Когда борьба обходится дороже: реальная доля фальсификата в шоколаде – 1,4%

ПРОФИЛЬ 4 часов назад 12
Preview

На совещании представителей кондитерской отрасли, Минпромторга и Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) обсуждался вопрос необходимости введения обязательной маркировки шоколадной продукции.

В 2025 году Центр экономической экспертизы Высшей школы экономики (ЦЭЭ ВШЭ) опубликовал , согласно которому бюджет ежегодно теряет около 12 млрд рублей налогов от оборота неучтенной кондитерской продукции. Основную часть этой суммы составляет недоимка по налогу на прибыль – 7,4 млрд рублей.

Исходя из стандартной ставки налога на прибыль в 25%, объем неучтенной выручки оценивается в 29,6 млрд рублей. При общем объеме рынка шоколадных изделий в 2024 году, 2,1 трлн рублей, доля неучтенной продукции составляет примерно 1,4%.

Таким образом, расчетные данные свидетельствуют о крайне низкой доле фальсификата на рынке шоколадной продукции. Между тем, по оценкам ЦРПТ, расходы на внедрение обязательной маркировки в отрасли могут составить до 30 млрд рублей в год, что значительно превышает оцениваемые потери бюджета.

В отраслевой практике оценки целесообразности маркировки принято ориентироваться на порог в 10%: при меньшей доле нелегального оборота, а также при несоразмерности затрат и потенциального эффекта, внедрение обязательной маркировки считается экономически необоснованным.

В случае шоколадной продукции одновременно соблюдаются оба условия: низкая доля фальсификата и превышение расходов над потенциальными бюджетными поступлениями.

Участники рынка подчеркивают, что вопрос внедрения обязательной маркировки требует дополнительного обсуждения с учетом реальных масштабов проблем в отрасли и соотношения затрат и выгод. По мнению экспертов, важно выстраивать регуляторные меры на основе объективных данных и реальной экономической целесообразности.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'