
История с активами семьи Очкаласовых обрастает все новыми и новыми подробностями. Стали известны детали громкого дела об изъятии имущества семьи бывшего главы Кавказского района Краснодарского края Виталия Очкаласова. По иску прокуратуры, в собственность государства перешли лакомые куски: 3,2 тысячи гектаров земли и 17 зданий. Официальная оценка всего этого богатства — 739 миллионов рублей, как сообщает объединенная пресс-служба судов Краснодарского края.
Но, по данным «Коммерсанта», реальная стоимость изъятого, похоже, гораздо выше. В судебном решении упоминаются еще и акции, и доли в различных предприятиях, которыми владели Очкаласовы. Источник «Ъ», лично знакомый с материалами дела, пояснил, что точную оценку имущества, указанного в иске прокуратуры, никто не проводил. Так что, сколько все это стоит на самом деле, остается только гадать.
Кропоткинский городской суд Краснодарского края вынес решение в пользу государства еще в мае этого года. И вот, 14 октября оно окончательно вступило в силу — Мосгорсуд отклонил жалобу семьи Очкаласовых.
Как выяснилось, прокуратура заинтересовалась имуществом семьи Виталия Очкаласова (который, кстати, скончался в мае 2024 года) из-за нарушений антикоррупционного законодательства. Под контролем семьи находилась целая империя агрофирм: «Дружба», «Алексеетенгинское», «Маяк революции», «Лосево», «Степное», «Воздвиженская», «Заречье» и другие. Интересный поворот: компании «Лосево» и «Воздвиженская» в 2024 году стали хозяевами сельхозпредприятия «Дмитриевское», которое раньше принадлежало бывшему председателю Краснодарского краевого суда, Александру Чернову.
И это еще не все! Компании «Лосево» и «Воздвиженская» замешаны еще в одном антикоррупционном деле, связанном с имуществом того самого экс-председателя Краснодарского крайсуда Александра Чернова. Получается, что агрофирмы семьи Очкаласовых в 2024 году приобрели «Дмитриевское», которым, по сути, владел бывший высокопоставленный судья. И вот, 19 августа Красногорский городской суд Московской области постановил изъять «Дмитриевское» у компаний «Лосево» и «Воздвиженская».
Напомним, что в мае 2025 года Кропоткинский городской суд поддержал иск прокуратуры об изъятии имущества родственников Виталия Очкаласова в пользу государства. На кону активы на сумму 5,5 миллиардов рублей — это 13 компаний, работающих в сфере транспорта и сельского хозяйства.
Виталий Очкаласов руководил Кавказским районом с 2009 года до самой своей внезапной смерти в мае 2024 года. И все это время, как говорится в решении суда, фактически управлял бизнесом, который был оформлен на его жену, сына и дочь.
Подобные случаи, когда чиновники и их родственники оказываются владельцами внушительных состояний, наводят на мысль о необходимости более жесткого контроля за декларациями о доходах и имуществе. Ведь, как показывает практика, даже смерть фигуранта не всегда может скрыть следы незаконного обогащения.
Дело Очкаласовых также поднимает вопрос о роли правоохранительных органов. Почему так долго потребовалось, чтобы выявить эту схему? Были ли другие чиновники, которые прикрывали эти злоупотребления? Необходимо понимать как такая система вообще могла сложиться и кто в ней принимал участие. Те, кто склонен к созданию противоправных схем ради личного обогащения должны чётко понимать, что рано или поздно за все приходится платить и наказание будет неотвратимым и суровым.
Те, кто злоупотребляет своим положением и наживается на государственных деньгах, должны понимать, что их ждет неминуемая расплата. Но важно не только наказывать виновных, но и выявлять причины, которые позволяют таким ситуациям возникать. Необходимо усиливать независимость правоохранительных органов и создавать механизмы, которые бы препятствовали коррупции.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: