Президент США Дональд Трамп в очередной раз объявил о планах ввести серьезные санкции против России. На сей раз, в отличие от прошлых угроз, которые так ни к чему и не привели, к ним прилагается новое условие. Истощив терпение союзников и, как водится, нажав клавишу Caps lock, он вчера написал: “Я готов ввести серьезные санкции в отношении России, когда все страны НАТО сделают то же самое и когда все они ПРЕКРАТЯТ ПОКУПАТЬ НЕФТЬ У РОССИИ”.
Какова же стратегия Трампа в этом вопросе? На первый взгляд может показаться, что он передумал и изменил свой подход, но в заявлении звучат безошибочно узнаваемые нотки. Ощущается старый пунктик о том, что США не должны единолично нести ответственность в НАТО, уже воплотившийся в вопросе военных расходов. Кроме того, как и всегда, в полной мере дает о себе знать коммерческая жилка Трампа. ЕС пообещал поэтапно отказаться от российской нефти к 2028 году, и Белый дом хочет ускорить этот срок за счет наращивания закупок у США. Еще одна горячая точка — ядерная энергетика, и США призывают Европу переключиться с российских ресурсов на американские.
Более того, Трамп не утратил куража втянуть союзников в китайско-американское противостояние. В своем сообщении он добавил: “Я считаю, что в сочетании с коллективными пошлинами НАТО на уровне от 50 до 100 процентов против Китая, которые будут полностью сняты после окончания боевых действий между Россией и Украиной, это [санкции НАТО против России] поможет прекратить этот кровавый, но нелепый конфликт”. США призывают европейские страны и страны “Семерки” немедленно обложить Дели и Пекин дополнительными пошлинами в размере от 50 до 100% за закупку московской нефти, однако Европа упирается, опасаясь экономических последствий для своих потребителей, вероятных ответных мер со стороны Китая, а также срыва запланированной торговой сделки с Индией.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер на предстоящей неделе попытается убедить президента США ввести адресные санкции в отношении китайских и индийских компаний, импортирующих российскую нефть, вместо пошлин, которые могут “развязать торговую войну”. Однако недавний всплеск энтузиазма Трампа по поводу этой идеи сулит Стармеру верный провал его миссии: США по-прежнему используют конфликт на Украине, чтобы заставить Европу выбирать между Америкой, с одной стороны, и Китаем и Индией — с другой.
На первый взгляд, последние комментарии Трампа можно трактовать как стремление к согласованной позиции НАТО или, как минимум, отказ от ставших привычными проволочек в отношении России. На самом деле это совсем не так. Венгрия и Словакия объясняют продолжение импорта энергоносителей из России отсутствием альтернатив — вопреки всем исследованиям, свидетельствующим об обратном. Эти страны едва ли станут рисковать своими теплыми отношениями с президентом России Владимиром Путиным и искать другие варианты, и даже если они все же на это решатся, это всё равно займет некоторое время. Это послужит для Трампа идеальным оправданием, чтобы и дальше медлить с санкциями против Кремля, продолжая при этом обвинять в этом других.
Примечательно также, что в своем заявлении Трамп сосредоточился на НАТО, а не на Европе. Член североатлантического альянса Турция с 2023 года стала третьим по величине покупателем российской нефти после Китая и Индии. На этапе, когда Россия решительно прощупывает оборону НАТО, слова Трампа наверняка лишь усилят напряженность и подорвут сплоченность внутри альянса.
Последний выпад президента США вовсе не означает реальной смены позиции. На самом деле, он по-прежнему верен себе: продолжает тянуть с санкциями против Москвы, рассматривая Украину лишь как один из фронтов в реальной битве против Китая — и тем самым подрывая единство НАТО. Трамп стоит на прежних позициях и своего мнения не изменил. Но это все равно музыка для путинских ушей.
Бетани Эллиотт — писательница, специалист по России и Восточной Европе