совет директоров возглавляет председатель правления Центробанка Эльвира Набиуллина.

Данная вертикаль не возникла произвольно: Центробанк лишает лицензии банки, не сумевшие удержаться на плаву либо умышленно превращённые владельцами в "прокладки" для вывода денег. Всю остальную работу выполняет уже АСВ.

Согласно официальным сведениям, за 20 лет деятельности через госкорпорацию прошли триллионы рублей. Например, общий объём выплаченных страховых возмещений составил два триллиона рублей, а клиентам лишённых лицензий частных банков агентство возместило 2,3 триллиона рублей.

В беседе с Царьградом кандидат экономических наук Дмитрий Бархота отметил важный нюанс: АСВ распоряжается активами финансовых структур, попавших под ликвидационные мероприятия. То есть имуществом, в состав которого входят ценные бумаги, недвижимость, дочерние предприятия и так далее. Оно должно быть продано для того, чтобы расплатиться с вкладчиками - юридическими и физическими лицами. Экономист подчеркнул, что агентство дефицитное, то есть оно будет просить деньги у Центробанка, чтобы выплатить новые страховки.

Одновременно с этим АСВ - довольно закрытая структура с почти что кастовым устройством. И когда речь идёт о махинациях на сотни миллионов и миллиарды рублей, руководство агентства не могло быть не в курсе,

- считает Бархота.

Если говорить конкретно о деле Мельникова, то оно начало раскручиваться в июне 2024 года в Новосибирске, где был арестован местный бизнесмен Евгений Богорад. Согласно версии следователей, именно он организовал схему незаконного извлечения прибыли из новосибирского аквапарка "Аквамир". На определённом этапе к ней присоединился другой известный местный предприниматель Эдуард Таран. Его задержали 11 ноября 2024 года. В те же дни прозвучал первый тревожный звонок для АСВ: в Москве был арестован заместитель Мельникова Александр Попелюх. Тогда же суд отправил под домашний арест арбитражного управляющего Дмитрия Воронина.

Всех перечисленных людей объединяет следующая история. В 2013-м ООО "ВДТ Строй" получило у "Межтопэнергобанка" кредит на строительство в Новосибирске аквапарка "Аквамир". Аквапарк построили, новосибирцы довольны, всем хорошо. Но уже через год после открытия объекта у "Межтопэнергобанка" отозвали лицензию. А "ВДТ Строй" не смог выплатить 2,2 млрд рублей по кредиту, залогом которого был как раз "Аквамир". В 2019-м управление "Аквамиром" как активом "Межтопэнергобанка", принадлежащим банку, перешло к АСВ.

Вот тут, как поясняет Дмитрий Бархота, роль АСВ становится ведущей.

Ситуация с "Межтопэнергобанком" — типичная для деятельности АСВ. На момент отзыва лицензии у банка сформировался огромный объём вкладов населения на пассивной стороне баланса, а в активах — корпоративные кредиты. И агентство могло по-разному оценить эти корпоративные кредиты. Например, увидев в портфеле кредитов этот аквапарк, перезаложить его. И возникает ситуация, что актив находится в залоге у нескольких институтов и ещё генерирует прибыль,

- говорит экономист.

Участие Попелюха в схеме именно в Новосибирске объясняется просто: в 2013–2014 годах он был зампрокурора этого региона. Попелюх при помощи другой заместительницы главы АСВ Ольги Долголевой организовал передачу ООО "ВДТ Строй" (фактического владельца аквапарка) под арбитражное управление Воронина. Новосибирский "Аквамир" на протяжении нескольких лет стабильно приносил прибыль. Вот только прибыль эта, по версии следствия, шла не на выплаты клиентам "Межтопэнергобанка", а в карманы перечисленных выше уважаемых людей.

Ольгу Долголеву арестовали через полгода после Попелюха (и явно по его показаниям) — 29 апреля 2025 года. А ещё через полгода пришла очередь главного человека в АСВ — Андрея Мельникова. По мнению Дмитрия Бархоты, речь идёт не об уникальной или случайной мошеннической операции, а о схеме, которая проистекает из особенностей структуры и деятельности АСВ.

Обвинительное заключение называет общую сумму нанесённого обвиняемыми ущерба в 4 млрд рублей, а их действия определяет как особо крупное мошенничество (наказание - до 10 лет лишения свободы).

 

 

Читать в ЦАРЬГРАД
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'