
Легенда регги сыграл решающую роль в том, что своими веселыми, социально значимыми песнями донес музыку Ямайки до мировой аудитории
В 2020 году Джимми Клифф (Jimmy Cliff) объяснил Rolling Stone свой взгляд на загробную жизнь. “Исходя из нашего религиозного происхождения, нашего представления о том, что когда кто—то переходит границу — мы не говорим, что он "уходит из жизни", мы говорим "переходит границу", они просто переходят на другую сторону существования, такой вещи, как смерть, не существует, - а затем они выходят туда и вибрируют еще какое-то время. пройдет много дней, прежде чем они поднимутся на большую высоту.” Тогда он говорил о своем друге и коллеге-иконе регги Тутсе Хибберте (Toots Hibbert); пять лет спустя Клифф тоже перешел черту, и мало кто усомнится в том, что он действительно на пути к еще более высоким вершинам. Он был одним из первых музыкантов, принесших музыку регги с Ямайки в мир, сыграв незаменимую роль в том, что познакомил бесчисленное количество слушателей со звуками, которые трогали его душу. Вот 10 лучших песен из его легендарной карьеры.
‘The Harder They Come’
Джимми Клифф написал “The Harder They Come” в качестве музыкальной темы для архетипа грубияна Винсента “Айвенго” Мартина (Vincent “Ivanhoe” Martin), персонажа, которого он сыграл в криминальном фильме режиссера Перри Хензелла (Perry Henzell) "The Harder They Come" 1972 года. “Сначала заглавной песней была ”Hard Road to Travel", - вспоминал Клифф в 2012 году. “Но однажды мы заговорили об Айвенго, и Перри (Ivanhoe and Perry) сказал: "Чем тяжелее они приходят, тем тяжелее падают", - о своей истории. Эта строчка запала мне в душу, и я написал песню, основываясь на ней”. Благодаря живому ритму, вдохновляющим сменам аккордов и запоминающемуся припеву Клиффа, “The Harder They Come” так передала решимость Айвенго, что это превзошло весь фильм. Джо Джексон (Joe Jackson), рокеры Revenge и Madness - все они исполняли эту мелодию в последующие десятилетия.

‘Many Rivers to Cross’
“Каждый человек в какой-то момент задается вопросом: "Кто я? Почему я здесь? Что я собираюсь делать?” - однажды размышлял Джимми Клифф, говоря о привлекательности “Многих рек, которые нужно пересечь” (Many Rivers to Cross). Артист, у которого в подростковом возрасте были хиты на Ямайке, начал писать песню в шестидесятых, когда переехал из Кингстона в Великобританию и понял, что там добиться успеха намного сложнее. “Я приехал полный сил: я собираюсь добиться успеха, я собираюсь быть на высоте с the Beatles и the Stones”, - вспоминал он. “На самом деле все шло не так, я гастролировал по клубам, а не добивался успеха. Я боролся с работой, жизнью, своей личностью. Я не мог найти себе места; разочарование подпитывало эту песню”. Он воплотил свое разочарование в зажигательной светской госпел-песне на своем одноименном альбоме 1969 года и саундтреке "The Harder They Come" (1972). Она нашла отклик у UB40, Шер и Энни Леннокс ( Cher, and Annie Lennox), которые записали хиты в своем исполнении этой мелодии.
‘You Can Get It If You Really Want’
Сентенция, столь же глубокая, как и “Ты не всегда можешь получить то, что хочешь” группы The Stones, но гораздо более обнадеживающая, - веселый сингл 1970 года “Ты можешь получить это, если действительно захочешь”, - идеально подходит для карьеры Джимми Клиффа: это человек с позитивным настроем и силой воли, чтобы подняться он был выше всех невзгод, и у него был такой же прекрасный голос. Песня нигде не попала в чарты, в отличие от кавера Кэт Стивенс (Cat Stevens) “Wild World” или его собственных песен “Vietnam” и “Wonderful World, Beautiful People”, но она обрела вторую жизнь в качестве вступительной музыки к "The Harder They Come", знакомящей мир с Ямайкой Клиффа. Как главный сингл саундтрека, эта песня стала одной из ключевых в карьере артиста.

‘Vietnam’
Глубокое высказывание Джимми Клиффа о Вьетнаме было вдохновлено его собственным горем, вызванным тем, что война изменила друга детства: “Когда он вернулся, он меня не узнал”, - сказал однажды Клифф. “Мы встретились в Сомертоне, где есть самолеты, которые летают низко, чтобы опрыскивать банановые деревья, и я помню, как он бросился бежать в поисках укрытия”. Под обезоруживающе бодрый ритм и мелодию (и повторяющееся повторение слова “Вьетнам” в качестве призрачного припева песни) Клифф рассказывает ужасающую историю войны в серии писем и телеграмм, отправленных домой. Не кто иной, как Боб Дилан (Bob Dylan), назвал ее лучшей песней протеста, когда-либо написанной.
‘Wonderful World, Beautiful People’
В таких классических песнях, как “The Harder They Come”, Джимми Клифф привнес много яркого энтузиазма в песни о борьбе и лишениях. Но его песня “Wonderful World, Beautiful People”, выпущенная в 1969 году, была настоящим гимном мировой радости, отражая дух эпохи Водолея того года в песне об универсальной силе человеческого единения - он даже передал добрые чувства президенту США Ричарду Никсону (Richard Nixon) и премьер—министру Великобритании Гарольду Вильсону (Harold Wilson). Выпущенный на культовом ямайском лейбле Trojan, он блестяще сочетал регги-грув с зажигательной струнной аранжировкой, демонстрируя уникальную способность Клиффа записывать регги с прицелом на более широкий поп-мир. Как и следовало ожидать, песня попала в поп-чарты США и Великобритании.

‘Trapped’
Иногда стоит сыграть на стороне "Б". “Trapped”, еще одна песня, исполненная духовной решимости, которую Джимми Клифф написал примерно в то время, когда он снялся в фильме “The Harder They Come”, первоначально вышла в 1972 году как обратная сторона “The Harder They Come” и "Struggling Man", но, несмотря на ее подлинность (Кэт Стивенс (Cat Stevens) спродюсировала мелодию, и экстраординарный дирижер Дель Ньюман (Del Newman) аранжировал бэк-трек), песня оставалась в тени почти десять лет, пока Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen) не начал добавлять “новую блестящую песню” в свои сет-листы в 1981 году, как выразился Rolling Stone: “По слухам, ”Trapped" - это песня Джимми Клиффа, переработанная в жгучем стиле "Darkness on the Edge of Town". Кавер-версия осталась в репертуаре Спрингстина, и несколько лет спустя его концертная запись стала заметной на сборнике We Are the World. Клифф перезаписал песню для альбома Images 1989 года, на этот раз выпустив ее на стороне "А".
‘Treat the Youths Right’
К началу восьмидесятых регги стал популярным звуком во всем мире, а Джимми Клифф был одним из старейших его государственных деятелей. В 1982 году он выпустил фильм—концерт, подтверждающий его связь с корнями музыки, и альбом под названием Special, где он смело воспринял ее настоящее и будущее. Ярко спродюсированный сингл “Treat the Youths Right” воплощает его фирменную жизнерадостную манеру поведения в гимне поддержки нового поколения ямайцев. Как это часто бывает в музыке Клиффа, в сияющем припеве звучит намек на социальные комментарии, когда он кивает на растущую безработицу и по-дружески предупреждает: “Обращайтесь с молодежью правильно, или вы будете играть с динамитом”.

‘Reggae Night’
Самый большой хит Джимми Клиффа восьмидесятых - это зажигательный джем о том, как можно зажигать до рассвета в вечер регги. Песня, написанная совместно Ла Тойей Джексон, Кулом и Амиром Байяном ( La Toya Jackson, Kool and Amir Bayyan) из the Gang, несет в себе все отличительные черты поп-хитов восьмидесятых (мягкие синтезаторы, тяжелый бэкбит и яркие медные струны), но Клифф делает ее своей, благодаря своему шелковистому вокалу и убежденности в том, что его голос справедлив. как важно расслабиться и насладиться вечером хорошей музыки и отличных настроений. Эта песня, вошедшая в альбом Клиффа The Power and the Glory (1983), стала международным хитом (номер один в Новой Зеландии!) и главной темой его концертов вплоть до его последнего тура в 2019 году.
‘I Can See Clearly Now’
Песня родившегося в Техасе певца Джонни Нэша (Johnny Nash) “I Can See Clearly Now”, написанная в 1972 году, стала первой песней с явным влиянием регги, ставшей главным хитом в Америке, в конечном итоге заняв первое место в Hot 100 и разошедшейся тиражом в миллион копий. В песне смешались пронизывающий оптимизм и мягкий реализм (когда “дождь прошел”, Нэш поет, что “видит все препятствия на своем пути”). Два десятилетия спустя другой выдающийся представитель регги начала семидесятых, Джимми Клифф, записал эту песню для саундтрека к фильму 1993 года "Крутые пробежки". Великолепно исполненная версия Клиффа с новым, с оттенком хип-хопа, ритмом вернула “I Can See Clearly Now” в топ-20.
‘One More’
2010-е годы стали десятилетием радостного обновления для Клиффа, который устроил вечеринку по случаю своего вступления в Зал славы рок-н-ролла и продолжил ее, выпустив в 2012 году альбом Rebirth с удачным названием, спродюсированный Тимом Армстронгом (Tim Armstrong) из Rancid. Приближаясь к 70 годам, он пел о своей преданности своему ремеслу с энергией, не зависящей от возраста: “У меня есть еще одна песня, которую я должен спеть”. Концертные выступления того года показали его неослабевающую энергию на сцене. “Он просто любит выступать”, - сказал Армстронг (Armstrong) в интервью Rolling Stone. “Будет ли это выступление перед тремя людьми или перед 30 000, он добьется своего”.

НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: