Стратегия дипломатических действий Индии внезапно стала меняться. Теперь пришло время Нью-Дели оказывать давление на Вашингтон.
В начале нынешней недели Индия принимала в Нью-Дели министра иностранных дел Китая Ван И (Wang Yi), а во второй половине недели появилась фотография, на которой мы видим министра иностранных дел Индии С. Джайшанкара (S. Jaishankar) уже в Москве вместе с президентом России Владимиром Путиным. В течении короткого промежутка времени индийской дипломатии пришлось решать множество задач, начиная от укрепления отношений с Россией, достижения договоренности с Китаем относительно дальнейших шагов в решении пограничного вопроса и кончая отношениями с переменчивым Трампом.
И Соединенным Штатам, которые, казалось, еще недавно разделяли интересы Нью-Дели, никак нельзя пропустить то послание, которое направляет Индия. Стратегия ее дипломатических действий внезапно стала меняться. Некоторые подвергают сомнению многополярный подход Дели, принятый в последнее десятилетие, особенно после введения пошлин Трампом. Пришел черед индийской дипломатии реагировать —перестраиваться и оказывать давление на Вашингтон.
Индия согласилась вернуться к переговорам с Пекином о статусе государственной границы, о чем стороны заявили в соглашении 2005 года, в преддверии визита премьер-министра Нарендры Моди в Китай на саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это важный шаг, поскольку по соглашению вопрос о границе был отделен от "общего развития двусторонних отношений".
В соглашении говорилось: "Разногласия по вопросу о границе не должны влиять на общее развитие двусторонних отношений. Стороны будут решать вопрос о границе путем с помощью мирных и дружественных консультаций. Ни одна из сторон не должна применять силу или угрожать ее применением каким-либо образом друг против друга".
Однако летом 2020 года после военных столкновений в долине реки Галван [китайское название Цзялэвэньхэ – Прим. перев.] Индия заявила о том, что в ходе более широкой дискуссии важное значение должно быть придано обсуждению "мира и спокойствия". Конфликт привел к ухудшению отношений между Индией и Китаем, которое происходило на протяжении более пяти лет.
Политические связи между двумя правительствами публично возобновились только 21 октября 2024 года, после достижения соглашения о разведении сил в проблемных районах, расположенных вдоль Линии фактического контроля (ЛФК).
Через пару дней после достижения соглашения премьер-министр Моди встретился с председателем КНР Си Цзиньпином на полях саммита лидеров БРИКС в Казани. В последние месяцы оттепель ускорилась, кульминацией чего стал визит Ван И в Нью-Дели с 18 по 20 августа.
Под пристальным вниманием США
В декабре 2024 года Довал (Doval) провел в Китае встречу с Ван И на уровне специальных представителей. Похоже, что Индия и Китай не были на одной волне. Нью-Дели дистанцировался от "консенсуса из шести пунктов", предложенного Пекином, который включал договоренность о возвращении к соглашению 2005 года. В то время Индия утверждала, что пограничные связи являются основой для определения общих отношений.
На переговорах на уровне специальных представителей, состоявшихся ранее на этой неделе, Довал и Ван И договорились о создании экспертной и рабочей групп в рамках Рабочего механизма консультаций и координации (WMCC). Данное событие свидетельствует о возобновлении интереса к переговорам о делимитации границы между двумя странами и поддержании порядка.
Успешный с точки зрения китайской дипломатии визит Ван И, по крайней мере в вопросе о возвращении к соглашению 2005 года, состоялся за пару недель до первого визита Моди в Китай на саммит ШОС. И это недавнее потепление отношений между Индией и Пекином оказалось под пристальным вниманием Вашингтона. Предпринятые недавно дипломатические усилия не скрылись из поля зрения Питера Наварро (Peter Navarro), советника президента Дональда Трампа: он отметил, что Индия "подстраивается под [председателя] Си Цзиньпина" вместо того, чтобы признать свою роль в украинском конфликте.
Новый удар по отношениям Индии с Россией Трамп нанес в начале нынешнего месяца — он ввел 25-процентные пошлины на индийский экспорт в США. "Карательные" пошлины, которые должны вступить в силу на следующей неделе, должны обрушить на индийский экспорт, при этом общая тарифная нагрузка составит 50%.
По словам Трампа и нынешней американской администрации, упомянутые пошлины связаны с тем, что Индия продолжает закупать российскую нефть и Нью-Дели "наживается на вооруженном конфликте". Переговоры о двустороннем торговом соглашении с США продолжают буксовать, что вызывает раздражение администрации Трампа, поскольку Индия отказывается открыть свои сельскохозяйственный и молочный секторы для американской фермерской продукции.
Журналисты раскопали данные о планах Пентагона на Россию. Проболтался друг зама Хегсета
Усиление акцента на России
Угрозы администрации США пока не нашли отклика в Нью-Дели. С 19 по 21 августа Джайшанкар находился с трехдневным визитом в Москве.
Важным итогом этого визита стало соглашение об условиях формирования зоны свободной торговли между Индией и Евразийским экономическим союзом(ЕАЭС), который представляет собой единый рынок, возглавляемый Россией, куда также входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, и которое действует с 2015 года.
Такое усиление дипломатических связей между Россией и Индией наверняка вызовет раздражение в Белом доме. Однако некоторые факты противоречат заявлениям Трампа. В период с апреля по июль 2025 года импорт Индии из России сократился примерно на 10%. Около 80% импорта Индии из России приходится на сырую нефть; данный факт говорит о том, что в указанный период, скорее всего, наблюдалось некоторое сокращение импорта нефти из России.
В то же время экспорт Индии в США за тот же период вырос примерно на 21%, а импорт увеличился на 12%. Для Индии Соединенные Штаты остаются крупнейшим рынком сбыта товаров. В 2024-2025 финансовом году Индия экспортировала в США товаров на сумму более 86 миллиардов долларов, что значительно превышает соответствующий показатель любой другой страны.
Второй пакет американских пошлин, вероятно, вступит в силу 27 августа, и его влияние на индийских экспортеров будет, конечно же, со временем ощущаться.
Правда, Нью-Дели не кладет все яйца в одну корзину. Для того, чтобы расширить свое экспортное присутствие, Индия также ведет переговоры о заключении соглашений о свободной торговле с несколькими странами. В прошлом месяце подобное соглашение было, например, между Индией и Великобританией. По имеющимся данным, еще одно соглашение — с Оманом — близится к завершению. Кроме того, ведутся переговоры с Евросоюзом с целью заключения договора к концу нынешнего года. Все это отчасти свидетельствует о стремлении Нью-Дели снизить свою зависимость от рынка США.