
Основным инструментом блюз-рока является гитара, но за многими зажигательными риффами скрывается проникновенная мощь клавишных. Это инструмент, который привносит в микширование глубину, грув и огонь госпела, от вихревого Hammond B-3 Риза Уайнанса (Reese Wynans) до хонки-тонковых фортепианных риффов Пайнтопа Перкинса (Pinetop Perkins). Эти музыканты сформировали звучание жанра не меньше, чем любой другой гитарист. В этом списке Blues Rock Review отдаем дань уважения 10 легендарным клавишникам блюз-рока, чья многогранность и искусное исполнение помогли сформировать поколения блюз-рока.
Gregg Allman
Грегг Оллман (Gregg Allman) и его старший брат Дуэйн (Duane) основали the Allman Brothers Band в 1969 году, но Дуэйн погиб в автокатастрофе в 1971 году. Грегг поддерживал группу в качестве вокалиста, автора песен и клавишника. Его неповторимый голос и глубоко выразительная игра на гитаре Hammond B-3 олицетворяли душевный дух группы. Он был олицетворением огневой мощи двухгитар группы, добавляя госпел-теплоты и блюзовой выдержки. Его работа на клавишных была сосредоточена не на броских соло, а на ощущении, текстуре и эмоциональном резонансе классических песен, таких как “Whipping Post” и “Midnight Rider”. Его музыкальность определила дух южного блюз-рока и установила стандарты для клавишников, которые последовали за ним.
Mike Finnigan
Майк Финниган (Mike Finnigan) скончался в 2021 году в возрасте 76 лет и был известен своей электризующей игрой на Hammond B-3 и мощным вокалом с нотками госпела. За свою пятидесятилетнюю карьеру он привнес свое фирменное звучание в альбомы, начиная с Electric Ladyland Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) в 1968 году и заканчивая Dig In Deep Бонни Райтт (Bonnie Raitt) в 2016 году. Он гастролировал и записывался с такими артистами, как Этта Джеймс, Бадди Гай, Тадж Махал, Ринго Старр, Кросби, Stills & Nash и Леонард Коэн (Etta James, Buddy Guy, Taj Mahal, Ringo Starr, Crosby, Stills & Nash, and Leonard Cohen), и многими другими. Его клавишные работы варьировались от зажигательных джемов до тонких текстур баллад. Его игра отличалась глубоким звучанием и эмоциональной честностью, всегда выражавшей искреннюю убежденность. Он получил множество наград в области блюзовой музыки за свою многогранность и выразительность игры на клавишных, оставив неизгладимый след в мире блюз-рока.
Dr. John
Покойный Мак Ребеннак (Mac Rebennack), чье сценическое имя было доктор Джон (Dr. John), привнес в блюз-рок мистический дух Нового Орлеана своими болотистыми ритмами, сценическим обликом вуду и опьяняющим фортепианным стилем. Его музыка была пропитана ритмическими синкопами его корней из Кресент-Сити и демонстрировала его способность сочетать блюз, джаз, R& B и фанк на клавишных. Яркие треки, такие как “Right Place, Wrong Time” и “Such a Night”, подчеркнули его хриплый вокал и театральный талант, которые сделали его безошибочно узнаваемой фигурой в американской музыке. Его уникальная луизианская душа продолжает очаровывать как музыкантов, так и поклонников, независимо от того, выступал ли он сольно или сотрудничал с легендами блюз-рока, такими как Эрик Клэптон (Eric Clapton) и The Rolling Stones.
Johnnie Johnson
Элегантная манера Джонни Джонсона (Johnnie Johnson) и заразительный ритм были частью той химии, которая породила рок-н-ролл, когда он объединился с Чаком Берри (Chuck Berry), чтобы создать одно из самых ранних объединений блюза и рока. Его влияние выходит за рамки его жизни и отражается в блюз-роке, закрепляя его наследие как одного из самых значительных клавишных пионеров. Его проникнутая блюзом игра на фортепиано заложила основу для звучания, которое стало основой рок-н-ролла. Среди песен, над которыми он сотрудничал с Чаком Берри, были “Roll Over Beethoven” и “Johnny B. Goode”, который, по словам Берри, автора текста, был посвящен Джонсону в период его пьянства. Джонсон провел большую часть своей карьеры в тени, но в конце концов был признан и включен в Зал славы рок-н-ролла в 2001 году, за четыре года до своей смерти в 2005 году.
Deacon Jones
У Дикона Джонса (Deacon Jones) был динамичный стиль игры на Hammond B-3, который придавал глубокие, закрученные органные аккорды суровому блюзу Джона Ли Хукера (John Lee Hooker). Он был проникновенным клавишником в стиле блюз-рок, чей экспрессивный подход сочетал евангельскую теплоту с необузданной фанковой энергией, позволяя ему легко переходить от драйвового ритма к эмоциональному соло. В 1963 году он основал группу Baby Huey & the Babysitters, популярную в Чикаго, и продолжал выступать с ней до 1970 года, когда начал свою сольную карьеру и работал в качестве сайдмена с различными артистами. Среди известных музыкантов, с которыми он играл, были Кертис Мэйфилд, Фредди Кинг, Джон Ли Хукер, Грегг Оллман, Элвин Бишоп, Бадди Майлз ( Curtis Mayfield, Freddie King, John Lee Hooker, Gregg Allman, Elvin Bishop, Buddy Miles) и многие другие. Он был одним из самых увлеченных музыкантов в своем бизнесе, и его уникальный стиль игры в равной степени нес в себе дух церкви и музыкального заведения.
