Продолжение. Начало здесь.
Ока Дайсуке
Владелица украинской транспортной компании ATП16363 Светлана Стреляная сидит за рулем огромной грузовой фуры с улыбкой на лице. Мы встретились в Киеве в феврале.
Мужья ушли на фронт — семейные и рабочие вопросы легли на плечи женщин
Доходы населения Украины не растут. Вверх ползут только цены на энергоносители, в стране бушует инфляция, в прошлом году был страшный неурожай. Инфляция бьет все рекорды: по состоянию на апрель 2025 года она составила 15,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Курс гривны к доллару заметно просел. До февраля 2022 года он составлял примерно 1:30, сейчас — 1:40. На курсе национальной валюты не могли не сказаться ни сам конфликт, ни опасения по поводу будущего экономики страны. Цены на импорт заметно подскочили.
Всё вышеперечисленное катастрофически ударило по и без того относительно вялой экономике Украины. В 2024 году реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил всего 2,9% по сравнению с предыдущим годом. В 2023 году он был равен 5,5%. Реальный ВВП страны восстановился менее чем на 80% от уровня 2021 года.
Тяжким бременем на бюджет страны ложится восстановление регионов, пострадавших в ходе конфликта с Россией. По оценкам Организации Объединенных Наций и Всемирного банка на февраль 2025 года, на восстановление страны уйдет не менее 524 миллиарда долларов. Полагаю, выплаты репараций с российской стороны можно не ждать, а без финансовой поддержки и инвестиций международного сообщества восстановить Украину попросту не получится.
Восстановление будет зависеть от создания будущей структуры безопасности Украины и хода переговоров о прекращении огня.
Тимоти Эш из Чатем-хауса, он же Королевский институт международных отношений, хорошо разбирается в экономике Украины и России. Он оценивает потенциал украинской экономики следующим образом: "В этой стране есть привлекательные отрасли, включая сельское хозяйство, энергетику и оборонную промышленность, где сейчас применяются последние технологические новинки".
По его словам, если после прекращения огня Украина сможет обеспечить себе безопасность, есть шанс привлечь частные инвестиции из-за границы. В противном случае те человеческие ресурсы, которые уже покинули страну, не вернутся на родину. И более того, отток населения продолжится.
В результате затянувшегося конфликта многие традиционно мужские профессии теперь перешли к женщинам: рабочей силы откровенно не хватает. Вот так внезапно выросла доля вклада женщин в социум, хотя и барьеров на этом пути хватает.
"Нам приходится нанимать женщин в качестве водителей-дальнобойщиков", — говорит 45-летняя Светлана Стреляная, руководитель транспортной компании ATП16363 (головной офис компании находится в Харькове на северо-востоке). Впрочем, смотрит она на это с энтузиазмом.
Мы разговариваем на придорожной стоянке под Киевом; за спиной у Светланы — огромная грузовая фура. Компания ATП16363 была основана ее отцом в 1984 году, еще до распада Советского Союза. Необычное название компании дано ей в честь регистрационного номера того времени. Сама Светлана не умеет водить грузовик, но в компании она с самых малых лет: вникать в дела отца она начала, едва перешагнув порог 18-летия. Сейчас Светлана Стреляная руководит компанией.
Как бороться с дефицитом кадров?
После начала российско-украинского конфликта воздушное сообщение прекратилось. Перевозки морем и по железной дороге небезопасны и не во всем удобны. Для логистики остается лишь один путь — автомобильное сообщение. Но в стране бушует мобилизация: мужчин в возрасте от 25 до 60 лет отправляют на фронт. Поговаривают и о снижении порога призывного возраста.
Светлана Стреляная объясняет мне, что решение набрать на работу женщин-водителей обусловлено непростой ситуацией в стране: "Приходится выкручиваться. Если не решить проблему с нехваткой сотрудников, компании не выжить". Она добавляет: "В женщинах таятся бездны силы. Об этом почему-то все забыли". По ее мнению, вождение грузовика — хорошая работа для женщин. Это позволяет не только заработать себе на хлеб, но и побывать в самых различных уголках своей родины и даже других стран, а также познакомиться с новыми людьми.
По данным Международной федерации автомобильного транспорта, больше всего женщин среди водителей грузовиков в Европе в Германии — 7,2%. В среднем водят фуры лишь 4% автоледи. На Украине женщину за рулем дальнобойщика практически не встретишь.
Одна из немногих дальнобойщиц — Яна, ей 31 год. Она рассказывала о своей работе в видеоблоге, а теперь отвечает за человеческие ресурсы в ATП. По ее словам, на вакансии откликается много женщин: "Слабому полу на Украине теперь приходится выполнять традиционно мужскую работу". Две сотрудницы уже прошли обучение, еще одна сейчас находится на этапе собеседования.
Светлана Стреляная как руководитель старается постепенно перестраивать работу компании, но на каждом шаге сталкивается с новыми проблемами. Вот один из примеров. В Западной и Северной Европе вдоль центральных трасс располагаются большие автостоянки, где предусмотрены душевые и фены. На Украине такого не найти. В результате женщинам-водителям, путешествующим на большие расстояния, ничего не остается, как мыть голову в раковинах общественных туалетов и сушить волосы полотенцем.
По словам Светланы, комфортная среда для женщин означает комфорт для всех водителей. Она стремится улучшить условия труда, в том числе донося проблему до операторов АЗС.
А что в других отраслях?
Гендерные сдвиги на Украине не ограничиваются транспортной отраслью. Как писали местные СМИ, прошлым летом под Киевом открылась школа управления строительной техникой, главным образом экскаваторами. В харьковском метрополитене впервые в истории в должности машиниста поезда начала работать женщина. Еще одна девушка учится в Киеве. Как сообщают европейские аналитики, доля женщин, работающих в строительной отрасли, в 2023 году выросла с 20% до 38%.
Конфликт работает на руку женскому полу, пусть и непреднамеренно. Возможностей у прекрасной половины теперь больше. Но ведь работу по дому и уход за детьми никто не отменял! Нагрузка заметно возросла.
Дарья Шуст (33 года) открыла в 2021 году компанию, занимающуюся продажей медицинского оборудования стоматологам, и вынуждена работать в одиночку. До начала российско-украинского конфликта за базы клиентов и бухгалтерию отвечал муж Дарьи. Сама она упаковывала товары в рюкзак и шла по офисам, предлагая их непосредственному покупателю. Благодаря этому удалось наладить каналы сбыта и привлечь кое-каких клиентов. Но потом мужа забрали в армию: теперь Дарья вынуждена отвечать за всё в одиночку.
Она подумывала, не нанять ли сотрудников, но ее бизнес совсем крохотный, товары хранятся в коридоре их с мужем квартиры. Там же у Дарьи и рабочее место. В итоге она не решилась впустить в свой дом чужих людей. А на вакансии претендовали преимущественно молодые парни. Дарья Шуст вспоминает, что благодаря бизнесу доходы семьи выросли, и после бешеных скачков цен им всё еще удается купить продукты. Но работать, растить 7-летнюю дочь и вести домашнее хозяйство крайне тяжело.
Согласно исследованию ООН, в 2024 году украинские женщины тратили на уход за детьми в среднем 56 часов в неделю. Для сравнения, до февраля 2022 года этот показатель был равен 49 часам. При этом как минимум половина новых предприятий, появившихся на Украине в последние три года, основаны женщинами.
Дарья Шуст приветствует рост предпринимательской жилки среди своих подруг. "Наши женщины доказали, что они могут всё: и по дому работать, и за детьми следить, и новые компании открывать, не говоря уж об освоении незнакомых профессий. Однако если нагрузка, ложащаяся на плечи мужа и жены как в плане работы, так и в плане домашнего хозяйства, распределяется неравномерно, пусть даже из-за ухода на фронт, жить становится очень тяжело".
Полагаю, обществу стоит задуматься о том, как оно может поддержать женщин, взваливших на свои хрупкие плечи двойную ношу в эти нелегкие времена.