
В первый месяц зимы музеи приглашают совершить путешествие по городам и эпохам: от Саратова до Москвы и от Серебряного века до середины XX столетия.
«Марк Шагал. Радость земного притяжения»
Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина. 11 декабря — 15 марта 2026
У Пушкинского музея и Марка Шагала — давняя история взаимоотношений. В 1973 году художник по приглашению министра культуры Екатерины Фурцевой приехал в СССР. Он не был в России более полувека и, конечно, хотел многое посмотреть. Впрочем, до родного Витебска так и не добрался — видимо, не нашел в себе сил взглянуть на город, где не осталось родных могил. Зато побывал в Пушкинском музее — благо был хорошо знаком с Ириной Антоновой, часто ездившей в командировки во Францию. Решительная Ирина Александровна загорелась идеей выставки Шагала в ГМИИ и нашла поддержку у художника. Однако власти, по словам Антоновой, не дали осуществиться этим планам. Персоналку Шагала удалось показать в Пушкинском только в 1987 году — к 100-летию художника: сам он ушел из жизни в 1985-м.
И вот, спустя почти 40 лет, в Пушкинском открывается монографическая выставка Шагала. Ее решили посвятить русскому периоду (конец 1900-х — 1922-й) — зарубежных экспонатов сейчас все равно не достать. Обещают показать как хиты — вроде картин «Прогулка» и «Над городом» — так и работы, никогда не покидавшие запасников. А для инсталляции «Комната семьи Шагал» привезут предметы мебели из дома художника в Витебске. Наконец, в Белом зале обещают представить реконструкцию зрительного зала Еврейского камерного театра, для которого Шагал в 1920-м написал девять эффектных панно. Главный вопрос — выдаст ли их музею Третьяковская галерея или придется обойтись проекциями, как на прошлогодней выставке «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» в Еврейском музее и центре толерантности.

Картина Марка Шагала «Прогулка» в Белом зале Пушкинского музея в 1987 году/фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Левитан и Чехов: поэтика пейзажа»
Мелихово, Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово». С 17 декабря по 04 июня 2026
Чехов и Левитан познакомились еще в юности, будучи 20-летними, и пронесли дружбу через всю жизнь — несмотря на случавшиеся размолвки. Они высоко ценили друг друга. Левитан, часто бывавший в Мелехове, отмечал у Чехова талант пейзажиста: «...Я внимательно прочел еще раз твои «Пестрые рассказы» и «В сумерках», и ты поразил меня, как пейзажист... Пейзажи в них — это верх совершенства, например, в рассказе «Счастье» картины степи, курганов, овец — поразительны». А Чехов, по воспоминаниям беллетриста Петра Гнедича, однажды сказал: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалкенькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел».
Выставка, приуроченная к 165-летию Чехова и Левитана (а мастера родились в один год), представит 24 этюда Левитана. И, как утверждают организаторы, позволит зрителям сопоставить творческие методы двух мастеров пейзажа.

Исаак Левитан. «Цветущие яблони» (1896). Этюд для одноименной картины/фото предоставлено музеем-заповедником «Мелихово»
«Все Бенуа — Всё Бенуа»
Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж». С 13 декабря по 19 апреля 2026
Бенуа в мире искусства давно стал таким же известным «брендом», как Дягилев. Дворянский род французского происхождения был исключительно богат на таланты, и готовящаяся выставка обещает представить его во всем блеске. Одной из главных звезд был, конечно, Александр Бенуа — художник, критик, историк искусства: именно он и станет центральной фигурой проекта. Но далеко не единственной: на выставке покажут других представителей художественной династии — от Леонтия Бенуа до Зинаиды Серебряковой. А также — их современников: Константина Сомова, Ивана Айвазовского и Илью Репина. Кроме того, зрители увидят реконструкции балетов «Павильон Армиды», «Петрушка», «Сильфиды», оформленных Александром Бенуа в рамках дягилевских «Русских сезонов». В целом, театральному наследию Александра Николаевича планируется уделить особое внимание: публике представят эскизы декораций и костюмов, сценографические решения. Всего на выставке обещают показать более 600 работ.

Александр Бенуа. «Эскиз занавеса к мистерии Сен-Жоржа де Буэлье на музыку А. Онеггера «Императрица в скалах». (с) ГМЗ «Петергоф»/фото предоставлено ЦВЗ «Манеж»
«Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920-1940-х»
Москва, павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ. С 19 декабря по 17 мая
Главным героем совместного проекта ВДНХ и Музея Москвы станет... река, а точнее — сразу три: Волга, Нева и Москва-река. Именно таким образом распространилось влияние знаменитой саратовской школы. Город, подаривший миру Виктора Борисова-Мусатова, Петра Уткина и Павла Кузнецова, вошел в историю как родина «Голубой розы». И хотя официально художественное объединение возникло в Москве, истоки его — там, на Волге, в ее синих далях. Выставка, над которой работает звездный тандем кураторов — Надежда Плунгян и Ксения Гусева — обещает показать, как «голуборозовцы» (казалось бы, связанные с Серебряным веком) повлияли на советское искусство 1920-х и даже 1930-1940-х, и прежде всего — на художников Ленинграда и Москвы.

Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи» (1942). Государственный музей искусства народов Востока/фото предоставлено пресс-службой проекта
Фотографии: Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи» (1942). Государственный музей
искусства народов Востока/предоставлено пресс-службой проекта (на анонсе) и Марк Шагал. «Над городом» (1918). Государственная Третьяковская галерея/предоставлено пресс-службой музея
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: