Что важно знать об образовании за границей

ГлагоL 3 дней назад 49
Preview
Фото: freepik.com

Зарина Тигиева, основатель и руководитель образовательного агентства Abroadz, эксперт по международному образованию и карьерным стратегиям, рассказала мне обо всех нюансах зарубежного образования: с чего начать подготовку, сколько стоит такое образование, как студенты из России, Беларуси и СНГ меняют географию поступлений, почему практичность программы все чаще важнее громкого бренда вуза, и, конечно, поделилась историей о своем проекте, который вырос из личного опыта.

Зарина Тигиева, основатель и руководитель образовательного агентства Abroadz, эксперт по международному образованию и карьерным стратегиям. Фото: пресс-служба

С чего начать, если ребенок захотел учиться за границей?

Первое, с чего стоит начать, — это определение цели. Не все поступают ради учебы как таковой. Кто-то ищет сильную академическую базу, кто-то хочет сменить страну, кто-то мечтает об интеграции в международную среду или о дальнейшей иммиграции. Когда появляется ясность, зачем это нужно именно вам, становится проще выстроить стратегию и выбрать подходящие страны и программы.

Далее важно проанализировать исходные данные. Уровень английского или другого языка, успеваемость, портфолио, мотивация, финансовые возможности. Это основа для понимания реальных шансов и выбора пути.

Следующий шаг — изучение сроков. Многие совершают ошибку, думая, что заняться поступлением летом ок, на деле же — это уже будут пропущенные сроки и, соответственно, год. Подготовка к поступлению занимает минимум 6–12 месяцев: нужно собрать документы, пройти языковые тесты, подготовить мотивационные материалы и подать заявки. Многие заявки с очень ранними дедлайнами. Например, некоторые британские стипендиальные программы закрыли прием документов для учебы в 2026/2027 году в октябре 2025-го.

Сколько стоит такое образование?

Средняя стоимость обучения за границей сильно варьируется в зависимости от страны и уровня образования. В Европе можно учиться за 0–3 тысячи евро в год, в Великобритании — от 15 до 25 тысяч фунтов, в США — от 20 до 40 тысяч долларов. К этому нужно прибавить расходы на проживание, питание, страховку и транспорт, которые составляют от 600 до 1500 евро в месяц.

Высокая стоимость не означает, что обучение недоступно. В Штатах вообще мало кто учится, оплачивая полную стоимость. Существует множество программ финансовой поддержки, о которых часто просто не знают. Например, в Италии популярна региональная стипендия DSU, которая покрывает обучение, проживание и питание. В Венгрии действует государственная программа Stipendium Hungaricum, в Германии — DAAD, в Великобритании — Chevening, в США — Fulbright. Это лишь часть возможностей, — самые престижные и известные программы. У каждого вуза есть еще десяток внутренних стипендий.  

Снизить расходы можно и стратегически. Например, поступать на англоязычные программы в неочевидных странах — Чехии (куда гражданам РФ сейчас поступить сложно), Венгрии, Австрии, Германии, где обучение стоит дешевле, но диплом признается по всему миру.

Поступление в государственные университеты — главный способ снизить расходы, потому что в Европе стоимость учебы в гос вузах максимально доступная.

То есть часто идея, что учеба за рубежом дорогая — это просто иллюзия. Часто она обходится сильно дешевле, чем учеба в вузе своей страны. При этом диплом признается в разных странах.

Какая самая главная ошибка во время поиска нужного зарубежного ВУЗа?

Фото: freepik.com

Главная ошибка — выбирать по принципу «где дешевле» или «куда проще поступить». Важно начинать с понимания своего профиля и будущей траектории. Если цель — международная карьера, нужно смотреть на программы с сильной академической репутацией в конкретной области.

Например, гуманитариям часто подходят Италия, Франция или Испания, где образование имеет глубокую академическую традицию и при этом доступные программы. Для IT и инженерных направлений хороши Германия, Нидерланды, Южная Корея и Сингапур — там ставка на технологические инновации и тесные связи с бизнесом.

Также стоит учитывать язык. Иногда проще поступить в страну, где можно учиться на английском, чем тратить годы на подготовку к поступлению на местном языке. И, конечно, нужно учитывать визовые условия, возможность подрабатывать, перспективы остаться после выпуска.

На практике я часто советую студентам не гнаться за громкими названиями университетов, а искать программы, которые реально соответствуют их интересам и целям. Выбор страны и вуза — это не вопрос рейтинга, а вопрос стратегии.

Еще важно понимать, насколько вам подходит страна. Даже неподходящий климат может испортить весь опыт, поэтому учитывать важно как объективные показатели, так и субъективные.

Какие не совсем очевидные причины «провала» при поступлении могут быть?

Многие начинают готовиться за несколько месяцев до дедлайна, не понимая, что качественная заявка требует времени: нужно подтвердить уровень языка (а иногда с первого раза из-за волнения результаты бывают неудовлетворительными, и экзамен нужно пересдать — это тоже время), собрать академические документы, подготовить портфолио, написать эссе и получить рекомендации (которые рекомендатели не пишут быстро, говорю из опыта).

Вторая причина — слабая или неполная подача. Заявки часто отклоняют не из-за нехватки достижений, а из-за ошибок в мотивационном письме или небрежно оформленных документов. Университеты уделяют огромное внимание тому, насколько логично кандидат объясняет свой выбор и насколько его профиль соответствует программе.

Третья причина — отсутствие стратегии. Когда подают «куда получится», без понимания уровня конкуренции и требований, шансы резко падают. Важно знать, какие университеты действительно подходят, и строить план поэтапно, а не хаотично.

Вузам тоже важно найти свой match, в приемной комиссии также сидят живые люди, которых нужно зацепить. Когда вы прошли первый отбор, где оценивались документы (средний балл, знание языка, наличие дипломов), решающими становятся ваши мотивационные письма, эссе, рекомендации.

Для примера: для нашей студентки, которая поступила в Кембридж и получила стипендию foundation hill мы готовили мотивационное письмо почти три месяца! Переписывали его, обсуждали, снова переписывали, пока не нащупали историю, которая раскрыла ее как личность и показала, что эта программа для нее — идеальный выбор.

Конкуренция бешеная, и расчитывать на то, что ChatGPT напишет о вас и вызовет эмоции не стоит. Кстати, многие вузы проверяют письма на плагиат и на использование ИИ, и это может стать причиной к аннулированию заявки

Изменился ли в целом спрос на зарубежное образование у студентов из России, Беларуси и СНГ?

Фото: freepik.com

Я бы сказала, что спрос переформатировался. Классические направления (Великобритания, США, Канада, топ-вузы Европы) остаются, но часть привычных маршрутов стала менее доступной. Например, Чехия фактически выпала из списка для российских студентов. На этом фоне мы видим мягкий, но устойчивый разворот к Азии и Ближнему Востоку.

Даже так? Например?

В Азии лидируют Южная Корея, Сингапур, Япония и Китай. Эти страны сочетают сильные программы в инженерии, IT, медиа, высокий уровень безопасности и развитую инновационную среду. На Ближнем Востоке выделяются ОАЭ и Катар, где активно развиваются кампусы западных университетов с признанными программами и щедрыми грантами. Иногда встречаются и менее очевидные направления, такие как Мексика, Марокко и Вьетнам. Это не массовая история, но у студентов бывают интересные запросы. Кто-то выбирает страну ради редкой специализации, а кто-то делает это из желания переехать и интегрироваться в новую культуру. Мотивация поступления у всех своя, и это тоже важная часть пути.

Получается, что даже если это неизвестный университет, но у него есть крутая программа, то он все равно востребован?   

Идеально, когда совпадают и бренд, и содержание. Все больше наших студентов понимают, что громкое имя не является «золотым билетом». У нас есть кейсы Кембриджа со стипендией Hill Foundation и MIT с покрытием 65 процентов стоимости, и такие истории действительно вдохновляют. Но бывают и другие ситуации. Один студент поступил в Эдинбургский университет, где программа оказалась слишком академичной и не соответствовала его темпу. Мы изначально советовали принять оффер другого вуза, но желание выбрать престижный университет оказалось сильнее, и это тоже естественный этап, когда важно пройти свой опыт. Сейчас он учится в UCL с полным покрытием, и программа, и уровень нагрузки ему идеально подходят. Главный вывод: смотреть не на название, а на содержание — предметы, преподавателей, стажировки и партнёрства. Практичность нередко оказывается важнее громкости бренда.

А что в итоге дает именно обучение в зарубежном университете? В чем ценность международного образования для карьеры?

Это «турбо-ускоритель». Во-первых, глобальное мышление и умение работать в мультикультурной среде. Во-вторых, мощный нетворкинг: однокурсники и преподаватели по всему миру, которые потом становятся коллегами и партнерами. В-третьих, языки и культурная адаптивность — крайне востребованные навыки в международном бизнесе.

Насколько иностранный диплом повышает шансы устроиться в международную компанию?

Для многих корпораций есть «приоритетные» университеты, и из них выпускников активно рекрутируют. Иностранный диплом — сигнал: человек знает язык, стандарты работы, культуру глобального бизнеса. Он также открывает локальные возможности: многие страны дают выпускникам время на поиск работы, и старт часто происходит именно в международных компаниях. Но это не гарантия, так как часто решают навыки, проекты, soft skills. Поэтому мы всегда убеждаем студентов использовать учебу для стажировок и практики.

Вы сказали про навыки. Какие soft skills сильнее всего прокачивает учеба за границей?

Фото: freepik.com

Самостоятельность и ответственность, ведь учеба за рубежом — «школа взрослой жизни» вдали от дома. Межкультурные коммуникации и умение находить общий язык с кем угодно и четко излагать мысли на иностранном языке. Гибкость и адаптивность — спокойное отношение к переменам, готовность быстро перестраиваться. Плюс критическое мышление и «решительность» — привычка не пасовать, а находить решение.

Ваш главный совет тем, кто задумывается о переезде и обучении за рубежом

Дерзайте, но готовьтесь. Начинайте заранее прицельно изучать язык, узнавать требования, проходить экзамены. Не стесняйтесь обращаться за помощью к менторам и консультантам, общайтесь с вузами и студентами. И всегда имейте план Б: несколько подач, сценарий на случай пересдачи. Страх обычно рассеивается в момент, когда вы уже в самолете, — дальше начинается лучшая глава.

Что сказать родителям, которые переживают из-за отъезда детей?

Ваши переживания нормальны. Поверьте в ребенка — вы уже вложили в него главное. Технологии сокращают расстояния: можно созваниваться хоть каждый день. Учеба за рубежом — инвестиция в зрелость и самостоятельность, и результат вас приятно удивит. Мы поддерживаем не только студентов, но и родителей: делимся прогрессом, советуем, как помочь адаптироваться.

Зарина, расскажите, как появилась идея создать свое собственное образовательное агентство

Идея родилась из моего собственного опыта. В 2012 году я поступила во французский университет и, честно говоря, совершила почти все возможные ошибки: тогда не было ни блогеров, которые делятся личной историей, ни консультантов (вероятно, были, но я не подозревала об их существовании), ни ясных маршрутов «что делать дальше», поэтому я наступила на все грабли французской бюрократии, которые лежали на моем пути (на некоторые много раз).

Изначально появился блог в виде плохо оформленной базы знаний, чтобы делиться с друзьями и знакомыми, которые задавали одни и те же вопросы. В 2014 году (как раз, когда я закончила магистратуру) блог неожиданно стал набирать популярность, и многие начали обращаться за помощью, а не только за информацией. Так появилось агентство AbroadZ, в названии которого был заложен смысл — международные возможности от A до Z.

Я собрала команду со специализацией по разным странам, мы выстроили понятный пошаговый сервис, которого не хватало мне самой. Конечно, позади много трудностей (скорее всего, впереди они нас тоже ждут) и подводных камней. Каждая ошибка в итоге стала уроком, а каждый успешный кейс — подтверждением, что мы идем в верном направлении.

С какими трудностями вы столкнулись на старте?

Не существовало «инструкции», объясняющей, как открыть образовательное агентство, поэтому проще ответить на вопрос, какие ошибки мы не совершили.

Например, мы потратили бюджет в несколько миллионов рублей и почти год на разработку платформы, которая должна была автоматизировать весь процесс поступления. Эта идея, естественно, провалилась, потому что никому не нужна была платформа, нужен был человек, который поможет и станет проводником в этом нервном процессе поступления и иммиграции в другую страну.

Я совмещала роли: днем консультировала студентов, вечером писала статьи (на сайте их было около 2 тысяч), по выходным строила стратегию. Этот период научил главному — гибкости, быстрому решению проблем и… важности найма сильной команды.

Мы очень долго тянули с наймом, потому что готовых специалистов в образовательном консалтинге не было, и понимания, как их обучать — тоже. Сейчас эта целая система обучения кадров, которую мы постоянно дорабатываем. Команда — наша главная ценность.

Какие амбиции у Abroadz на ближайшие годы?

Расширять горизонты — у нас уже 30+ стран, будем добавлять новые направления по запросу рынка. Параллельно неожиданно растет интерес к поступлению в топовые российские вузы, разрабатываем эту опцию (часть ребят хочет бакалавриат дома, магистратуру — за рубежом).

Второй вектор — технологии: строим онлайн-платформу, где студент видит прогресс, рекомендации и связь с кураторами. Главная цель — масштабироваться, не потеряв ДНК качества и индивидуального подхода: чтобы каждый чувствовал себя VIP. А KPI для нас — истории успеха студентов: стартап в Кремниевой долине, дипломатия в Женеве, трансформация индустрий дома. Наши амбиции напрямую связаны с их амбициями. И если хотя бы один студент, пройдя этот путь, скажет: «Я смог», — значит, мы все сделали правильно.

Читать в ГлагоL
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'