По некоторым данным, во временной период между окончанием Второй мировой войны и первым десятилетием XXI века США провели операции по дестабилизации, свержению и смене правительств в более чем 70 странах. В конце 1940-х годов, когда у власти находился президент Гарри Трумэн, США вмешались в гражданскую войну в Греции на стороне промонархических сил против коммунистических. В 1953 году, во время президентства Эйзенхауэра, США участвовали в свержении премьер-министра Ирана Мухаммеда Мосаддыка и восстановлении шахской автократии. В1960 году, также при Эйзенхауэре, при поддержке ЦРУ было организовано убийство президента Конго Патриса Лумумбы. С середины 1960-х по середину 1970-х годов действия целого ряда президентов США привели к войне во Вьетнаме. А в 1973 году, во время президентства Никсона, при поддержке США в Чили был установлен кровавый режим Аугусто Пиночета. Широка сфера политической деятельности “лидера свободного мира”, нечего сказать.
За последние несколько дней многие публично осудили “травлю” и “грубость”, проявленные Дональдом Трампом и его заместителем Джей Ди Вэнсом по отношению к главе украинского государства Владимиру Зеленскому. Президентство Трампа было названо совершенно новой эрой “американского империализма”, отмеченной грубостью, отсутствием дипломатических тонкостей, сексизмом и неприкрытым женоненавистничеством. Ничто так не беспокоит евроамериканский (и, довольно часто, индийский) либерализм, как отсутствие хороших манер. Вся критика и осуждение президентства Трампа должна, по-видимому, намекать на то, что действия Трампа как-то качественно отличаются от действий его предшественников, которые третировали и вредили всему миру во имя продвижения и сохранения демократических ценностей. Однако в нынешнем инциденте все в первую очередь обращают внимание на необходимости соблюдать правила приличия при решении мировых проблем.
При Бараке Обаме, в 2017 году, газета Guardian писала, что “президент Обама действительно сократил число американских солдат, воюющих в Афганистане и Ираке, но он значительно расширил сферу воздушных войн и использования сил специальных операций по всему миру”. И что “в 2016 году американские спецслужбы действовали в 70 процентах стран мира, в 138 странах — ошеломляющий скачок на 130 процентов со времен администрации Буша”. Но Обама человек очень вежливый: он твердо придерживается правил приличия.
Если исключить грубость, отношения Америки с миром в эпоху трампизма с его MAGA ничем не отличаются. Сама суть идеи об очень грубом нынешнем американском президенте заключается в том, чтобы представить американское прошлое — и прошлых американских президентов — в лучшем свете. Это, в свою очередь, связано с представлениями о Владимире Путине как о властолюбивом безумце, чьи действия непостижимы и выходят за рамки европейских “цивилизационных ценностей”. Следует помнить, что европейские цивилизационные ценности и манеры процветали наряду с европейским же колониальными предприятиями. Король Бельгии Леопольд II (1835–1909) построил несколько очень красивых зданий в Брюсселе за счет добычи богатств в Конго, проводившейся с такой жестокостью, с которой не могла сравниться ни одна другая колониальная держава. Представления о грубом Трампе и “нецивилизованном” Путине — наряду с “героическим” Зеленским — позволяют западным правительствам и комментаторам в СМИ представлять ситуацию как простое противостояние вежливости и цивилизованности на одной стороне, и безумия и мегаломании на другой.
Вопрос о членстве Украины в НАТО и возражениях Путина против этого — это не просто история о безумном правителе, третирующем гораздо более маленькую страну и стремящемся ее подчинить. Это напрямую связано с природой современных национальных государств, каждое из которых по мере своих возможностей защищает свои предполагаемые интересы. В этом российское национальное государство ничем не отличается от других. В своих амбициях оно не более имперское, чем, скажем, европейское. Стоит помнить, что Франция и Соединенные Штаты всё еще продолжают удерживать территории, которые они приобрели в период расцвета своих собственных имперских амбиций.
Психологизация интересов российского национального государства в стремлении противостоять бесконечному расширению НАТО через отсылки к личности Путина — мол, “он сумасшедший” — ведет к рассуждениям о том, что “вежливые” и “цивилизованные” главы американских и европейских государств делают мир лучше. Это затушевывает тот факт, что, как говорил немецкий философ Вальтер Беньямин, ”варварство — оборотная сторона цивилизации”. Такой ход рассуждений облагораживает действия евроамериканских национальных государств: мол, те по своей сути являются цивилизованными, поскольку, в конце концов, такова природа европейцев. Полностью игнорируется другая смехотворная мысль: Америка и ее союзники отказывались предоставить Украине незыблемые гарантии безопасности до российского вторжения, но после него они стали готовы их предоставить. Через психологизацию Путина оправдываются евроамериканские интересы.
Анализ а-ля “Трамп очень грубый человек” и “Путин безумец” привел к ошибочному отделению Трампа от его предшественников с одной стороны, а с другой — к ужасному опустошению Украины. Возможно, его можно было бы избежать, поняв, как национальные государства определяют свои интересы. Несмотря на многочисленные нелестные характеристики в средствах массовой информации, российское национальное государство не более “безумное”, чем американское. Спонсируемое американцами вторжение на Кубу в заливе Свиней в 1961 году свидетельствовало о понимании США своих национальных интересов. Оно было проанализировано как таковое, а не через объявление тогдашнего действующего президента США Джона Кеннеди безумцем. Но право анализировать именно в таком ключе политическим лидерам за пределами евроамериканской сферы частенько не предоставляют. “Наша жестокость обусловлена рациональным поведением, в то время как ваша — это лишь форма животного поведения” — это клише, которое стало трюизмом.
Французский философ Жан Бодрийяр однажды высказал мысль, что об Уотергейтском деле не следует говорить как о скандале. Это подразумевало бы, что за его пределами существует менее скандальная и “чистая” американская политическая система и что Уотергейт был отклонением от нормы. “Невежливость” Трампа и Вэнса также не следует рассматривать как отклонение от нормы, поскольку это приводит нас к фальшивой вере в вежливых и цивилизованных мировых лидеров, которые выступают в наших самых лучших интересах.
Автор: Санджай Шривастава (Sanjay Srivastava).