Москва просто отмахнулась: новыми санкциями ЕС может разве что подтереться

ИноСМИ 7 часов назад 58
Preview

На фоне начавшихся в Стамбуле мирных переговоров реакция Европы на российско-украинский конфликт раскрыла ее глубокую слабость и зависимость от поддержки США, а лидеры вроде Эммануэля Макрона, Кира Стармера и Фридриха Мерца все чаще прибегают к ничем не подкрепленному блефу.

После визита в Киев и встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским 10 мая европейская троица выдвинула России ультиматум: прекратить огонь на 30 дней начиная с 12 мая — в противном случае будут введены суровые санкции. Однако президент Владимир Путин тут же отверг это предложение, предложив вместо этого провести переговоры в Стамбуле, не дожидаясь перемирия. Россия продолжает гнуть свою линию, требуя устранить “коренные причины” конфликта, включая перспективу членства Украины в НАТО.

Киев и его европейские союзники настаивали на том, что любым переговорам должно предшествовать прекращение огня. Однако президент США Дональда Трампа призвал к немедленным переговорам, минуя прекращение огня, перечеркнув тем самым их стратегию и вынудив Зеленского присутствовать лично. Европа фактически расписалась в своей никчемности— сама ее стратегия без американской поддержки рассыпается.

Зеленский планирует поучаствовать в переговорах в Стамбуле, чтобы заявить о себе как о миротворце и не дать Трампу повода обвинить его в упущенных шансах прекратить конфликт. Путин же, со своей стороны, лишь высмеял угрозу новых санкций, заявив, имея в виду европейцев: “Кажется, что того-то и того-то точно не будут делать, потому что это им вредит. Но делают же, придурки”.

Однако Москва не хочет отталкивать от себя Трампа и срывать зарождающийся диалог с Вашингтоном. Поэтому Путин, хотя и не будет присутствовать на переговорах лично, отправит своего помощника Владимира Мединского, который уже возглавлял российскую делегацию на переговорах в Стамбуле весной 2022 года, где стороны, напомню, достигли проекта соглашения. Это говорит о решимости Москвы возобновить переговоры на тех же условиях, что и в 2022 году: нейтральный статус Украины, гарантии безопасности от всех пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Франция, Россия и Китай) и сокращение вооруженных сил Киева.

Теперь вопрос в том, согласится ли Зеленский на переговоры с Мединским или также отправит помощников, будь то министра иностранных дел или главу администрации. В любом случае, это лишь подчеркнет, что Европе не под силу руководить процессом.

Что бы там ни решил Киев, одобренный в мае 17-й пакет санкций ЕС — еще одно доказательство, что у Брюсселя нет рычагов влияния. Пакет, куда вошли запреты на экспорт военных химикатов и выдачу виз, заморозка активов российских чиновников, торговые ограничения для компаний за несоблюдение санкций, а также меры против почти 200 танкеров так называемого “теневого флота” России, вышел настолько слабым, что даже Венгрия и Словакия, которые давно ратуют за переговоры с Москвой о прекращении боевых действий, не стали его блокировать. Швеция и Финляндия отметили, что необходимо парламентское одобрение, но в целом никаких задержек не предвидится.

Дипломаты ЕС признают, что без поддержки США ни “массированные” санкции вроде тех, которыми угрожает Макрон, ни эскалация вроде отправки на Украину немецких ракет Taurus (“Телец”), должного эффекта не произведут. Кроме того, на их реализацию уйдет масса времени, и Москва отмела их как блеф. Наконец, после очередной отсрочки полного отказа от российского газа до 2027 года и внутренних разногласий (главное из которых — сопротивление Венгрии и Словакии) экономические рычаги Европы представляются все менее и менее убедительными.

Позиция Макрона лишь подчеркивает эту слабость. Он признал, что Франция исчерпала возможности помочь Украине и не в силах нарастить поддержку. Он отметил, что замороженные российские активы не удастся конфисковать из-за правовых препон, и предостерег, что Москва сможет их вернуть, если санкции пошатнутся — поистине убийственное признание шаткости Европы.

Его предложение отправить на Украину европейский контингент (это подается как альтернатива членству в НАТО) — очередной пустой жест. “Мы не можем бросить Украину на произвол судьбы. Раз она не сможет вступить в НАТО, мы предложим альтернативные гарантии”, — заявил Макрон, предложив разместить европейские войска в “стратегически важных точках” вдали от фронта для совместных операций и создания “эффекта сдерживания”.

Однако никаких боевых задач он не подтвердил, а решительное несогласие России с любым западным присутствием делает эту идею заведомо беззубой. Макрон и Стармер сами согласились, что план зависит от соглашения Киева и Москвы, подспудно признав его спекулятивный характер. Стармер, вторя риторике Макрона, не предложил никаких конкретных обязательств, тогда как Мерц, новый канцлер Германии, настаивает на дальнейших санкциях и новой военной помощи, но не располагает ни налогово-бюджетными ресурсами, ни политическим влиянием, чтобы действовать в одностороннем порядке. Без поддержки США их общая стратегия — грозить России санкциями или войсками — разваливается на части. Кроме того, это лишь отвлекает внимание от серьезного разговора о реалистичных и достижимых гарантиях безопасности для Украины.

ЕС угрожает санкциями, но это блеф — если Россия откажется от прекращения огня, то слабость Брюсселя и отсутствие координации с Вашингтоном его разоблачат. Во время встречи в Стамбуле Трамп будет на Ближнем Востоке и сможет вмешаться, если переговоры покажутся многообещающими, чтоб упрочить свою роль решающего игрока. Без поддержки США или некоего американо-российского соглашения призывы Европы к миру на нынешних условиях бесполезны: ни Москва, ни Киев не считают свои позиции настолько слабыми, чтобы соглашаться на заведомо невыгодные условия.

Если переговоры в Стамбуле все же приведут к какому-либо соглашению, Трамп сможет присвоить себе эту заслугу, ведь изначально именно он настаивал на их проведении. Если же переговоры провалятся, то дальнейшую траекторию конфликта, опять же, определит реакция Трампа — будь то расширение военных поставок на Украину, давление на Киев, скромная поддержка или полное самоустранение.

Европе нечего предложить, кроме беззубых санкций и пустых предложений. Кроме того, ее ресурсы истощены, а сама она упрямо отказывается беседовать с Москвой. Все это говорит о том, что самостоятельного пути у нее нет.

Эльдар Мамедов — эксперт по внешней политике из Брюсселя и внештатный научный сотрудник Института имени Квинси

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'