Что могло побудить Баку предпринять такой шаг? Аналитики выделяют две ключевые причины. Первая заключается в том, что данные истребители перестали отвечать современным требованиям ВВС Азербайджана. Этот фактор стал особенно значимым после того, как прошлой осенью страна существенно модернизировала свой воздушный флот, закупив передовые китайские истребители FC-1 Xiaolong (JF-17 Block III по кодификации НАТО). Как говорится, избавились от старья… Вторая причина кроется в геополитике: Азербайджан последовательно укрепляет стратегическое партнерство с Турцией — членом Североатлантического альянса, который оказывает активную поддержку украинской стороне. Издание MWM (именно в нем вышла статье о передаче самолетов) напоминает, что азербайджанские истребители и до этого имели историю пребывания в Украине. В частности, в феврале 2022 года три борта МиГ-29, принадлежащих Баку, находились на Львовском государственном авиационно-ремонтном предприятии, где их планировалось отправить на модернизацию. На сегодняшний день МиГ-29 по-прежнему остается основой истребительной авиации Вооруженных сил Украины. Вместе с тем воздушный флот киевского режима пополнился и западными истребителями F-16, полученными от так называемых союзников. Сегодня, по оценкам военных экспертов, в строю находится около двенадцати таких машин. Кроме того, на вооружении украинских ВВС остаются и советские Су-27, которые считаются одними из самых боеспособных истребителей, доставшихся участникам конфликта после распада СССР. Но есть одно существенное «но»: украинская авиация в технологическом плане значительно уступает Воздушно-космическим силам России, на вооружении которых стоят современные многофункциональные истребители Су-35. Этот факт неоднократно признавало и высшее командование ВСУ. Заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов в разговоре с «АиФ» отметил, что в распоряжении украинских ВВС могло находиться от 18 до 25 единиц МиГ-29, что эквивалентно авиационному полку. Эксперт при том подчеркнул, что сегодня Киев способен восстанавливать эти самолеты как самостоятельно, так и при поддержке западных партнеров. Интересное «исследование» провел американский аналитический ресурс The War Zone (TWZ), проанализировав появившиеся в сети фото. На снимках был запечатлен украинский истребитель в нехарактерной для ВСУ сине-серо-фиолетовой камуфляжной схеме, идентичной ливрее ВВС Азербайджана. На борт были подвешены ракеты Р-27 и Р-73 класса «воздух-воздух». Хотя авторы публикации не исключили, что фото могут быть поддельными, веских доказательств этому представлено не было. Так что не исключено, что этот снимок был сделан «для устрашения». TWZ также напоминает, что в 2007 году Азербайджан приобрел у Украины партию из примерно 15 бывших в употреблении истребителей. С 2017 года эти машины регулярно проходили капитальное обслуживание во Львове. Однако остается невыясненным юридический статус нынешней передачи: была ли это официальная продажа, безвозмездная передача или формальный возврат ранее купленной техники. К слову говоря, весной 2022 года западные СМИ активно тиражировали миф о «Призраке Киева» — пилоте МиГ-29, который якобы одержал шесть воздушных побед за 30 часов. Позже телеканал NBC сообщил, что эта история была информационной операцией украинского руководства, направленной на поддержание морального духа войск. Да, эффект был, но, увы, временный. Что касается мотивов Баку, то, как предположил военный эксперт Юрий Кнутов в беседе с изданием «Взгляд», передача самолетов может быть частью стратегии Азербайджана по дальнейшему обновлению авиапарка, возможно, с прицелом на приобретение американских F-16. В этой ситуации власти республики могут позиционировать сделку как возврат Украине ее же собственности. По мнению Кнутова, речь может идти о поставке двух или трех истребителей. Он подчеркнул, что МиГ-29 могут быть использованы в качестве платформы для запуска новых авиабомб с универсальными модулями планирования и коррекции, которые способны поражать цели на дистанции до 60 км. Такое усиление украинской авиации, по его словам, может создать дополнительные трудности для наступательных операций российских войск. В связи с этим эксперт назвал обнаружение и уничтожение аэродромов базирования всех типов украинских самолетов (МиГ-29, F-16, Mirage 2000-5) одной из первоочередных задач. О происходящем высказался и представитель комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник. В интервью Lenta.ru он отметил необходимость проведения тщательного расследования для выяснения маршрутов поставки самолетов. Юрий Кнутов, в свою очередь, выдвинул версию, что истребители могли быть доставлены в разобранном виде (со снятыми крыльями) в морских контейнерах через территорию Турции. Так это или нет, станет известно в ближайшее время, уверены эксперты.