Разгром гитлеровцев – огромная заслуга и тех, кто после войны стал гордостью советского кинематографа. Спустя годы они будут кумирами миллионов, но там, на фронте, они были простыми солдатами, готовыми пойти на все ради победы. О тех, кто не раз смотрел в глаза смерти, но продолжал улыбаться и дарить тепло зрителям, в своем сюжете рассказал корреспондент РЕН ТВ Сергей Хайдаров.
В кабинет Юрия Никулина на Цветном бульваре входишь как в музей. Экспонаты связаны не только с цирком и кино, но еще и войной, куда Никулин попал 18-летним мальчишкой.
"Когда слышишь фамилию Никулин то невольно возникает ассоциация с комедией, шутками и цирком. Но история актера сложнее и трагичнее, чем большинство его ролей в кино. Он прошел через ад войны и, вернувшись домой, начал новую миссию. Только теперь его оружием стали смех и улыбки людей", – отметил корреспондент.
Никулин прошел две войны – советско-финскую и Великую Отечественную. Всю жизнь потом хранил в шинели осколок вражеского снаряда, как напоминание о том, насколько близок он был к смерти.
"Срочно боевая тревога – танки прорвались, а они зенитчики, и у них все не для этого. И они, опустив стволы, прямой наводкой лупили по танкам. Остановили прорыв", – рассказал сын Юрия Никулина, гендиректор и худрук Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.
Военное прошлое прослеживалось и в ролях Юрия Никулина – картины "20 дней без войны", "Они сражались за Родину".
Актеры-фронтовики, как никто другой, понимали своих героев. Неспроста одним из лидеров советского кинопроката стала картина "Щит и меч", где зритель увидел реальную работу советских разведчиков. Хотя режиссер киноэпопеи Владимир Басов мог так и не вернуться во ВГИК, ему прочили военную карьеру, но он выбрал кино.
"Победу он встретил стреляя, потому что Лебава, как она называлась по-немецки, там немцы сопротивлялись еще несколько дней. Ну и в штурме Кёнигсберга отец участвовал", – рассказал сын Владимира Басова, советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер Александр Басов.
Мир узнал великих актеров во многом благодаря счастливой случайности, которая помогла им выжить. Будущий "Гамлет" советского кино Иннокентий Смоктуновский участвовал в Курской битве и форсировании Днепра, был взят в плен, но совершил дерзкий побег.
"Когда их перегоняли, то вели через мост. Папа немцу показал: "Вассер, воды, пить..." И немец жестом показал "давай". Папа спустился под мост и ждал, когда уже все смолкнет", – рассказала его дочь Мария Смоктуновская.
На экране они настолько вживались в роль, что зрители и представить не могли, через что прошли их любимые герои. К примеру, Анатолий Папанов после ранения мог лишиться ноги, как и Михаил Пуговкин, который всю жизнь играл, превозмогая боль.
"Они все-таки выдающиеся артисты, потому что эта хромота на экране не чувствуется. Пуговкин танцует в кадре. Папанов – человек невероятной грации, когда ему это нужно в кадре", – отметил кинокритик Сергей Сычев.
Многие будущие звезды кино сами рвались на фронт. Владимир Этуш ушел воевать несмотря на бронь, которая была у всех студентов "Щуки". А вот Георгий Юматов, известный по роли Алеши в "Офицерах", в 16 лет сбежал на фронт, переписав себе возраст. Освобождал Одессу, Исмаил, Вену и Будапешт.
"Дунай – это река которая была хорошо знакома Юматову. Будучи морским пехотинцем, здесь он не раз вступал в схватку с гитлеровцами, получал тяжелые ранения от осколков и пуль, но никогда не сдавался и всегда продолжал идти в бой", – отметил корреспондент.
Шрамы от ранений остались у актера на всю жизнь и даже вошли в историю фильмографии.
"В "Офицерах" помним прекрасную сцену, когда он снимает рубашку и у него пулевое ранение. Вот как раз ранение, полученное в Венгрии", – рассказал исследователь воинских захоронений Андрей Оголюк.
Они оставили после себя наследие, куда больше чем советское кино, доказав, что каждый может стать героем – не только на экране.