В арт-пространстве «Паркинг Галерея» парка «Зарядье» показывают масштабную экспозицию «Энергия мечты», приуроченную к 80-летию атомной промышленности России. Проект, инициированный госкорпорацией «Росатом», собрал беспрецедентно широкий пласт русского искусства XX века из коллекций Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», ГМИИ имени А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Русского музея, более десятка провинциальных художественных музеев и частных собраний.
АТОМ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Что такое энергия атома и как она вдохновляет человечество? Организаторы — РОСИЗО и ГМИИ — решили рассказать об истории российского атома языком искусства. Громкие имена (Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Тышлер, Александр Родченко, Иван Клюн и другие) привлекают в «Зарядье» публику, которой слова «синхрофазотрон» или «токомак» ни о чем не говорят.
Мастера русского авангарда были своего рода пророками, провидцами будущего. На рубеже XIX–XX веков российских художников, впрочем, как и их иностранных коллег, в частности итальянских футуристов, живо интересовало происходящее в научных и инженерных лабораториях Европы. Великие открытия (радиоактивность, планетарная теория атома, квантовая механика, теория относительности) распахнули шлюзы художественной фантазии.
Юлия Устинова. «Молодые ученые». 1969
Раздел «Предчувствие будущего», посвященный исследованию художниками начала века энергии и окружающего пространства, открывают акварельные «Композиции» Василия Кандинского (1920) из ГМИИ и его же цветная литография «Маленькие миры I» (1922) из собрания Музея В.В. Маяковского. Приятные работы, но зачем они тут? Устроители объясняют: Кандинский признавался, что к художественному творчеству его побудило... открытие делимости атома, чисто научное событие. «...Оно отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды... Наука казалась мне уничтоженной: ее главнейшая основа была только заблуждением, ошибкой ученых, не строивших уверенной рукой камень за камнем при ясном свете божественное здание, а в потемках, наудачу и на ощупь искавших истину, в слепоте своей принимая один предмет за другой».
Возможно, было куда больше оснований начать рассказ о том, как художники поверяли алгеброй гармонию, с работ другого гениального авангардиста — Павла Филонова (его графические композиции «Формула Вселенной» и «Земля в пространстве» из Русского музея, в которых мастер предугадал движение субатомных частиц, присутствуют на выставке, но «спрятаны» в одном из «нефов» галереи). С недавних пор «Зарядье» и Филонов неотделимы друг от друга: в 2024 году гвоздем сезона стала экспозиция «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в выставочном зале Медиацентра парка.
Филонов ставил своей задачей объединить искусство и науку: он строил произведения из мазков-«атомов», картины именовал «формулами», а работы своей «Мастерской аналитического искусства» представлял как научные исследования. Себя называл художником-исследователем: «Рисовать — значит изучать». В одном из своих манифестов Филонов призывал: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
Павел Челищев. «Золотая ваза». 1955
Интересно смотреть, как авангардисты экспериментировали с изображением энергии: светящиеся энергетические «скелеты» Павла Челищева («Золотая ваза», 1955) и «Цветодинамическое напряжение в пространстве» Александра Тышлера (1924). Из безусловных «хитов» — «Геометризация пространства (Кристалл)» (1918–1919) Михаила Матюшина (кстати, единственная картина знаменитого авангардиста в коллекции Третьяковки) и замечательная «Супрематическая композиция» Ивана Клюна (1916) — в Москву ее привезли из Пермской художественной галереи, когда еще доведется увидеть?
Представленные в «Паркинг Галерее» работы удивительно передают атмосферу, дух времени — великих преобразований природы и человеческого общества. И даже Малевич с его тиражными «крестьянами» («Жатва», «Крестьянин в поле», 1928–1929) и пародирующим средневековую живопись портретом «Голова молодой современной девушки» (1932) тут вполне к месту.
За пространственными конструкциями Александра Родченко (1920–1921) следуют кинетические скульптуры Вячеслава Колейчука, выполненные в конце 1960-х. Вообще, на выставке много таких «перекличек». «Люди» Павла Филонова словно отражаются в страшноватом «Групповом портрете» Павла Зальцмана (оба написаны в 1930-е годы), «Супрематическая композиция» Ивана Клюна (1916) соседствует с выполненной в начале 1960-х «Композицией» ученика Малевича Ивана Кудряшова, — и понимаешь, что за полвека изменилось все — и ничего...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ФЛУКТУАЦИЯ
Официальная история «Росатома» берет свое начало с 20 августа 1945 года. В этот день, спустя две недели после атомной бомбардировки Хиросимы, Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны (ГКО) о создании Специального комитета для руководства работами по использованию атомной энергии урана. Возглавил комитет нарком внутренних дел Берия, в Спецкомитет вошли академики Курчатов и Капица. В короткие сроки, всего за четыре года, была создана советская атомная бомба. (Странно, но у организаторов выставки «Энергия будущего» точка отсчета другая: «с 1943 года по распоряжению ГКО атомная энергия начала использоваться в военных целях. Курирование атомного проекта было возложено на Вячеслава Молотова...» Возможно, Вячеслав Михайлович представлялся устроителям более презентабельной фигурой, чем Лаврентий Павлович, но тогда хромает хронология — юбилейные 80 лет никак не получаются.)
Обидно, что в экспозиции из отцов-основателей отрасли представлен только академик Курчатов, у портрета которого (работа Леонида Тихомирова 1963 года) радостно фоткаются нарядные девицы. Нет изображений академиков Харитона, Капицы, Зельдовича, Сахарова, нет легендарных наркомов Ванникова и Славского (при желании можно было достать).
«НАУЧНЫЙ» ПРОРЫВ
Отмечать 80-летие «Росатома» будут не только в Москве, юбилейные мероприятия охватят многие крупные областные центры, отдельная программа запланирована на территориях «атомных» городов — там, где сейчас создаются ключевые технологии отрасли. Так, 20 августа в Нижнем Новгороде состоится грандиозный концерт и театрализованное шоу (колыбель Атомного проекта располагалась неподалеку от тогдашнего города Горький — в Сарове, он же Арзамас-16, под руководством Курчатова велась разработка «изделия 501», или РДС-1, так на всякий случай зашифровали бомбу — «реактивный двигатель специальный»). В «атомных» городах пройдет марафон концертных программ. А с 26 по 30 сентября в Москве состоится Мировая атомная неделя (World Atomic Week), масштабный международный форум по атомным и смежным отраслям, молодежный фестиваль на ВДНХ, тематическая выставка и праздничный концерт, посвященный Дню работника атомной промышленности (отмечается в нашей стране 28 сентября). Выставка «Энергия мечты» в «Зарядье» в этом ряду выглядит весьма достойно.
Наука активно пробивает себе место на авансцену культуры — неплохие сборы у недавнего сериала «Атом» (Алексей Гуськов вдохновился фигурой «маршала индустрии» Авраамия Завенягина), под занавес сезона громкой премьерой — спектаклем «Ландау» — отметился Вахтанговский театр (кстати, Дау являлся одним из создателей бомбы, за эту работу получил три Сталинских премии и звание Героя Социалистического Труда). Обязательно нужно вспомнить павильон «Атом» — открытый в 2023 году на ВДНХ уникальный выставочный комплекс, посвященный истории освоения атомной энергии. А «до кучи» и популярную среди детворы компьютерную игру Atomic Heart, ее действие происходит «на территории ведущего научно-исследовательского центра Советского Союза, где-то в Казахской ССР» — сразу вспоминаются Семипалатинский ядерный полигон, секретные города Курчатов и Приозерск, Байконур...
НАСТРОЕНИЕ ОТТЕПЕЛИ
Советские физики 1960-х на картинах в «Паркинг Галерее» — это не «маршалы» и «генералы», а младшие научные сотрудники, лихие и незамысловатые, чем-то напоминающие иллюстрации к роману «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких («Физики» Александра Дубовика, «Молодые ленинградские инженеры» Юрия Пенушкина, «Химики (В лаборатории)» Алексея Соколова — названия работ не блещут разнообразием). Но именно эти люди, по сути, ковали ядерный щит страны, испытывали технологии, которыми наши военные пользуются и по сей день. Радость созидания со временем сменилась пониманием того, что прорывы в науке и технологические достижения, созданные во благо человечества, теперь направлены против него. Однако ужас ядерной войны для советского искусства остался неотрефлексированным — наши художники (даже художники-нонконформисты) не создали работ, подобных «Атомной Леде» Сальвадора Дали...
Александр Дубовик. «Физики». 1965
Нет на выставке (по понятным причинам) еще одного важного жанра — монументального искусства. А ведь именно к масштабным мозаикам и фрескам в первую очередь обратились художники, получив госзаказ. Самым впечатляющим примером подобного творчества является панно «Атомный конь» (1963) в главном здании НИЯУ МИФИ: художники-абстракционисты Григорий Дауман и Михаил Шварцман изобразили могучую руку, которая крепко держит за узду строптивого коня, символизирующего энергию.
Но в «Зарядье» представлено не менее поразительное произведение — свето-кинетическая установка «Атом» (в модели 1:10). Гигантский ажурный шар, собранный из металлических трубок, был придуман в 1967 году молодым выпускником МАРХИ Вячеславом Колейчуком по заказу Института атомной энергии Академии наук СССР к 50-летию Октября. В его создании принимали участие специалисты Курчатовского института, а также легендарный Лев Термен, создатель терменвокса; благодаря ему композиция обрела уникальное звучание.
Самонапряженные конструкции Колейчука заслуживают отдельного обстоятельного рассказа. Вообще этого художника-новатора, основоположника российского кинетизма на выставке очень много: скульптуры, композиции с зеркалами, графические модели, картины, «рукотворная голография», работы учеников. И даже завершает экспозицию мультимедийная инсталляция «Пространство мысли», созданная по мотивам работ Колейчука.
Вячеслав Колейчук. «Космос (Зеркало)». 1975
Интересно, что в 1960-е именно научные работники были большими поклонниками современного искусства — студенты Бауманки одними из первых посетили знаменитую выставку абстракционистов-«белютинцев» на Таганке, обитатели Академгородка организовали в новосибирском Доме ученых первую после десятилетий забвения экспозицию картин Филонова. Специально в Новосибирск посмотреть работы основоположника «аналитического метода» в живописи прилетали ценители из Москвы, Ленинграда, Киева. Первую выставку Колейчука (совместно с коллективом «Движение») показали в Доме культуры Института атомной энергии имени И.В. Курчатова. Художники-авангардисты были желанными гостями и в подмосковной Дубне.
Живописцы из лагеря реалистов выбрали других героев — рабочий класс, представители которого в то время, когда Курчатов работал над расщеплением атома, занимались не менее важным делом: восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство («Донбасс» Александра Дейнеки, 1947), тянули ЛЭП («Над Волгой» Юрия Боско, 1963), добывали нефть (дипломная работа Таира Салахова «С вахты» 1957 года).
Таир Салахов. «С вахты». 1957
Кстати, на выставке «Энергия будущего» ничего (или почти ничего) не говорится о самой бомбе. Напротив, всячески иллюстрируется известный советский лозунг «Мирный атом — в каждый дом». СССР стал пионером в мирном применении атомных технологий: пуск первого атомного реактора, первая в мире АЭС, первый атомный ледокол «Ленин» (спущен на воду в декабре 1957-го, сейчас стал музеем и одной из главных достопримечательностей Мурманска), первый токамак. Интерактивные научные стенды, рассказывающие об «этапах большого пути» атомной отрасли — от создания Радиевого института в 1922-м и начала работ по делению ядра атома до последних достижений «Росатома», — пользуются не меньшим вниманием публики, чем «художественная» часть.
Еще интереснее — живописные страницы истории атомной промышленности, картины, выполненные художниками, что называется, по горячим следам. На выставке их немного (да и вообще, наверное, единицы — с секретностью в СССР все было в порядке), но тем ценнее для нас эти свидетельства очевидцев, запечатленные на холстах.
В первую очередь это «Новый пейзаж» Николая Осенева (1960): изображена Обнинская АЭС под Москвой — как талантливо сделан индустриальный пейзаж! Картина Виталия Беляева «Строители атомной станции» (1961) имеет и другое название — «Строители Белоярской ГРЭС». Почему ГРЭС, то есть «государственная районная электростанция»? Потому что секретность: Белоярская АЭС стала второй после Обнинской и первой в СССР ядерной электростанцией большой мощности. «Геологи» Олега Гадалова (1963) тоже имеют прямое отношение к Атомному проекту: на начальном этапе работ про урану возникла проблема — на территории СССР не было крупных месторождений радиоактивного металла, их поиск стал важнейшей государственной задачей.
Николай Осенев. «Новый пейзаж». 1960
ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩЕГО?
Как отметила руководитель проекта «Территории культуры «Росатома» Оксана Конышева: «Язык искусства состоит из таких «атомов», как линия, форма, цвет, текстура, объем и пространство. На этом языке художники могут говорить о сложных вещах, а в данном случае еще и очень важных для каждого жителя нашей страны. Язык искусства всем понятен, и эта выставка — большой, глубокий и красивый рассказ о мощной энергии, будущем и людях, мечты которых сбылись благодаря их невероятному труду, любви к делу и стране».
В заключительном разделе экспозиции «Великая мечта», помимо уже упоминавшейся мультимедийной инсталляции «по мотивам» Вячеслава Колейчука, можно отметить монументальное полотно Бориса Окорокова «До свидания, Земля! (Космос)», главное достоинство которого — размер. Пятиметровое полотно, на котором художник в весьма условной манере изобразил пилотов звездолета, покидающих планету, было выполнено по заказу Министерства культуры СССР в 1970 году. Но потом на несколько десятилетий исчезло из публичного пространства и в отсутствии зрителей пришло в полную негодность. К 60-летию полета Юрия Гагарина его отреставрировали. Но, думается, в пространстве Музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге картина смотрелась бы более естественно.
Константин Юон. «Люди будущего». 1929
Главную, на мой взгляд, картину экспозиции «спрятали» в самом конце «Паркинг Галереи»: это «Люди будущего» Константина Юона, работа 1929 года. Группа молодых атлетов, преодолевая силу земного притяжения при помощи странных летательных аппаратов, взмывают вверх, рассекают пространство, символизируя дерзкий порыв к неизведанному (как известно, Юон увлекался идеями «русского космизма», а поводом к написанию картины послужили впечатления художника от повести Циолковского «Вне Земли»). Они свободно парят в небе, как и их потомки — нынешние соседи по выставке — бронзовые космонавты Владимира Вахрамеева («Люди в космосе», 1972). Эти работы выглядят еще и как ожидание чего-то нового, может быть, новой главы в выставочном проекте ведущих российских музеев и ведущих российских госкорпораций. Продолжение последует?
Владимир Вахрамеев. «Люди в космосе». 1972
Фото: Ярослав Чингаев/АГН «Москва» и Александр Курганов