Al Kooper
В вышедшем в 2024 году байопике о Бобе Дилане (Bob Dylan) подчеркивается вклад Эла Купера (Al Kooper), сыгравшего на органе Hammond B-3, в композицию Дилана “Like a Rolling Stone”. Этот рифф стал культовым в истории рока и мгновенно переосмыслил то, как орган может влиять на эмоциональную составляющую песни. Купер - клавишник-новатор и дальновидный коллаборационист, оказавший глубокое влияние на блюз-рок. В 1968 году был выпущен альбом Super Session, на котором Купер играл на клавишных вместе с Майком Блумфилдом и Стивеном Стиллсом (Mike Bloomfield and Stephen Stills). Его многогранность проявилась в проникнутых блюзом импровизациях, которые преодолели пропасть между роком, джазом и соулом. Купер обладал чутьем на грув, мелодию и инновации и был одним из основателей Blood, Sweat & Tears. Группа, вдохновленная блюзом, образовалась в 1967 году в Нью-Йорке, объединила рок-группу с духовым оркестром и доминировала в роке конца 1960-х. Вклад клавишника Эла Купера в жанр блюз-рока остается неизгладимым.
Chuck Leavell
За последние шесть десятилетий Чак Ливелл (Chuck Leavell) сыграл почти на семидесяти записях, в том числе на семи своих собственных и тридцати пяти с The Rolling Stones. Его фортепианные и органные произведения украсили некоторые из самых знаковых записей в истории блюз-рока, а его стиль определяется мелодическим чутьем и безупречным чувством ритма. Как участник the Allman Brothers Band, он сыграл на клавишных в “Jessica”, которая остается одной из самых запоминающихся инструментальных композиций этого жанра. Песня была написана Дики Беттсом (Dickey Betts) для альбома Brothers and Sisters 1973 года. Ливелл стал постоянным гастролирующим и записывающимся клавишником The Rolling Stones, а также их музыкальным руководителем в 1983 году, благодаря своей способности сочетать проникновенные блюзовые фразы с изысканностью, вдохновленной джазом. Его изысканная игра отражает глубокое уважение к корням американской музыки и принесла ему признание в блюз-рок-сообществе как разностороннему и стойкому мастеру игры на клавишных.
Mark Naftalin
Марк Нафталин (Mark Naftalin) начал свою музыкальную карьеру в 1960-х годах и был участником группы Butterfield Blues Band, выпустившей свои первые пять альбомов, где его подвижная игра на фортепиано и органе помогла сформировать звучание электрического блюз-рока 1960-х годов. В таких классических песнях, как “Born in Chicago” и “East-West”, он органично сочетал чикагский блюз с зарождающейся рок-энергией десятилетия. Его клавишный стиль был пропитан традиционной блюзовой фразировкой, но в то же время он привнес современную чувственность благодаря своему техническому совершенству и глубокому эмоциональному ощущению, расширив возможности жанра. После ухода из группы он сотрудничал с Майком Блумфилдом (Mike Bloomfield) и был клавишником у таких блюзовых исполнителей, как Джон Ли Хукер, Биг Джо Тернер, Джеймс Коттон (John Lee Hooker, Big Joe Turner, James Cotton) и других. На протяжении десятилетий он продолжал пропагандировать блюз в радиопрограммах и на фестивалях, укрепляя свою репутацию пожизненного представителя блюз-рока. В 2015 году он был включен в Зал славы рок-н-ролла как участник группы Butterfield Blues Band.
Pinetop Perkins
Пайнтоп Перкинс (Pinetop Perkins), как никто другой до него, воплотил в себе чистый дух блюза. Его карьера пианиста, исполняющего буги-вуги, насчитывала более семи десятилетий и лежала в основе блюз-рока. Родившийся в 1913 году и выросший на плантации в Миссисипи, он начал играть на гитаре, но переключился на клавишные после того, как сухожилия на его левой руке были перерезаны в поножовщине с женщиной. В дальнейшем он оказал влияние на бесчисленное множество клавишников своим самобытным стилем, для которого характерны подвижная игра левой рукой и резкий удар правой. В 1969 году Пайнтоп заменил Отиса Спанна (Otis Spann) в группе Muddy Waters, где он оставался в течение десяти лет. Позже, в 1980 году, он появился в группе Blues Brothers и выпустил свой первый сольный альбом After Hours в 1988 году. Его игривая фразировка и глубокий грув соединили дельта-блюз с современным электрическим звучанием, которое он помог сформировать. Его клавишные могли играть так же сильно, как и любой гитарный рифф. Пайнтоп продолжал выступать как в качестве сайдмена, так и сольного исполнителя, получив "Грэмми" за лучший традиционный блюзовый альбом незадолго до своей смерти в 2011 году в возрасте 97 лет.
Reese Wynans
Риз Уайнанс (Reese Wynans) долгое время был одним из самых уважаемых и востребованных клавишников блюз-рока, известным своим проникновенным звучанием и мастерским владением органом Hammond B-3. Он является непревзойденным сайдменом, чья репутация и опыт принесли ему должность клавишника в гастрольной группе Джо Бонамассы (Joe Bonamassa) в 2015 году. Он наиболее известен своей работой со Стиви Рэем Воаном (Stevie Ray Vaughan) и Double Trouble вплоть до смерти Воана в 1990 году. Уайнанс придал насыщенную, церковную глубину зажигательному техасскому блюзу Воана, особенно запоминающемуся в таких классических песнях, как “Crossfire” и “Riviera Paradise”. Он также выступал в качестве сайдмена у таких артистов, как Бадди Гай, Кэрол Кинг (Buddy Guy, Carole King), Brooks & Dunn, Триша Йервуд, Бонни Райтт (Trisha Yearwood, Bonnie Raitt) и других. Смешав влияния госпела, R&B и буги-вуги, он создал насыщенное звучание, которое идеально дополняет жгучие гитарные партии, но при этом не затмевает их.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: