
Исполнительный директор Казахстанской топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов считает, что реализация проектов по строительству газоперерабатывающих заводов на месторождениях Кашаган и Карачаганак, а также на площадке в Жанаозене, вместе с расширением мощностей Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, в ближайшие годы позволит полностью покрыть дефицит газа в республике.
По словам Жаксылыка Жанкалова, сезонный дефицит газа в Казахстане наблюдается ежегодно в период с августа по октябрь. Объёмы дефицита зависят от ряда факторов, в том числе от уровня оснащённости предприятий и графиков их плановых ремонтов. На формирование спроса также влияет устойчивый годовой рост потребления газа в стране.
«Рост спроса связан с увеличением числа автомобилей, переоборудованных на газ, так как сегодня он у нас примерно в три раза дешевле самого распространённого 92‑го бензина. Поэтому население активно переходит на сжиженный газ в качестве топлива», — говорит исполнительный директор Казахстанской топливной ассоциации.
В связи с этим Министерство энергетики Казахстана системно работает над покрытием возникающего дефицита. Приоритетными направлениями названы строительство новых газоперерабатывающих заводов на месторождениях Кашаган и Карачаганак, запуск объекта в Жанаозене и расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ.
«Это всё должно дать до 2030 года порядка 50 тысяч тонн дополнительных объёмов на внутренний рынок. Эти объёмы должны покрыть существующий дефицит топлива», — считает Жанкалов.
Однако он отмечает, что рассчитывать на снижение розничной цены газа не следует. Одной из причин являются крупные капитальные затраты: строительство одного газоперерабатывающего завода в среднем обходится инвестору примерно в 2,5 миллиарда долларов. Инвестор, помимо возврата вложенных средств, предполагает получать прибыль, что влияет на ценовую динамику топлива и, вероятно, приведёт к её постепенному увеличению.
«Во всём мире цена газа формируется в зависимости от стоимости 92‑го бензина — примерно 50–70% от его стоимости. Если сегодня 92‑й бензин стоит около 210–230 тенге, то, по мировым оценкам, газ должен стоить примерно 170–180 тенге за литр. У наших соседей в Кыргызстане и в России газ стоит примерно в этих пределах», — говорит Жаксылык Жанкалов.
По его оценке, искусственное регулирование цен, при котором они поддерживаются на текущем низком уровне, создаёт значительные риски неконтролируемых перетоков топлива в соседние государства. Это особенно актуально в условиях отсутствия таможенной границы в рамках Евразийского союза.
«Между странами Евразийского союза таможенной границы нет. Есть только пограничный контроль, который не препятствует перетокам товаров. Поэтому у нас возникают большие риски перетока внутреннего газа в соседние страны», — отмечает Жанкалов.
Аналогичную картину, по его словам, можно наблюдать на примере дизельного топлива: водители из приграничных государств заправляются в Казахстане, выезжая с полными баками по цене ниже, чем у них дома. По его мнению, урегулирование ситуации возможно посредством постепенного сближения цен на дизельное топливо и газ с уровнем цен у соседних государств; в противном случае дополнительные объёмы производства не смогут полностью решить проблему нехватки ресурсов на внутреннем рынке.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: