Общественная организация пациентов «Нефро-Лига» потребовала отменить приказ Минздрава Удмуртии, который меняет организацию бесплатной транспортировки пациентов с почечной недостаточностью на процедуру гемодиализа. Теперь в республике пациенты не смогут самостоятельно выбирать место проведения процедуры, а маршрут будет определять спецкомиссия. Общественники считают, что таким образом нарушаются права людей, а местные власти объясняют эти меры желанием усилить контроль за расходованием средств. Проблемы с транспортировкой на гемодиализ есть у пациентов по всей стране, в связи с чем общественники просят Минздрав России ввести единый стандарт для регионов. Подробнее — в материале «Известий».
Почему в Удмуртии просят отменить приказ Минздрава
О проблемах, которые может вызвать приказ Минздрава Удмуртии от 23 сентября 2025 года № 37, рассказал председатель Удмуртского регионального отделения общественной организации «Нефро-Лига» Александр Золотарёв. Он обратился в прокуратуру с требованием признать этот документ незаконным.
В приказе республиканское Министерство меняет правила организации бесплатной транспортировки пациентов на процедуру гемодиализа. Теперь маршрут доставки будет определять комиссия по отбору пациентов. Самостоятельно выбрать место получения процедуры пациент не сможет, что как уверен Золотарёв, нарушит права пациентов.

По его словам, ранее они могли выбрать центр гемодиализа, который больше подходили им по определенным критериям: удобному времени, наличию узких специалистов, определенных материалов, возможности проведения гемодиафильтрации и т. д. Золотарёв полагает, что сильнее всего пострадают пациенты, которые живут в сельской местности: для них бесплатная транспортировка к месту гемодиализа — единственная возможность получить эту процедуру.
Общественник рассказал, что приказ, вероятно, реально начнет действовать с 2026 года.
— Гемодиализ — это пожизненная жизнеспасающая процедура, — пояснила «Известиям» председатель правления общественной организации «Нефро-Лига» Галина Горецкая. — Ее необходимо проводить три раза в неделю. Даже пропуск одной процедуры может негативно сказаться на состоянии здоровья и привести к летальному исходу.

Зачем в Удмуртии поменяли порядок доставки на гемодиализ
Александр Золотарёв уверен, что единственная цель, которую преследуют чиновники из регионального Минздрава, — это экономия бюджетных средств.
— Проблемы с гемодиализом в Удмуртии стали возникать в последние два-три года из-за нехватки финансирования, — сказал он «Известиям». — Выделенных из бюджета Удмуртии средств хватало до октября-ноября, а дальше нередко приходилось добиваться проведения процедуры за счет обращения в прокуратуру или через освещение в СМИ.

Теперь, считает Золотарёв, минздрав Удмуртии, вместо того чтобы исправлять ошибки предыдущих лет и выделять дополнительное финансирование, собирается экономить на пациентах, которых лишат какого-либо права выбора.
Сейчас в Удмуртии действует система бесплатного такси для пациентов, которые должны быть обеспечены гемодиализом. Действует подвоз по двум схемам: либо сами больницы обеспечивают пациентов транспортом, либо заключаются договоры со службой такси, которая занимается развозом пациентов, в том числе специализированным, для отдельных категорий маломобильных пациентов.
Александр Золотарёв рассказал, что в прошлом году Следственный комитет выявил в республике серьезные нарушения при заключении договоров на транспортировку. В частности, были выявлены факты, когда в машине такси за один раз перевозили сразу нескольких пациентов, а перевозчик отчитывался за пять разных поездок. Обнаружились транспортировки «мертвых душ» — пациента уже не было в живых, но его поездки продолжали проводить по документам. Также поездки на такси приписывали, когда пациент самостоятельно добирался до гемодиализного отделения.
— На этого перевозчика возбудили уголовное дело, а его контракт передали другому, который, на мой взгляд, исполняет свои обязательства порядочно, — рассказал собеседник «Известий». — Всё это время минздрав мог самостоятельно проверить и выявить эти факты, однако не делал этого. И теперь экономить собираются за счет пациентов и иногда больниц, которых обязывают найти средства самостоятельно, если их не хватило до конца года.

Министр здравоохранения Удмуртии Сергей Багин объяснил, что изменения ввели, так как «в прошлом году в результате ведомственных проверок были выявлены факты нарушений при исполнении контрактов со стороны компаний-перевозчиков, а также случаи нецелевого пользования перевозками со стороны пациентов». Приказ принят «для улучшения контроля по исполнению контрактов».
По его словам, определять маршрут пациентов теперь будет комиссия с главным внештатным специалистом минздрава республики и врачами — специалистами по заместительной почечной терапии. Место проведения гемодиализа будет выбираться «максимально удобное для пациента и близкое к его месту жительства». При этом изменения коснутся в первую очередь новых пациентов, те, кто давно проходит терапию, могут продолжать ездить на гемодиализ в привычные места.
«Известия» направили запрос в Мминздрав Удмуртии, но на момент публикации ответ не поступил.

Есть ли проблемы в других регионах
Сейчас в Удмуртии процедуру гемодиализа проходят 713 человек, функционируют 14 диализных центров. Всего же в России более 74 тыс. человек находится на заместительной почечной терапии, в том числе 57 тыс. человек — а гемодиализе.
Эксперт «Народный фронт. Аналитика» Ирина Блинкова поясняет, что сейчас транспортировка пациентов от места проживания до места получения процедуры гемодиализа и обратно оплачивается за счет средств региональных бюджетов. Но условия и порядок транспортировки устанавливаются региональным законодательством и могут сильно отличаться от региона к региону. Зависит это в первую очередь от финансовых возможностей каждого субъекта Федерации.

— Так, в одном регионе пациентам выплачивается компенсация расходов на проезд от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа и обратно, исходя из расчетной величины: стоимости километража, расстояния от дома до места проведения процедуры, фактического количества проведенных процедур. А в другом регионе компенсация предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих фактические расходы на проезд, — рассказала собеседница «Известий».
Регион может также сам осуществлять транспортировку пациентов, как это происходит в Удмуртии.
Галина Горецкая рассказала, что исследование «Нефро-Лиги», проведенное несколько лет назад, показало, что в очень многих регионах пациенты сталкиваются с ограничениями. Например, в Калининградской области есть социальное такси, но оно не работает по субботам, тогда как многие пациенты с почечной недостаточностью как раз должны ехать на гемодиализ по графику «вторник, четверг, суббота».

— В Дагестане возят на гемодиализ из районов, а вот по самой Махачкале пациентов уже не транспортируют, — рассказала собеседница «Известий». — Там сейчас с проблемами столкнулся наш представитель, который в возрасте за 70 лет перенес инсульт и ему самому теперь очень сложно передвигаться, но на диализ его доставить всё равно не могут.
Очень часто, как теперь в Удмуртии, у пациентов нет возможности выбрать центр, в котором получать услугу комфортнее. Регионы прописывают, что можно попасть только в ближайшее гемодиализное отделение.
— Самая неудобная система — когда пациент сам собирает всю информацию о тратах на проезд для получения возмещения, — рассказала Галина Горецкая. — В этом случае, например, невозможно получить компенсацию, если человека довезли до диализного центра родственники.

Как менять систему
Сопредседатель Союза пациентов России Ян Власов отмечает, что неравенство в доступе к жизненно необходимой процедуре мог бы исправить единый федеральный стандарт.
— Он бы гарантировал пациентам своевременную и безопасную доставку вне зависимости от региона проживания, — сказал он «Известиям».

Однако пока, замечает Галина Горецкая, со стороны федеральных органов власти нет, по сути, даже контроля за системой. Она признает, что вся страна не сможет работать по единому стандарту оказания помощи людям с почечной недостаточностью, однако упорядочить этот процесс можно.
— Хотелось бы, чтобы у пациента была возможность выбора: получает он компенсацию или пользуется транспортировкой, — сказала она. — Второй вариант особенно важен для пациентов, у которых есть осложнения и сопутствующие заболевания, им сложно передвигаться самостоятельно.

Главная проблема — с лежачими и маломобильными пациентами, говорит Галина Горецкая. В этом случае часто приходится искать срочные решения, чтобы обеспечить человека жизнеспасающей процедурой.
— Недавно в Москву приехал из Красноярска пациент, который встал в лист ожидания на трансплантацию. Он почти не видит, и ему нужно сопровождение на процедуру гемодиализа, — сказала она. — Однако пока нет московской регистрации, пришлось искать волонтеров, которые могли бы его сопровождать. Но сегодня волонтер есть, а приедет ли он завтра — неизвестно.

Председатель правления «Нефро-Лиги» отмечает, что отсутствие четкой системы регулирования на федеральном уровне ставит в зависимость от решений на местах десятки тысяч пациентов.
— Мы считаем необходимым принятие мер, направленных на создание единой государственной политики в сфере обеспечения транспортом этой категории граждан, — подчеркнула Галина Горецкая. — Возможными вариантами решения являются внедрение специальных социальных таксопарков для маломобильных групп населения, расширение практики предоставления компенсации расходов на транспортировку и разработка общероссийских стандартов качества транспортного обслуживания для пациентов на гемодиализе.
Она отметила, что следует учитывать региональные особенности, но важно гарантировать каждому пациенту своевременную и доступную доставку к месту лечения вне зависимости от территориальной принадлежности.
«Известия» направили запрос в Минздрав РФ.