Без травли в классе: в России объявили войну школьному буллингу

РЕН ТВ 15 часов назад 54
Preview

РИА Новости/Павел Лисицын

Еще одна тема недели - громкое преступление в Самаре. Там бесследно пропали бывший мэр города Виктор Тархов и его жена. Очевидно, речь идет об убийстве, но останки пропавших супругов найти пока не могут. Главная подозреваемая - внучка Тархова Екатерина. Исчезновение Тархова обнаружил его друг, он долго пытался связаться с ним, но тот не отвечал на звонки, вместо этого приходили только СМС. Их, судя по всему, отправляла внучка, у которой был серьезный мотив. По версии следствия, она планировала получить 145 миллионов рублей от продажи имущества своих родственников. А его у экс-мэра было немало. Квартира в Самаре, дома в Подмосковье и даже за рубежом. Прямых улик пока нет. В квартире обнаружены некие биологические следы, сейчас экспертиза устанавливает, кому они принадлежат. Судя по всему, Екатерина расчленила тела своих близких и вывезла их на мусорный полигон. Камера видеонаблюдения зафиксировала как она вытаскивает из квартиры большую пластиковую бочку. Сейчас подозреваемая арестована на два месяца.

В этой истории есть еще один аспект. Тархов относился к числу так называемых "уважаемых людей". Начинал карьеру в начале 90-х, был председателем Куйбышевского облисполкома. Мэром Самары стал в 2006 году и, как поговаривают, в течение четырех лет представлял интересы нескольких финансово-промышленных групп. Его дочь Людмила чуть больше двух лет назад была осуждена на семь лет за вымогательство. Зять Сергей Логинов, криминальный авторитет с прозвищем Лорд, тоже в тюрьме. При этом оба до посадки, как утверждают знакомые, дочкой не занимались. Екатерину воспитывали именно бабушка с дедушкой. Причем, по словам все тех же знакомых, никто за Екатериной особых пороков не замечал, мол, росла доброй и отзывчивой. Но именно это представление может быть ошибочным. На этой неделе становится известно - парламент планирует принять закон о буллинге, то есть о травле в школах. Проблема очень острая. И многогранная. При этом мы в общественном мнении укоренилось представление, что, как правило, самые агрессивные подростки из неблагополучных семей. Но это совсем не так. В том числе и поэтому, школы очень часто делают все, чтобы замять очередной скандал. Расследование корреспондента "Известий" Наталии Графчиковой.

Каждый второй ребенок в России подвергается травле

Каждый второй ребенок в стране сталкивается с травлей, каждый третий подвергается постоянным унижениям. Поэтому в России решили принять закон, в котором впервые появится само понятие буллинга. 

В самарском лицее "Престиж" перемена. Эльтун Абушев, отличник и гордость школы, разыгрывает для одноклассников целое представление. 

Под одобрительные возгласы толпы старшеклассник отточенным прыжком атакует другого школьника. 

Сына Марии Эльтан Абушев унижал больше года. 

"Детям было стыдно про это говорить. Они пытались до последнего замолчать. Потому что для него это было серьезное унижение", - говорит мать пострадавшего мальчика Мария.

РЕН ТВ

 Но родители Эльтуна не понимают, в чем обвиняют их сына. 

"Это была неудачная шутка. Но все мальчишки так бесятся", - говорит Анна Абушева.

"Они все врут, они все врут", - считает Фаиг Абушев.

Это в законодательных нормах о школьной травле до сих пор не было ни слова. В психологии она расписана по ролям. Специально для нас ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХИГС рисует портрет типичного агрессора. 

"У буллера есть внутреннее, постоянное ощущение того, что он не ценный, он пустой. Поэтому его мотивация за счет кого-то пережить хотя бы минуту вот этого превосходства", - подчеркнула детский психолог Светлана Кривцова.

"На месте буллера может оказаться в принципе любой ребенок. Ну, а в следующем эпизоде он может оказаться и объектом травли", - заявил ведущий научный сотрудник ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии имени Сербского Минздрава России Лев Пережогин.

Но конфликты – один из критериев эффективности работы каждой школы. От них зависят финансирование, гранты и премии. Поэтому директоры предпочитают молчать. Тем более, если лицей "престижный".

Кабинет директора школы, в которой учатся Эльтан Абушев и его жертва, заставлен кубками и наградами. Из последних – директор года. Вот только о буллинге лауреат говорить не хочет. 

Global Look Press/Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Алексей Атапин дает распоряжение выгнать нас из школы. 

Примерно также реагирует руководство учебного заведения и в Нижних Сергах. Школа стала известна, когда в сети появился ролик с издевательствами. 

Воспитанники рассказывают, что после скандала работу над ошибками в школе провели. Вот только разговаривали с детьми не о жестокости.

"Буллинг возникает, это потому что в школе не хватает человеческой атмосферы, не хватает... Что этому противопоставить можно? Конечно, какая-то человеческая история, какое-то гуманистическое начало, которое в школе должно быть", - отметил заслуженный учитель России Сергей Казарновский.

Профилактика буллинга – ключевой пункт законопроекта, который планирует рассмотреть в Госдуме в ближайшее время. В нашем распоряжении оказались его основные тезисы. В документе впервые пропишут само понятие школьной травли. И те самые роли агрессора, жертвы и тех, кто за этим спокойно наблюдает. 

"Сегодня школа часто замалчивает факты травли. Ей невыгодно сообщать, выносить ссору из избы. Мы обязываем законом ее сообщить в комиссию", - подчеркнул председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев. 

РИА Новости/Евгений Епанчинцев

В подмосковных школах ввели QR-коды против буллинга

Из челябинской гимназии нас выставляет замдиректора по безопасности. Педагоги снимают происходящее на камеры мобильных. 

Дочь Светланы Куценко Алину "буллили" чуть ли не всем учебным заведением. 

"Она кричала во сне, я ложилась вместе с ней спать", - говорит мать Алины.

Компании подростков из Тарусы школьного буллинга оказалось мало. Искать новые жертвы они отправились на городские улицы.

Двор, где произошло нападение, буквально под окнами школы, здесь у детей шалаш, тут жгут костры, все в бутылках из-под пива.

Во главе этой банды, как рассказывают школьники, дочь местной чиновницы Варвара Лихоманова. 

"Несмотря на то, что дочь местной чиновницы терроризирует город, это не мешает ей занимает почетное место на вот этой доске, "Дети – наша гордость". Вот она, в первом ряду", - показывает Графчикова.

Маму девочки нам удалось застать на рабочем месте, в администрации.

В школе в ответ на наши вопросы традиционно нажимают тревожную кнопку. Идем в отдел образования. Застаем чиновников за чаем.

Подмосковные Котельники. Семеро девочек жестоко избивают сверстницу. 14-летняя школьница попала в больницу с сотрясением мозга. 

После этого случая в подмосковных школах внедрили QR-коды. Информацию о травле теперь можно сообщить уполномоченному по правам ребенка. 

ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

"Одной из причин уже, скажем так, такого разгоревшегося конфликта является замалчивание на самом первом этапе. И одновременно с этим нужно вот то неравнодушие, которое сложно прописать в каких-либо инструкциях должностных", - заявила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова.

Зато в новом законе появятся четкий алгоритм действий педагогов и администрации. С жертвами будут работать психологи, с обидчиками – комиссии по делам несовершеннолетних. А главное прекратится тотальный заговор молчания.  

Последствия которого выглядят как трагедия в подмосковном Раменском. Альберта Умбетьярова долго травили, потом заперли в старом сарае. И подожгли. 

Осенью прошлого года по делу Альберта вынесли приговор. Подростков, из-за которых он погиб, отправят в спецшколу, похожую на колонию для несовершеннолетних. Однако потерю ребенка этим не отменить.  

Буллинг – явление, от которого конечно не избавит буква закона. Так устроена детская психология. Но ситуация может выглядеть иначе, если взрослые перестанут молчать. 

 

Читать в РЕН ТВ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'