Аэропорт Домодедово оказался под иностранным контролем

Газета.Ru 16 часов назад 36
Preview

Генеральная прокуратура России подала иск о взыскании в доход государства 100% долей ООО "ДМЕ холдинг", управляющего аэропортом "Домодедово". Надзорное ведомство утверждает, что стратегически важный объект оказался под иностранным контролем, что нарушает законодательство. Владельцев аэропорта Дмитрия Каменщика и Валерия Когана обвиняют в сокрытии реальной структуры владения, а также в саботаже модернизации инфраструктуры. В "Домодедово" заявляют, что аэропорт действует в рамках закона, но окончательная позиция будет сформирована после ознакомления с иском. Первое заседание арбитража назначено на 28 февраля.

Генпрокуратура РФ подала иск о взыскании в доход государства 100% долей ООО "ДМЕ холдинг", владеющего операционными компаниями аэропорта "Домодедово". Надзорное ведомство также требует признания недействительной смены юрисдикции ряда структур холдинга. Иск, с которым ознакомились "Ведомости" и "Коммерсантъ", зарегистрирован 28 января, первое заседание Арбитражного суда Московской области назначено на 28 февраля. Поводом для обращения в суд стала многомесячная проверка, в ходе которой изучались сделки с активами, порядок выделения земель и строительство объектов.

По версии Генпрокуратуры, группа компаний "Домодедово" оказалась под иностранным контролем, что противоречит законодательству.

В иске указано, что стратегически важные объекты — аэродромная инфраструктура, пассажирские терминалы и грузовые комплексы — не могут управляться иностранными инвесторами без согласования с правительственной комиссией.

Согласно материалам дела, структуры аэропорта контролируются резидентами иностранных государств — владельцем "Домодедово" Дмитрием Каменщиком (Турция, ОАЭ) и председателем наблюдательного совета Валерием Коганом (Израиль). До 2016 года "Домодедово" контролировали граждане острова Мэн, затем 100% "ДМЕ лимитед" приобрела мальтийская "Аламо лимитед", конечным бенефициаром которой стал Каменщик. Генпрокуратура утверждает, что Коган также фактически контролировал активы, получая сопоставимый объем дивидендов.

С 2016 года, по версии надзорного ведомства, Каменщик и Коган создавали новые юрлица и устанавливали контроль над стратегическими активами без согласования с властями. В результате была сформирована группа из 25 компаний, каждая из которых имеет стратегическое значение.

В 2024 году владельцы "Домодедово" якобы попытались скрыть иностранное участие, передав стратегические активы под управление ООО "ДМЕ холдинг".

Однако они не раскрыли ФАС России реальную структуру владения, скрыв роль Когана и участие ирландского инвестора DME Airport Designated Activity Company. Это позволило получить одобрение сделки без необходимых проверок.

Прокуратура также обвиняет владельцев в саботаже модернизации инфраструктуры и нецелевом расходовании бюджетных средств, что, по версии ведомства, привело к хищению.

В "Домодедово" заявляют, что аэропорт действует в рамках закона, но окончательная позиция будет сформирована после ознакомления с иском.

Запросы в Генпрокуратуру пока остаются без ответа.

Юристы отмечают, что прокурорской проверке предшествовал детальный аудит, а подобные иски часто удовлетворяются судами. Однако известны случаи, когда прокуратура отказывалась от требований, если ответчики предоставляли убедительные доказательства. В целом же практика складывается не в пользу частных владельцев стратегических активов.

Нарушения в "Домодедово"

Попытки вернуть "Домодедово" государству предпринимаются не впервые.

В 2008 году Росимущество пыталось оспорить приватизацию, но суд отклонил иск.

В 2011 году после теракта в аэропорту (37 погибших) тогдашний президент Дмитрий Медведев требовал раскрыть информацию о собственниках.

Позже были возбуждены дела о нарушениях при передаче земель и халатности при реконструкции объектов, однако большинство из них завершились без серьезных последствий для владельцев.

В 2015 году Каменщика и топ-менеджеров обвиняли в оказании небезопасных услуг. Фигурантов поместили под домашний арест, но в июле 2016 года освободили. Генпрокуратура утверждала, что состава преступления в действиях обвиняемых не было и четырежды направляла руководству Следственного комитета представления о прекращении дела, которое закрыли в том же году.

В 2020 году Следственный комитет возбудил дело о халатности при реконструкции аэропорта с ущербом 107,2 млн руб. Следствие утверждало, что с 2012 по 2019 год работы по модернизации полос и рулежных дорожек не контролировались должным образом. Итогов расследования публично не сообщалось.

 

Читать в Газета.Ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'