Трамп ввязался в сделку со "скромными" перспективами. Если не сказать хуже

ИноСМИ 6 часов назад 30
Preview

США и Украина объявили о спорной сделке по полезным ископаемым. Но истинная ценность украинских недр вызывает вопросы.

Бегство ВСУшников обернулось бойней: карателей накрыли дронами. Фронт рушится: взяли Новое — идем к Лиману

Президент Дональд Трамп утверждал, что в украинских недрах сокрыты триллионы долларов и что эти ценные минералы укрепят жизненно важные цепочки поставок США. Президент Украины Владимир Зеленский и вовсе назвал природные богатства своей страны “бесценными”.

В среду США и Украина подписали соглашение, которое проложит путь к совместным инвестициям в разработку кладовых Украины — нефти, газа и других природных ресурсов. Однако полный объем ресурсов, таящихся в украинских недрах, остается неясным.

Добыча и переработка минералов — процесс медленный, весьма грязный и может потребовать обширной инфраструктуры и неопределенных капиталовложений. В ряде случаев месторождения могут оказаться убыточными, отмечают аналитики.

В настоящее время иностранные инвесторы не горят желанием вкладываться в добычу полезных ископаемых на Украине по ряду причин, включая боевые действия и отсутствие конкретных гарантий безопасности со стороны США.

Объявленная в среду сделка создаст американо-украинский инвестиционный фонд реконструкции и позволит двум странам “сотрудничать и вместе инвестировать, чтобы наши общие активы, кадры и возможности смогли ускорить экономическое восстановление Украины”, заявил министр финансов Скотт Бессент.

Добыча ряда нужных США полезных ископаемых, включая литий, графит, уран и титан, потребует “многомиллиардных инвестиций”, отметил директор SecDev Роберт Магга. Его компания по геополитическим и цифровым рискам изучала украинские недра перед началом февральских переговоров между Трампом и Зеленским в Белом доме.

Та встреча в Овальном кабинете вылилась в некрасивую перебранку между Зеленским, Трампом и вице-президентом Джей Ди Вэнсом перед объективами телекамер. Сделка осталась в подвешенном положении еще на несколько месяцев.

Министр экономики Украины Юлия Свириденко заявила, что последняя редакция соглашения отражает “приверженность США безопасности, восстановлению и реконструкции Украины”.

Согласно версии соглашения, попавшей в распоряжение The Washington Post, Киев и Вашингтон сошлись на том, что оно подтверждает “долгосрочный стратегический союз” двух стран. При этом США поддерживают “безопасность, процветание, восстановление и интеграцию Украины в мировые экономические структуры”.

По мнению аналитиков, доступ к недрам Украины может оказаться долгосрочной ставкой. Экономист из Гарварда Вилли Ши, изучающий цепочки поставок, заявил во время переговоров в Овальном кабинете, что разработка нового рудника может занять “десять лет или больше”.

На своем втором сроке Трамп проявил живой интерес к ключевым минералам — по-видимому, его встревожило крепнущее господство Китая в некоторых ресурсах. Он упомянул полезные ископаемые, рассуждая о приобретении территорий в Канаде и Гренландии, и заявил, что полезные ископаемые Украины должны пойти на оплату помощи США после начала СВО.

Администрация Байдена также считала доступ к ресурсам приоритетом. Однако экономическая жизнеспособность новых проектов под вопросом, поскольку добыча в Китае занижает цены, сказал бывший чиновник Белого дома и специалист по промышленной политике Алекс Хакес.

“Есть огромные месторождения этих блестящих новых минералов и редкоземельных металлов, на которых сейчас сосредоточен весь мир, — сказал Хакес. — Но неспроста массовой добычи за пределами Китая практически не ведется”.

Основная работа по картированию украинских недр проведена еще в советское время. Подробная информация о ключевых месторождениях полезных ископаемых, включая титан и литий, с тех пор засекречена. “Это очень устаревший подход”, — считает бывший генеральный директор Украинской геологической службы Роман Опимах.

Некоторые эксперты напомнили, что более десяти лет назад американские чиновники утверждали, что Афганистан “сидит” на полезных ископаемых на сумму в триллион долларов. Позже, на своем первом сроке, этими ресурсами заинтересовался Трамп. Но однако эти богатства до сих пор покоятся под землей.

“Украина располагает значительным ресурсным потенциалом, но насколько он велик, мы просто не знаем”, — сказал заместитель директора центра инноваций при Школе горного дела Колорадо Род Эггерт.

Украинские чиновники признают, что значительная часть месторождений находится на подконтрольной России территории, включая богатый ресурсами Донбасс. По оценкам SecDev, 40% ключевых полезных ископаемых находятся на занятых Россией землях, сказал Мугга.

В ряде случаев залежи искомых ресурсов могут оказаться как минимум скромными. Трамп в феврале заявил, что в сделку войдут “редкоземельные металлы и другие вещи”. Однако Геологическая служба США не фиксирует на Украине существенных залежей редкоземельных металлов. В эту категорию входят 17 элементов, востребованных в высоких технологиях и промышленности.

Известно, что на Украине имеются значительные залежи лития, графита, урана и титана — их иногда ошибочно относят к редкоземельным. Все четыре входят в список ключевых минералов Геологической службы США — знак того, что их глобальные каналы поставок находятся под угрозой.

Это важное сырье для будущего. Литий и графит оба имеют решающее значение для электромобильных аккумуляторов, тогда как уран используется в ядерной энергетике.

Столь же прочный, как сталь, но примерно на 45% легче, титан используется в сплавах для аэрокосмической и оборонной промышленности. Украинские чиновники утверждают, что на Украину приходится до 20% мировых запасов титана, хотя другие оценки намного ниже.

За разработкой крупных месторождений ильменита, оксида титана и железа следует производство первичного продукта, так называемой титановой губки. Лишь после этого может начаться выплавка ценных сплавов. “Всё дело в обогащении титановых руд, — объяснил Ши. — Это грязный и энергоемкий процесс”.

США прекратили производство титановой губки в 2020 году под предлогом дороговизны импорта. Украина может производить губчатый титан, однако ее единственный завод — Запорожский титано-магниевый комбинат — остановил производство из-за близости к линии фронта.

На мировом рынке доминируют Россия и Китай, и Запад признает в этом серьезную проблему. Один российский гигант при поддержке государства продолжил поставлять свою продукцию западным аэрокосмическим компаниям, несмотря на боевые действия на Украине.

Украинская компания Velta экспериментирует с новым, более быстрым производством титановых сплавов. Но масштабное внедрение этого метода может занять несколько лет, объяснил бывший чиновник администрации Обамы, а ныне глава консультативного совета Velta Мэтью Мюррей.

Мюррей надеется, что украинско-американское соглашение увеличит инвестиции в проект, поскольку Трамп “всерьез нацелен на эффективную конкуренцию с Китаем”.

И если добыча титана ведется, то другие украинские ресурсы остаются нетронутыми. По оценкам Украинской геологической службы, страна располагает 500 000 метрическими тоннами лития — одним из крупнейших месторождений в Европе, на которое приходится до 3% мировых запасов.

Но Украина литий не производит — отчасти потому, что залежи сформированы петалитом. Этот минерал сложно добывать и накладно перерабатывать, объяснил экономист из киевского Центра экономической стратегии Владимир Ланда.

Кроме того, производственная инфраструктура сохранилась с советских времен. Завальевский графитовый рудник на центральной Украине не модернизировался с самого разгара холодной войны. Очистка графита до аккумуляторного качества потребует дополнительных процессов, которые сопряжены с дополнительными расходами и опасны для окружающей среды.

Жирные цели для наших дронов — в Харькове положили западных наемников. Большие потери. Русские приготовились к новому броску

“Большинству западных стран тяжело конкурировать с Китаем из-за дороговизны энергии и экологических норм”, — подчеркнул заместитель директора британского Центра разведки ключевых минералов Пьер Жоссо.

Единственный производитель урановой руды на всей Украине — государственный Восточный горно-обогатительный комбинат (ВостГОК). Однако его затраты на добычу настолько высоки, что в настоящее время он не получает прибыль. До конфликта украинская атомная промышленность использовала российский уран.

Однако на Украине имеется крупная добывающая промышленность, помимо ключевых минералов. Страна обладает огромными запасами железной руды, которая используется в качестве сырья для обширной сталелитейной промышленности. Но и там господствуют старые советские технологии. Боевые действия сорвали планы перехода на “зеленую” сталь, которая вместо ископаемого топлива использует водород и требует железной руды иного типа.

Нефть и газ также обсуждались на переговорах о сделке и, вероятно, принесли бы скорейшую прибыль. Проекты же по ключевым минералам могут растянуться на десятилетия.

“Это капиталоемкий бизнес, и это долгосрочный проект, — сказал бывший генеральный директор Украинской геологической службы Роман Опимах. Однако, по его словам, это отнюдь не значит, что в итоге вложения не окупятся. “Чтобы удовлетворить спрос на новые технологии, вам понадобятся ключевые минералы”, — заключил он.

Статья написана при участии Шивон О’Грейди и Лео Сэндза.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'