Шагал, Левитан и Бенуа: рассказываем о выставках декабря

Культура 1 час назад 19
Preview

В первый месяц зимы музеи приглашают совершить путешествие по городам и эпохам: от Саратова до Москвы и от Серебряного века до середины XX столетия.

«Марк Шагал. Радость земного притяжения»
Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина. 11 декабря — 15 марта 2026


У Пушкинского музея и Марка Шагала — давняя история взаимоотношений. В 1973 году художник по приглашению министра культуры Екатерины Фурцевой приехал в СССР. Он не был в России более полувека и, конечно, хотел многое посмотреть. Впрочем, до родного Витебска так и не добрался — видимо, не нашел в себе сил взглянуть на город, где не осталось родных могил. Зато побывал в Пушкинском музее — благо был хорошо знаком с Ириной Антоновой, часто ездившей в командировки во Францию. Решительная Ирина Александровна загорелась идеей выставки Шагала в ГМИИ и нашла поддержку у художника. Однако власти, по словам Антоновой, не дали осуществиться этим планам. Персоналку Шагала удалось показать в Пушкинском только в 1987 году — к 100-летию художника: сам он ушел из жизни в 1985-м.

И вот, спустя почти 40 лет, в Пушкинском открывается монографическая выставка Шагала. Ее решили посвятить русскому периоду (конец 1900-х — 1922-й) — зарубежных экспонатов сейчас все равно не достать. Обещают показать как хиты — вроде картин «Прогулка» и «Над городом» — так и работы, никогда не покидавшие запасников. А для инсталляции «Комната семьи Шагал» привезут предметы мебели из дома художника в Витебске. Наконец, в Белом зале обещают представить реконструкцию зрительного зала Еврейского камерного театра, для которого Шагал в 1920-м написал девять эффектных панно. Главный вопрос — выдаст ли их музею Третьяковская галерея или придется обойтись проекциями, как на прошлогодней выставке «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» в Еврейском музее и центре толерантности.

Картина Марка Шагала «Прогулка» в Белом зале Пушкинского музея в 1987 году
Картина Марка Шагала «Прогулка» в Белом зале Пушкинского музея в 1987 году/фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Левитан и Чехов: поэтика пейзажа»
Мелихово, Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово». С 17 декабря по 04 июня 2026


Чехов и Левитан познакомились еще в юности, будучи 20-летними, и пронесли дружбу через всю жизнь — несмотря на случавшиеся размолвки. Они высоко ценили друг друга. Левитан, часто бывавший в Мелехове, отмечал у Чехова талант пейзажиста: «...Я внимательно прочел еще раз твои «Пестрые рассказы» и «В сумерках», и ты поразил меня, как пейзажист... Пейзажи в них — это верх совершенства, например, в рассказе «Счастье» картины степи, курганов, овец — поразительны». А Чехов, по воспоминаниям беллетриста Петра Гнедича, однажды сказал: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалкенькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел».

Выставка, приуроченная к 165-летию Чехова и Левитана (а мастера родились в один год), представит 24 этюда Левитана. И, как утверждают организаторы, позволит зрителям сопоставить творческие методы двух мастеров пейзажа.

Исаак Левитан. «Цветущие яблони» (1896). Этюд для одноименной картины
Исаак Левитан. «Цветущие яблони» (1896). Этюд для одноименной картины/фото предоставлено музеем-заповедником «Мелихово»

«Все Бенуа — Всё Бенуа»
Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж». С 13 декабря по 19 апреля 2026


Бенуа в мире искусства давно стал таким же известным «брендом», как Дягилев. Дворянский род французского происхождения был исключительно богат на таланты, и готовящаяся выставка обещает представить его во всем блеске. Одной из главных звезд был, конечно, Александр Бенуа — художник, критик, историк искусства: именно он и станет центральной фигурой проекта. Но далеко не единственной: на выставке покажут других представителей художественной династии — от Леонтия Бенуа до Зинаиды Серебряковой. А также — их современников: Константина Сомова, Ивана Айвазовского и Илью Репина. Кроме того, зрители увидят реконструкции балетов «Павильон Армиды», «Петрушка», «Сильфиды», оформленных Александром Бенуа в рамках дягилевских «Русских сезонов». В целом, театральному наследию Александра Николаевича планируется уделить особое внимание: публике представят эскизы декораций и костюмов, сценографические решения. Всего на выставке обещают показать более 600 работ.

Александр Бенуа. «Эскиз занавеса к мистерии Сен-Жоржа де Буэлье на музыку А. Онеггера «Императрица в скалах». (с) ГМЗ «Петергоф»
Александр Бенуа. «Эскиз занавеса к мистерии Сен-Жоржа де Буэлье на музыку А. Онеггера «Императрица в скалах». (с) ГМЗ «Петергоф»/фото предоставлено ЦВЗ «Манеж»

«Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920-1940-х»
Москва, павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ. С 19 декабря по 17 мая


Главным героем совместного проекта ВДНХ и Музея Москвы станет... река, а точнее — сразу три: Волга, Нева и Москва-река. Именно таким образом распространилось влияние знаменитой саратовской школы. Город, подаривший миру Виктора Борисова-Мусатова, Петра Уткина и Павла Кузнецова, вошел в историю как родина «Голубой розы». И хотя официально художественное объединение возникло в Москве, истоки его — там, на Волге, в ее синих далях. Выставка, над которой работает звездный тандем кураторов — Надежда Плунгян и Ксения Гусева — обещает показать, как «голуборозовцы» (казалось бы, связанные с Серебряным веком) повлияли на советское искусство 1920-х и даже 1930-1940-х, и прежде всего — на художников Ленинграда и Москвы.

Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи» (1942)
Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи» (1942). Государственный музей искусства народов Востока/фото предоставлено пресс-службой проекта

Фотографии: Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи» (1942). Государственный музей
искусства народов Востока/предоставлено пресс-службой проекта (на анонсе) и Марк Шагал. «Над городом» (1918). Государственная Третьяковская галерея/предоставлено пресс-службой музея

 

Читать в Культура
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'