"Землетрясение": Германия перепугала всю Европу. Особенно напрягся Париж

ИноСМИ 1 день назад 7
Preview

Согласно американскому изданию Politico, на протяжении десятилетий Европейский союз функционировал на основе негласного соглашения: Германия распоряжалась деньгами, а Франция — армией. Теперь ситуация меняется. Поскольку Германия стремится стать ведущей военной державой Европы, политический баланс на континенте смещается. Во Франции идет борьба за сохранение своего влияния, в то время как в Польше перевооружение Германии пробуждает старые призраки и одновременно создает ощущение, что альянс Берлина и Варшавы может быть наиболее эффективным способом сдержать Россию.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Германия с самой большой армией в Европе, оснащенной передовыми танками, ракетами и истребителями, — это совсем не то же самое, что хаотичный бундесвер, высмеиваемый за низкий моральный дух и устаревшее вооружение. Эта новая военная мощь связана с политическим и экономическим влиянием, и Европе придется адаптироваться к доминирующей Германии.

Если к 2029 году Германия будет тратить на оборону 153 миллиарда евро в год, то Франция, для сравнения, планирует достичь примерно 80 миллиардов евро к 2030 году. Польша намерена потратить 186 миллиардов злотых (44 миллиарда евро) на оборону в этом же году, что составляет 4,7 процента ВВП — это самый высокий уровень в НАТО — и планирует иметь одну из крупнейших и наиболее оснащенных армий Европы.

Финансовые реалии также меняются. Париж борется с госдолгом, превышающим 110% ВВП, и бюджетным дефицитом, превышающим 5%, в то время как возможности Берлина по заимствованию дают ему свободу, которой могут только позавидовать его соседи. Польша также борется за контроль над государственными расходами, что вызвано резким ростом расходов на оборону.

Один из чиновников ЕС назвал изменение военного потенциала Германии "землетрясением", или "тектоническим сдвигом". Другой дипломат выразился еще откровеннее: "Это самое важное событие, происходящее сейчас на уровне ЕС". Для европейских дипломатов этот феномен поднимает не только бюджетные вопросы. Это пересмотр той легенды, которую Евросоюз долгое время создавал в вопросе собственной безопасности. В Брюсселе чиновники уже задаются вопросом, насколько "европейским" будет наращивание военной мощи Германии на самом деле.

Этот сдвиг остро ощущается в Париже, где перевооружение Германии воспринимается со смесью скептицизма и беспокойства. Несмотря на усилия президента Франции Эммануэля Макрона по улучшению франко-германских отношений, недоверие к Берлину остается глубоко укорененным во французских оборонных кругах. Как пишет парижское издание Le Diplomate, с несомненным злорадством (Schadenfreudе) Берлин созерцает "падающую" Францию и намерен оттеснить ее на обочину истории и даже унизить безо всяких угрызений совести. Немцы считают, что руководство Франции неспособно принять вызовы новой геополитической ситуации.

"С немцами будет трудно работать, потому что они станут чрезвычайно сильны", — сказал изданию Politico неназванный французский чиновник из министерства обороны, добавив, что главный вопрос заключается в том, сможет ли канцлер Германии Фридрих Мерц восполнить кадровый дефицит бундесвера. Однако промышленная и экономическая мощь Германии вызывает не меньшую озабоченность, чем перевооружение страны, продолжил чиновник. "Им не нужно будет вторгаться в Эльзас и Лотарингию, — пошутил он, имея в виду французские регионы, которые Германия легко захватила во время завоевания Франции в 1940 году. — Они могут просто купить их".

Слова Путина повергли Европу в шок: Россия может заговорить с ней по-новому

Учитывая тяжелую историческую память, французские и европейские чиновники задаются вопросом, какую геополитическую роль Берлин под руководством Мерца намерен играть. "Пока неясно, что именно хочет делать Мерц, — сказал один европейский дипломат, работающий в Париже. — Германии придется взять на себя более значительную роль на международной арене, но пока неясно, какую именно".

Последние разногласия по поводу европейского проекта истребителя следующего поколения — Future Combat Air System, или FCAS — только усилили напряженность. Программа стоимостью 100 миллиардов евро должна была стать жемчужиной франко-германо-испанского сотрудничества в области обороны. Но задержки и споры о том, какая страна получит большую долю в проекте, подвергают это партнерство испытанию на прочность.

В последние недели немецкие представители оборонного ведомства выдвигали запасные варианты, рассматривая потенциальное сотрудничество со Швецией или Великобританией, или же реализацию проекта только с Испанией. Такая перспектива вызывает тревогу в Париже. Для Франции проект FCAS — это скорее политический проект, нежели просто очередной план оборонных закупок. Он напрямую связан с ее силами ядерного сдерживания — фундаментальным аспектом французских претензий на европейское военное лидерство. Эрик Траппье, генеральный директор Dassault Aviation, которая должна сыграть ведущую роль в проекте FCAS, прямо заявил французским законодателям: "Я не против проекта, но когда Германия говорит, что собирается исключить Францию, разве это не должно вас беспокоить?" Если Берлин продолжит сотрудничать в основном со скандинавскими и другими европейскими союзниками, Париж рискует потерять центральную роль, которую он долгое время занимал в европейской оборонной архитектуре.

В соседней Польше многие также воспринимают перевооружение Германии как угрозу. "Оглядываясь на историю, мы видим, что ситуация, когда Германия связывает свою экономическую мощь с военной силой, всегда вызывала опасения", — считает Павел Залевский, заместитель министра обороны Польши. Он отметил, что наращивание военной мощи Германии происходит на фоне сигналов Вашингтона о сокращении своего европейского присутствия. "Увеличение военной мощи ФРГ — это естественная реакция, — считает он. — Главными странами, защищающими восточный фланг, будут Польша и Германия". Однако многим в Варшаве трудно стереть память как о войне, так и о политике экономической ориентации на Россию, проводимой бывшим канцлером Ангелой Меркель. "Мы все помним пророссийскую позицию Меркель, — сказал Залевский. – И поэтому мы призываем Германию показать, насколько решительно она будет защищать международный порядок без участия России. Необходима постоянная проверка. Мы ничего не забываем".

Многих в руководстве Польши беспокоят торговые связи между Германией и Россией, которые, по их мнению, по-прежнему довольно активны, а также растущее давление в Берлине с целью возвращения к привычному положению дел после завершения конфликта на Украине. Более мягкая позиция в отношении России наиболее заметна со стороны правой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ), которая сейчас является второй (а по некоторым данным — первой) по величине партией страны. "Когда мы думаем об АдГ и о том, сможет ли эта партия прийти к власти или хотя бы получить место в будущих немецких правительствах, это вызывает беспокойство, — сказал один польский чиновник. – АдГ поддерживает Путина и имеет программу, в которой говорится о возвращении Германии части польской территории. Мы не должны допустить обсуждение этой темы в Европе. Вторая мировая война началась потому, что Германия была недовольна результатами Первой мировой войны".

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'