Зеркало эпох: чем удивило зрителей "Евровидение-2025"

РЕН ТВ 4 часов назад 32
Preview

REUTERS/Denis Balibouse

В Европе – избирательное супервоскресенье. Граждане сразу двух стран ЕС решают, кто станет их президентом. Первый тур в Польше, второй – в Румынии. После первого этапа голосования безусловным лидером стал Джордже Симион, которого Брюссель предпочитает называть ультранационалистом, хотя он на самом деле выступает исключительно за интересы своей страны. Ярый критик политики глобализма и НАТО, противник военной помощи Украине. Его соперник – мэр Бухареста Никушор Дан. Собственно, речь идет о борьбе даже не двух кандидатов, а о борьбе двух идей. И, судя по опросам, стремление к суверенитету и освобождению от диктата евробюрократов в этой схватке куда больше отражает интересы избирателей. И это тренд, свойственный не только Румынии, – вспомните итоги выборов в Германии или Франции. В Польше институт президента скорее носит представительский характер. Но и здесь тоже итоги предвыборной кампании стали отражением настроения общества. В первую очередь набирают популярность те кандидаты, кто продвигает идею отказа от помощи Украине.

Для нас итоги выборов важны еще и тем, что именно президент Польши принимает окончательное решение об отправке войск за границу. И в этом основная разница между двумя основными претендентами. Рафал Тшасковский полностью поддерживает Брюссель и готов ввязаться в военную авантюру. Интересно, что именно его кандидатуру сейчас активно лоббируют структуры, связанные с печально известным фондом Сороса*. Они даже привезли в Польшу экс-президента США Обаму. Второй ключевой кандидат Кароль Навроцкий хоть и является отъявленным русофобом, причастным к сносу в Польше множества памятников советским солдатам, тем не менее не готов помогать Киеву. Он убежден, что Зеленский повел себя недостойно по отношению к союзникам и поддержки не заслуживает. 
На политические процессы в Европе, безусловно, стоит посмотреть еще с одного ракурса. Не совсем обычного. Частью вот этого избирательного супервоскресенья стал финал конкурса "Евровидение". И там все как в большой политике. Как могли по-прежнему поддерживали Украину, но голосовали за других. В итоге победил певец из Австрии с номером, на который его вдохновила русская. Корреспондент "Известий" Павел Матвеев продолжит.

"Бурановские бабушки" появились на Евровидении

Евровидение, черт возьми, можно любить. Завороженно считать голоса и удивляться, как это условная Босния спихнула с 16 места условную Бельгию. Евровидение можно не любить до ора "Федюня, выключи наконец эту пургу!" Но трудно бороться с фактом, что конкурс – зеркало эпох. Какое время – такие и песни.

"В 70-е победила группа со странным тогда названием ABBA. Песня Waterloo – это про любовь. В 80-е порвала танцпол никому в ту пору не известная Селин Дион с песней про космос и тоже немножко про любовь. 90-е – уже триумф Тото Кутуньо. Причем не с какой-то там "Лашате ми кантаре" и "Итальяно веро", а с песней про Евросоюз", – отметил Матвеев.

И дальше понеслось. Финские фрики, мнящие себя рокерами, женщина с бородой, ну и вот то, что в прошлом году. Как назвать?

Женщина с бородой объявилась и в этот раз – уже в качестве почетного гостя. Но мы же не зря про зеркало эпох. Этот год особенно турбулентен. С одной стороны, россияне на конкурсе запрещены в принципе. С другой, в промо финала вдруг возникают "Бурановские бабушки" – золотой фонд Евровидения.

РИА Новости/Руслан Кривобок

Украинские комментаторы выдохнули: в Незалежной реклама в этот момент шла.

Евровидение продолжает оставаться политизированным

Исполнители из Латвии, которые, с одной стороны, законодательно обязаны доказывать национальную идентичность, с другой спокойно дают интервью на русском.

"Нас ждали уже другие делегации из Португалии, из Украины, это было так сердечно", – отметила представительница группы Tautumeitas.

Сердечно можно, но недолго – новая повесточка не ясна решительно никому. С той самой своей стороны латвийцев свои же и прибили. Осуждают и журналиста за то, что на русском спросил, и солистку за то, что на нем ответила. Дошло аж до председателя нацсовета по СМИ.

"То, что на общественные средства на Евровидении делаются репортажи и интервью с представителями Латвии на русском языке, на мой взгляд, недопустимо и абсурдно… Не так ли разделяется общество?" – говорится в его заявлении.

Ну, честно говоря, не так. Это вопрос знания языков и уважения к тому, кто спрашивает. Но это с одной стороны. В Европе зеркала истории скрутились в спираль. Вот прилетело исполнителю из Эстонии. Уже совсем с другой стороны – за песню.

REUTERS/Denis Balibouse

В Италии сочли песню оскорбительной из-за стереотипов: вроде там про любовь к кофе, роскоши, спагетти и что-то про мафию. С любой стороны – что в этом не так? Давайте я как житель района Чертаново обижусь, что кто-то в репортаже сказал слово "черт"? Кто это был, кстати? А, да, я и был.

Но эстонец не понравился еще и украинцам. Они выпустили много букв рекомендаций, за кого голосовать не надо. Явно судьбы мира там решаются – других же проблем нет. Помимо эстонца (ему, оказывается, номер поставила россиянка, и вообще он скучает по Советскому Союзу), в списке также исполнители из Грузии и Армении: они оказались не в том месте не в тот момент. Эмми из Ирландии – за то, что автор опять россиянка, а песня про ностальгию по СССР.

Или JJ из Австрии – ибо на написание песни его вдохновила кто? Тоже россиянка! То есть если вдохновила – все, уже не голосуем. А песня, кстати, победила.

Думать, что это только про наших, не нужно: там вообще все мощно. В израильтянку, например, палестинцы плюют и показывают ей адские жесты.

В общем, есть ощущение, что зеркала евроэпох кривели-кривели, кривели-кривели – и сейчас настолько помутнели, что в них ни черта не поймешь. Впрочем, как говорили наши бабушки (не исключено, что и бурановские тоже), на всякий товар найдется свой покупатель. Но честно – хочется обратно в Евровидение 70-х. Бай-бай, бейби.

* признан нежелательной организацией в России.

 

Читать в РЕН ТВ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'