Комедия с трагической паузой: «Женитьба» в Театре Моссовета

КИНО-ТЕАТР 1 день назад 12
Preview
26 апреля на основной сцене Театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля «Женитьба». Новый взгляд на «совершенно невероятное событие в двух действиях» Николая Гоголя представит художественный руководитель театра Евгений Марчелли, который обратил внимание в комедийном сюжете на весьма трагические обстоятельства.

 «Женитьба» в Театре Моссовета

180 лет назад первые зрители гоголевской «Женитьбы» оказались так разочарованы постановкой, что будущую классику на несколько лет убрали из репертуара и не показывали. Все дело в неожиданном финале, в котором зрители ждали увидеть свадьбу, а застали подлый побег. За прошедшее время «Женитьба» успела не только отвоевать звание неугасающе актуального высказывания, но и получить десятки интерпретаций на самых разных сценах и с самыми разными составами. Когда за дело взялся худрук Моссовета Евгений Марчелли, появилась робкая надежда, что список самых примечательных интерпретаций пополнится свежей дерзкой постановкой. Однако же… наши ожидания — наши проблемы.

Новый спектакль предлагает посмотреть на известный сюжет таким образом, чтобы финальная сцена вызывала не смех, а слезы. Сюжетная основа при этом ничуть не изменена. Стареющий надворный советник Подколесин (Александр Яцко) хочет жениться, но пока чисто гипотетически, не всерьез. Пока он фантазирует о свадьбе, его приятель Кочкарев (Валерий Яременко) и сваха Фекла Ивановна (Ольга Остроумова) начинают сводить его с купеческой дочкой Агафьей Тихоновной (Анастасия Белова / Ника Здорик). Так Подколесин оказывается на смотринах, где помимо него поглядеть на молодую невесту пришло четверо женихов, таких же немолодых и непривлекательных.

 «Женитьба» в Театре Моссовета

По части содержания спектакль мало отходит от оригинала, оставляя героям все реплики про дела дворян и купечества, сватанья и приданое, дела чиновничьи и житейскую суету. Зато формой «Женитьба» пренебрегает, иногда даже заигрывает с ней. Когда во время первой же сцены между героями ездил робот-пылесос, а слуга делал Подколесину апельсиновый фреш на новенькой соковыжималке, казалось, что перенесение действия в современность — уже свершившийся факт. Но стоило первой сцене завершиться, как современных приблуд на сцене больше не появлялось. Да и ничего кроме упрощенных костюмов вместо исторических платьев не намекало на наши дни.

Следуя канонам комического жанра, герои на сцене отыгрывают характеры без анонсированной психологической глубины, но ровно по задумке Гоголя. Подколесин ленив и скучен, Яичница (Сергей Виноградов) жаден и груб, Анучкин (Роман Кириллов) утончен и эмоционален, Жевакин (Андрей Рапопорт) простоват и разговорчив. Не наблюдается большого эмоционального диапазона и у Агафьи Тихоновны, которая на протяжении всего действия одинаково сильно возбуждена и истерична.

 «Женитьба» в Театре Моссовета

Слом привычного хода вещей происходит лишь в самом финале, когда молодая невеста, прошедшая через муки выбора, стыд, сомнения и страх, готова идти под венец с тем, кто сиганул от нее в окошко. Завершая «Женитьбу» теми же словами, что и Гоголь, Марчелли меняет тон сцены и вместо смеха в зале и на сцене повисает долгая траурная пауза, во время которой покинутая девушка смотрит со слезами вдаль, пока ее горю вторит женский хор.

Смеяться над обществом, где свадьба — символ вечной любви и первая глава счастливой семейной жизни — становится формальной женитьбой с расчетами, компромиссами и торгом, можно вечно. За два века исчезли смотрины и сватьи, а вопросы о приданом, чине и состоянии остались, только теперь задаются в дейтинг-приложениях или за столиком в кафе без лишних участников. Трагедия молодой девушки и ее обманутых ожиданий, — тоже штука универсальная. Но как не заметить, что и одно, и второе — заслуга оригинального текста, а не очередного его воспроизведения на сцене.

 «Женитьба» в Театре Моссовета

«Женитьба» в Моссовета не предлагает ничего оригинального, несмотря на отличное решение с присутствием женского хора, исполняющего народные песни, яркую игру актеров и внушительную декорацию для второго акта. Радоваться музыкальному или визуальному оформлению и не замечать смыслового голода не выходит, тем более что голод этот ввиду избалованности сотнями постановок гоголевских пьес — особенно велик.
Читать в КИНО-ТЕАТР
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'