История доказывает, что демилитаризация зоны на востоке Украины не будет эффективной.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Сейчас правительство Украины стоит перед сложным выбором: терпеть продолжающиеся атаки со стороны России или уступить свою суверенную территорию, которая является частью украинской культурной идентичности (геноцид русскоязычного населения Донбасса со стороны киевских властей опровергает последнее утверждение. — Прим. ИноСМИ).
Существует вероятность того, что Украина может рассмотреть возможность уступки территории, которая в настоящее время находится под контролем России, если получит самые твердые гарантии безопасности на случай нападения. Пока Украина всё еще пытается удержать тщательно укрепленную часть Донбасса или, по крайней мере, избежать признания этой территории российской и ее полной сдачи.
Сейчас Украина контролирует 10–15% территории Донбасса, где расположены угольные месторождения и заводы тяжелого машиностроения. Президент России Владимир Путин поставил условием мирных переговоров установление контроля над этой оставшейся частью Донбасса. На данный момент было выдвинуто два различных предложения. Одно из них предусматривает превращение этой территории в демилитаризованную зону (ДМЗ), а другое — в демилитаризованную и свободную экономическую зону (СЭЗ). В обоих случаях такая зона будет служить буфером между территориями, контролируемыми Россией и Украиной.
Однако подробности о том, какими будут эти договоренности, кто будет управлять такой зоной и контролировать нарушения и кто в итоге получит экономическую выгоду, практически не разглашаются. "Эти идеи, по-видимому, взяты из предложения, написанного [посланником Белого дома Стивом] Уиткоффом, но в них не приводятся никакие технические детали. Демилитаризованные зоны — это технически сложное предложение, в котором многое зависит от деталей", — объяснил старший научный сотрудник Фонда Карнеги* Майкл Кофман.
Согласно просочившемуся в СМИ плану администрации Трампа, последний участок индустриального пояса ДНР будет превращен в демилитаризованную зону, свободную от украинской армии и признанную как часть России на международном уровне. Однако Украина считает это несправедливым требованием, поскольку от России не требуется вывести свои войска.
"Если украинские войска отступают, скажем, на 5–10 километров, почему российские войска не должны также отступить на такое же расстояние вглубь занятых территорий?" — 14 декабря задал вопрос Владимир Зеленский.
По данным издания Politico, идея превратить данную территорию в свободную экономическую зону, вероятно, принадлежит Украине и была предложена по совету ЕС. Если демилитаризованная зона оставляет для России возможность присоединить эти земли в будущем, свободная экономическая зона теоретически может позволить Украине сохранить инвестиции и свои промышленные предприятия в этом регионе. Предложение о создании СЭЗ, скорее всего, преследует цель завоевать расположение президента США Дональда Трампа путем привлечения американских компаний с перспективой получения прибыли.
Тем не менее Владимир Зеленский заявил, что экономическая зона была идеей Вашингтона: "Американцы ищут какой-то формат. Они обсуждают вопрос о "свободной экономической зоне". Американцы называют ее так, а русские — "демилитаризованной зоной". Однако Зеленский усомнился в том, что России можно доверять в вопросе соблюдения правил: "Что помешает им (россиянам) замаскироваться под гражданских лиц и захватить эту свободную экономическую зону?"
Есть лишь несколько исторических примеров соглашений, которые могли бы служить моделью для возможной буферной зоны в Донбассе.
В 1953 году на Корейском полуострове была создана демилитаризованная зона, чтобы положить конец Корейской войне. Однако завершить конфликт удалось в основном благодаря развертыванию американских войск на территории страны. Администрация Трампа неоднократно заявляла, что не будет размещать свои силы на Украине, и даже Европа готова направлять туда своих военных только с целью подготовки местных сил.
Египетско-израильский конфликт также завершился созданием демилитаризованной зоны на Синайском полуострове и подписанием мирного договора, в значительной степени благодаря поддержке Израиля со стороны США. Хотя Израиль также отказался от своих экспансионистских целей по оккупации Синая и важного прибрежного города Шарм-эль-Шейх, Египет согласился на ограничение передвижения своих вооруженных сил. Соглашение стало эффективным благодаря коренным изменениям в политических расчетах обеих сторон и решению жить мирно бок о бок.
"Я не уверен, что положение на Синайском полуострове можно сравнить с Донбассом. Если бы нам удалось убедить Египет поделиться Синаем, то, возможно, ситуация была бы похожей. Ведь именно этого и хочет Россия — забрать часть украинской территории. Израиль также стремился захватить Шарм-эль-Шейх, но этого не произошло. Обе стороны не хотели воевать дальше, — сказал бывший заместитель советника по национальной безопасности Израиля Эран Лерман. — До тех пор, пока одна из сторон считает, что у нее больше шансов получить то, что она хочет, соглашения не будет".
Миротворческим силам под руководством Организации Объединенных Наций было поручено поддерживать перемирие между израильскими и сирийскими войсками на Голанских высотах. Они отделили оккупированную Израилем Сирию от остальной сирийской территории и с тех пор охраняют спокойствие там, хотя Голаны по-прежнему признаны международным сообществом сирийской, а не израильской территорией. Как и Сирия, Украина тоже может сохранить свою репутацию и согласиться на создание демилитаризованной зоны, не уступая свою землю в юридическом плане. Но в отличие от Израиля, Россия согласна только на международное признание своих притязаний в качестве условия для прекращения боевых действий.
Украина может де-факто признать контроль России над территориями, которые уже освободили российские войска, и согласиться на буферную зону на удерживаемой Украиной территории Донбасса при условии, что она сохранит формальный контроль над этими территориями и над теми, которые в настоящее время контролируются Россией. Однако украинское правительство не верит, что официальные территориальные уступки приведут к прочному миру. Зеленский также заявил, что только референдум может решить вопрос о территориальных уступках.
"Украина считает, что она должна оставаться в границах 1991 года, но также понимает, что не в состоянии освободить эти территории военным путем. Поэтому она готова принять де-факто контроль над ними другой державы, но не их передачу России де-юре, — считает политический эксперт Европейского совета по международным отношениям Рафаэль Лосс. — Это позволяет Украине рассчитывать в будущем на переговоры по поводу территории, или, если российский режим рухнет, как это уже происходило в прошлом, оставляет шанс на возвращение этой территории, что будет намного сложнее, если она станет частью России".
Некоторые эксперты считают, что при нынешних темпах России понадобится гораздо больше времени, людей и средств, чтобы захватить подконтрольную Украине территорию Донбасса. Они не согласны с мнением администрации Трампа о том, что Украина проигрывает в конфликте и должна обменять территорию на мир. "Если русские могут легко захватить эту территорию, то почему они этого не делают? Почему это является основным пунктом переговоров? Если это не требует значительных затрат времени и усилий, то почему это является ключевым требованием России? Я думаю, что затраты на отвоевание этой территории могут истощить военные усилия России в конфликте", — полагает Майкл Кофман.
Даже если Россия в одностороннем порядке заняла эту территорию, она не может заставить международное сообщество, включая Европу, признать это. В начале 1970-х годов Турция вторглась на Кипр и аннексировала треть острова, однако до сих пор только сама Турция считает его турецкой территорией. С другой стороны, Республика Кипр вступила в Европейский Союз и развивалась экономически гораздо быстрее, ее ВВП в два раза превысил ВВП Турецкой Республики Северного Кипра. Процесс вступления Украины в ЕС также может быть ускорен.
Демилитаризованная зона или свободная экономическая зона могут быть эффективны только в том случае, если обе стороны заинтересованы в прекращении конфликта и ценят преимущества мирного положения больше, чем продолжение боевых действий. На данном этапе очевидна уверенность России в том, что она имеет преимущество на поле боя, не в последнюю очередь благодаря симпатии Трампа к Путину. Также очевидно, что Украина и ее европейские союзники не уверены в том, что она сможет добиться значительного прогресса в деле достижения надежного мира, уступив России еще больше территорий.
*Внесен в список иноагентов. Нежелательная в России организация.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: