
Правительство на один год отложило переход к двухэтапной индексации страховых пенсий. Происходит это не в первый раз, и нет твердой уверенности, что история не повторится. Почему буксует проект, призванный улучшить благосостояние пенсионеров?
Об очередном переносе сроков введения двухразового ежегодного повышения страховых пенсий в конце сентября проинформировал Минтруд. «Выплаты решено проиндексировать досрочно: не с 1 февраля по фактической инфляции, с 1 апреля, исходя из доходов Социального фонда, а сразу с 1 января – выше инфляции. Так, индексация страховых пенсий составит 7,6%, в результате средний размер страховых пенсий по старости увеличится почти на 2000 рублей и составит 27,1 тысячи рублей», – пресс-служба ведомства.
По итогам 2025 года правительство ожидает инфляцию на уровне 6,8%. Если прогноз сбудется, то после индексации реальные доходы пенсионеров вырастут на 0,8% (в среднем на 250 руб.). При двухэтапном повышении прибавка была бы куда весомее. Утвержденный год назад бюджет Социального фонда России (СФР) предусматривал, что в 2026-м благодаря апрельской индексации рост пенсий на 5,5% превысит инфляцию, то есть они увеличатся в среднем на 1400 руб.
[embed]https://profile.ru/society/rabochij-moment-kakie-problemy-ne...[/embed]
Несложно подсчитать, что в будущем году граждане, которым назначена страховая пенсия по старости, недополучат примерно по 13,8 тыс. руб. Учитывая, что к этой категории относятся около 33,38 млн россиян (данные СФР на 1 января 2025-го), общая «экономия» для казны составит приблизительно 460,6 млрд руб.
Как представляется, это обстоятельство и имело решающее значение при подготовке проекта нового федерального бюджета. Минфин сверстал главный финансовый документ с дефицитом в размере 3,8 трлн руб., что соответствует приблизительно 1,6% ВВП. «Кассовый разрыв» сохранился даже после оптимизации многих расходных статей, в том числе и потребностей СФР на индексацию страховых пенсий.
В будущем власти обещают начать повышать выплаты дважды в год. Так, в 2027-м в феврале хотят проиндексировать пенсии на 4%, в апреле – на 3,4%, в 2028 году – на 4 и 3,8% соответственно. Глава комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов напоминает, что перерасчет можно делать и чаще при условии, что у Соцфонда есть на это дополнительные доходы.
По словам депутата, такой механизм выглядит, как своеобразная ступенчатая система, при которой пенсионеры несколько раз в течение одного года смогут получать прибавки. В разовой индексации Гаврилов видит определенные преимущества. Она обеспечивает рост выплат на месяц раньше – уже с января – «без промежуточных ожиданий».
Проблема в том, что в сентябре, когда Минфин обычно завершает работу над проектом федерального бюджета на следующий год, составить точный прогноз по инфляции на текущий год не всегда получается. В 2024-м, например, ошиблись серьезно: цены выросли не на 7,3%, а на 9,5%. В связи с этим президент Владимир Путин поручил произвести перерасчет пенсий, исходя из реальной ситуации. То есть фактически индексация прошла в два этапа: за январь разницу задним числом компенсировали, февральскую выплатили уже в полном объеме.
Дважды повышали пенсии и в 2022 году: с 1 января – на 8,6%, с 1 июня (по решению главы государства) – на 10%, в результате общий рост составил 19,5%. По данным главы Минтруда Антона Котякова, тогда благодаря внеочередной июньской индексации средний размер страховой пенсии у неработающих пенсионеров вырос более чем на 1700 руб., до 19.360 руб.
Подобное практиковалось и раньше. В 2002 году в России реформировали систему пенсионного обеспечения. Трудовую пенсию поделили на три части: базовую (фиксированную), страховую и накопительную. Государство взяло на себя обязательство компенсировать потери от инфляции первых двух частей. До 2009-го выплаты повышали 15 раз, в период с 2010 по 2017 год – 12 раз. При этом в 2010, 2011, 2015 и 2016 годах индексация была одноразовой, а в 2012, 2013, 2014 и 2017 годах ее провели дважды.
Порядок двухэтапного повышения пенсий установлен законодательством (Федеральный от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Согласно документу, фиксированная выплата (базовая часть) «подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год».
Кроме того, с 1 апреля правительство «вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты» с учетом роста доходов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Действие этого пункта на 2016 год приостановили, в 2017-м страховые пенсии повысили дважды – в феврале и апреле, с 2018 года апрельскую индексацию вновь заморозили. Соответствующие нормативные правовые акты принимали в конце 2017-го, в октябре 2018-го и 2024-го.
Периодически власти декларировали готовность вернуться к прежней практике, но каждый раз возникали некие обстоятельства, вынуждавшие откладывать эти планы на будущее. В 2020 году основанием для переноса сроков стала пандемия, в 2022-м – антироссийские санкции, введенные США и их союзниками после начала специальной военной операции.
Существуют и другие причины, по которым правительство пока не может восстановить двухразовую индексацию страховых пенсий. Бюджет СФР, как известно, формируется из обязательных и добровольных страховых взносов, пени и штрафов за несвоевременную уплату взносов и сдачу отчетности, доходов от инвестирования накоплений, трансфертов федерального бюджета.
[embed]https://profile.ru/finance/ipk-v-poryadke-ubyvaniya-pochemu-...[/embed]
Политика инвестирования накоплений консервативная: в приоритете облигации федерального займа и надежные корпоративные бумаги. Осторожный подход при игре на бирже избавляет от многих неприятностей, но не приносит больших прибылей. В прошлом году, например, фонд заработал чуть более 33,2 млрд руб. – на 50,5% меньше, чем планировали. И хотя с учетом других источников профицит бюджета составил 554,9 млрд руб. (доходы – около 16,83 трлн руб., расходы – почти 16,27 трлн руб.), но на 2025 год в бюджете ведомства заложили дефицит в размере 369,52 млрд руб. (доходы – 16,6 трлн руб., расходы – около 17 трлн руб.).
Неудивительно, что с восстановлением апрельской индексации в 2025-м и 2026-м сочли за лучшее повременить. В противном случае повышение могло бы превратиться в формальность. Так произошло в 2017 году, когда доходы Соцфонда (на тот момент Пенсионного фонда России) позволили повысить страховые пенсии на символические 0,38%.
Как долго еще продлится пауза, зависит от состояния финансов государства и ситуации в экономике. Правительство надеется на стабилизацию, что отражено в проекте трехлетнего федерального бюджета и в бюджете СФР. В 2026 году доходы фонда запланированы в объеме 19,086 трлн руб., расходы – 18,748 трлн руб., в 2027-м – 20,1 трлн и 19,8 трлн руб., в 2028-м – 21,2 трлн и 20,9 трлн руб. соответственно.
Пенсионеры объективно заинтересованы в том, чтобы государство достигло поставленных целей. Как было сказано выше, двухразовая индексация страховых пенсий способна обеспечить их более высокий рост.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: