
Фантастические традиции Индии восходят к величайшим образцам античной литературы. Если эпос «Рамаяна» имеет многие черты фэнтези, то «Махабхарату» исследователи называют первой научной фантастикой из-за рассказов о летающих самолетах и мощном оружии, напоминающем современное ядерное оружие. Однако полноценно жанр заявил о себе лишь в XIX веке. В июне 1835 года в «Калькутской литературной газете» был опубликован «Дневник сорока восьми часов 1945 года», написанный на английском языке студентом Кайласом Чандером Даттом. В этом произведении описана война за независимость, возглавляемая харизматичным лидером, которую индийцы будут вести против британцев примерно через столетие. Спустя десятилетие на свет появилась англоязычная новелла Соши Чандера «Республика Орисса: Cтраница из анналов XX века» — о попытке народа штата Орисса отделиться от Британской империи в 1916 году. Также на языке колонизаторов в 1905-м написал рассказ «Сон султанши» Рокея Сакхават Хоссейн. На хинди были опубликованы в 1884-м «Невероятные хроники» Пандита Амбики Датта Вьяса, а в 1900-м — «Путешествие на Луну» Бабу Кешава Прасада. В Бенгалии в 1879-м вышел рассказ Джагананды Роя «Путешествие на Венеру», в 1882-м — повесть Хемлала Датты «Тайна», а в 1896-м — «Беглый циклон» Джагадиша Чандры Боса.
Поэт, писатель, сценарист и кинорежиссер Премендра Митра был одним из ведущих бенгальских мастеров сай-фая в ХХ веке. Среди наиболее известных его рассказа — «История муравьев» и «Враги Марса». В своих произведениях автор критикует человечество и утверждает, что для выживания людям необходимо забыть о различиях и объединиться. Особое влияние на фантастику страны оказал выдающийся кинорежиссер, сценарист, детский писатель, композитор, продюсер, издатель, кинокритик и иллюстратор Сатьяджит Рай. В 1961-м мастер создал легендарный образ профессора Шонку, который дебютировал на страницах журнала Sandesh в научно-фантастическом романе «Дневник космического путешественника». Невероятный мир его путешествий и изобретений насчитывает 38 полных и два неполных дневника (последний опубликован в 1992-м). В этой саге НФ сочетается с путевыми заметками, фэнтези, приключениями и романтикой. Профессор Шонку удивительно реален: он отважен, но забывчив, любознателен, но обладает самообладанием. Остроумие и юмор делают Шонку очень человечным, а изобретения профессора впечатляют: это лекарства, гаджеты и машины, которым не позволено властвовать или быть могущественнее человеческого разума.

Среди заметных произведений на английском также следует вспомнить «Жатву» Манджулы Падманабхан, «Дели» Ванданы Сингха, «Зверя с девятью миллиардами ног» Анила Менона, «Турбулентность» Самита Басу и «Красный сигнал» Рими Чаттерджи. На бенгальском пишут Аниш Деб, Адриш Бардхан, Лила Маджумдар, Сунил Гангопадхьяя, Ширшенду Мукхопадхьяя и Сайед Мустафа Сирадж, на тамильском — Раманичандран, Субха, Индра Сундар Раджан, Видья Субраманиам и Тамилванан, на маратхи — Джаянт Нарликар, Й. Х. Дешпанде и Лаксман Лондхе, прославившийся книгами «Второй Эйнштейн», «Дистанционное управление» и «Далекий горизонт», на языке ория — Гокуланкра Махапатра, а на урду — Ибн-и-Сафи, Мазхар Калим, М. А. Рахат, Мохиуддин Наваб, Халида Асгар и Кришан Чандар, чья сказочная фантастика «Перевернутое дерево» знакома отечественному читателю.
С третьим тысячелетии в индийскую фантастику проникли идеи модернизма и новой волны. Авторы отошли от бульварной сенсационности 1970-х и 1980-х. Под влиянием «афрофутуризма» они стали больше затрагивать социально-политические вопросы, опираясь на жестокую историю колониализма. Движение, получившее название «десифутуризм», началось в 1995-м с романа Амитава Гоша «Калькуттская хромосома» и переживает сегодня возрождение благодаря таким авторам, как Сиддхартха Деб («Свет на краю света») и Лаванья Лакшминараян («Десятипроцентный вор»).

Зачатки сай-фая в индийском кинематографе появились еще на закате колониальной эпохи. В 1938-м вышел «Профессор Ваман», где сочетались элементы детектива, хоррора и фантастики. В фильме легко узнается сюжет «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. За год до обретения независимости на больших экранах страны показали кинокомикс «Летающий принц» с Фиарлесс Надией, в котором речь идет о сыворотке, позволяющей управлять волей человека. В 1947-м режиссер Ходжа Ахмад Аббас представил публике романтическую комедию «Настоящее и прошлое» про молодого человека, встретившего девушку из будущего. В ленте можно узнать, какой станет Индия в 2048-м, и увидеть город будущего Гандинагар.
Однако началом развития индийской кинофантастики специалисты называют 1952 год, когда вышел англо-тамильский фильм «Джунгли» с участием американских актеров Рода Кэмерона, Сесара Ромеро и Мари Уиндзор. В картине, вдохновленной «Затерянным миром» и «Кинг Конгом», показана экспедиция, чьи участники сталкиваются с мамонтами. В кадре видно типичных слонов, переодетых в доисторических животных, а сам фильм напоминает американское приключенческое кино 1950-х, приправленное национальными песнями и плясками. Спустя шесть лет индусы сняли на тамильском языке одну из первых лент про невидимость: в «Невидимке» рабочий выпивает особое зелье и становится незримым мстителем в маске. Впоследствии этот сюжет неоднократно обыгрывался в местной кинофантастике. Можно вспомнить классического «Мистера Индию» Шекара Капура с Анилом Капуром и «Соседку профессора» с Сандживом Кумаром, Ашей Парех и Падмини Колхапуре. Последнюю начали снимать еще в 1980-х, но проект заморозили из-за смерти Кумара в ноябре 1985-го. На тот момент лента была готова только на 75%, так что сценарий был изменен, чтобы сделать главного героя невидимым в оставшихся эпизодах. На смену покинувшему съемочную команду режиссеру Рави Тандону пришел Шантилал Сони, а Амитабха Баччана, много работавшего с Кумаром, пригласили в качестве рассказчика — в финале он отдал другу дань уважения. В итоге фильм добрался до зрителей в 1993-м. Еще один пример подобного сюжета — «Мистер Икс» Викрама Бхатта, где невидимого Эмрана Хашми можно узреть, если он выйдет из тени на свет.
В 1960-е индийские кинематографисты всё чаще стали обращаться к сюжетам о супергероях и супершпионах наподобие Джеймса Бонда. Таковы, например, «Хилари» и «Возвращение мистера Супермена» с Пи Джайраджем, Шейлой Рамани и Хелен. В 1963-м была создана первая космическая опера «Королева искусств», где девушку похищают инопланетяне, чтобы она научила их музыке и танцам. В ленте впервые показаны пришельцы, внеземное оружие, космические путешествия и футуристические технологии. В 1965-м вышел фильм «В поисках воров» — про группу злодеев-ученых, которые экспериментируют с летающими автомобилями, невидимостью, лучевым оружием и так далее, попутно совершая множество зверств при помощи физических и научных способностей. 1966-й знаменателен выходом кайдзю-фильма «Гогола» с Азадом, противостоящим огромной рептилии а-ля Годзилла, и космической оперы «Путешествие на Луну» с Дарой Сингхом. Через год режиссер Нисар Ахмад Ансари в «Пришельцах с Марса в Индии» вместе с актерами Прадипом Кумаром, Тануджи и Джонни Уокером превратил традиционный сюжет о вторжении инопланетян в политическую агитку — благо тогда еще были свежи воспоминания о войне с Пакистаном.
С этим же десятилетием связан и один киноскандал. В 1962-м Сатьяджит Рай написал для своего семейного журнала Sandesh рассказ «Друг мистера Банку», который через пять лет послужил основой для сценария, известного под названием «Чужой». Сюжет вращается вокруг космического корабля, который приземляется в пруду сельской Бенгалии. Инопланетянин по имени «Мистер Анг» через сны устанавливает контакт с деревенским парнем по имени Хаба. Идеей создания индийско-американской картины загорелась студия Columbia Pictures, а на главные роли пригласили Питера Селлерса и Марлона Брандо. Каково же было удивление Рая, когда выяснилось, что продюсер Майкл Уилсон, выступавший его представителем в Голливуде, зарегистрировал авторское право на сценарий как соавтор, хотя никак не был вовлечен в его создание, а гонорар попросту присвоил. Позднее Брандо отказался от роли, а разочарованный индийский мастер вернулся в Калькутту, несмотря на приглашение Джеймса Кобурна на роль в фильме. Columbia несколько раз выражала заинтересованность в возрождении проекта в 1970-х и 1980-х, но из этого ничего не вышло.

Когда в 1982-м на свет появился «Инопланетянин» Стивена Спилберга, Рай заметил сходство со своим сценарием, который, по его словам, был «доступен по всей Америке». Спилберг на это заявил: «Я учился в старших классах, когда его сценарий ходил по Голливуду». При этом он окончил среднюю школу в 1965-м, а режиссерскую карьеру начал в Голливуде в 1969-м. С «Чужим», кстати, имеет параллели не только «Инопланетянин», но и «Близкие контакты третьей степени», где пришелец изображен похожим образом. Рай описывал инопланетянина как «помесь гнома и голодного ребенка-беженца: большая голова, тонкие конечности, худой торс. Он мужчина, женщина или бесполый? Мы не знаем. Его форма в основном передает некую неземную невинность, и трудно связать с ним великое зло или великую силу; тем не менее из-за сходства с болезненным человеческим ребенком возникает ощущение жути». В 1985-м в Индии вышел фильм Садху Мехера «Бабула», имеющий сходство с «Инопланетянином»; тем самым круг замкнулся. Немало общего с сюжетом великого режиссера и у картины Ракеша Рошана «Ты не одинок». В 2003-м Сандип Рай начал работать над адаптацией оригинальной истории отца — бенгальский телефильм Каушика Сена был в конечном счете показан в 2006-м. Эта версия основана на самом рассказе, где главным героем был школьный учитель по имени Банку. Сандип также в 2010-е экранизировал одну из историй про профессора Шонку, придуманного отцом. Сам Сатьяджит в кино больше особенно не обращался к фантастике — лишь в сказке «Королевство алмазов» персонажи сталкиваются с устройством по промыванию мозгов.
В 1980-е, помимо «Бабулы», «Королевства алмазов» и «Мистера Индии», также вышли приключенческий боевик «Викрам» про полицейского, которому поручили найти ракету, и местный «Супермен» с Пунитом Иссаром, Шакти Капуром, Дхармендрой, Ранджитой Каур и Соней Сахни. Тогда же в супергероике снимались Амитабх Баччан и Джеки Шрофф. В 1991-м в Индии впервые обратились к одной из самых популярных тем в национальной кинофантастике — путешествиям во времени. Сингитам Шриниваса Рао поставил комедийное приключение «Миссия 369», чей герой попадает в далекое прошлое и в неблизкое будущее. Поджанр получил развитие в нулевые, когда зрителям представили комедию «Приключения во времени» и романтический боевик «Любовная история 2050».

О путешествиях во времени, вдохновляясь трилогией Роберта Земекиса «Назад в будущее» и классическим произведением Герберта Уэллса, Шекар Капур начал снимать в 1992-м «Машину времени». Герой Аамира Кхана отправляется из 1990-х в 1960-е, где встречает будущих родителей в исполнении Насируддина Шаха и Рекхи. Виджай Ананд был утвержден на роль ученого, который изобрел машину времени, а Равине Тандон достался образ возлюбленной. Когда режиссер уже отснял три четверти фильма, производство отложили из-за финансовых проблем и отъезда Капура в США. В 2008-м постановщик объявил, что попытается возродить картину с новым актерским составом, однако так и не осуществил задуманное.
Индийские кинематографисты часто используют в сюжетах не только машину времени, но и всевозможные t-аномалии. Например, в романтической трагикомедии «Прости мою ошибку» великовозрастный балбес в исполнении Раджкумара Рао попадает во временную петлю прямо в день свадьбы на Вамике Габби. Лента затрагивает межрелигиозные и экологические проблемы страны, однако создатели чересчур увлеклись назиданиями, превращая легкий сюжет в пафосную жвачку. Ролану Жоффе, снявшему совместно с индийскими кинематографистами ленту «Вне времени», не удалось сохранить грань между приключением и мелодрамой. Джош Хартнетт, Тамсин Эгертон, Бипаша Басу и Элис Энглерт воплотили на экране бестолковую историю археолога-подводника Джея Финнела, который во время исследования торгового судна XVIII века вместе с женой получил серьезное ранение и оказался в коме. Борясь со смертью, герой попадает в Индию 1778 года и начинает жить в роли британского офицера Джеймса Стюарта, поглощенного страстью к прекрасной женщине. Фильм о традиционном попаданце разрабатывался с конца 1990-х и при многомиллионном бюджете сумел заработать немногим больше сотни тысяч долларов.
P.S. В следующем материале мы продолжим рассказ про кинофантастику Индии.
Ссылки по теме
Индонезийская кинофантастика: супергероика Джоко Анвара, запрещенная романтика и нео-нуар с Резой Рахадьяном
Ближневосточная кинофантастика: турецкие пародии, израильская адаптация Станислава Лема и арабский постапокалипсис
Африканская кинофантастика: от «Района № 9» Нила Бломкампа до нигерийского «Судьбоносного дня»
Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: