Зеленский прижат к стенке, но упираться и барахтаться будет до последнего

ИноСМИ 9 часов назад 5
Preview

15 августа Дональд Трамп встретится с президентом России Владимиром Путиным на Аляске. Через несколько дней наш репортер Лукас Мозер, который регулярно бывает на на передовой, вновь отправится на Украину, чтобы оценить ситуацию на фронте и рассказать нашим читателям, как люди там реагируют на последствия встречи Трампа и Путина. Перед поездкой мы его поделиться мнением.

Вэнс ошарашил Киев ударом по голове. Европа не может подобрать слов и трясется

Berliner Zeitung: Дорогой Лукас, когда ты в последний раз был на Украине по заданию Berliner Zeitung и где?

Лукас Мозер: Последний раз я был на Украине в мае и июне, чтобы передать нашим читателям подлинные впечатления с места событий и установить новые контакты для дальнейших репортажей. В соответствии с ситуацией на тот момент, основное внимание было сосредоточено на юге, востоке и севере страны: от Одессы и Сум до родного города Зеленского Кривого Рога и Донбасса.

— Какие настроения царили тогда?

— Во всех регионах было ощутимо явное разочарование. Вера в мир, приемлемый для Украины, с ее точки зрения, практически исчезла. В военных кругах неприязнь к Зеленскому была явной и ощущалась повсеместно, в то время как население в целом скорее поддерживало его. Большое разочарование вызывал также Дональд Трамп, который, как считалось, способен на все – как на хорошее, так и на плохое. Однако с точки зрения Украины произошло последнее. Но наиболее удивительной была атмосфера страха, которая постепенно проникала в общество. Долгое время украинское гражданское население с впечатляющей стойкостью противостояло ужасам боевых действий. Но проблемы с противовоздушной обороной и огромные рои российских дронов постепенно изменили ситуацию.

– Дональд Трамп хочет встретиться с Владимиром Путиным 15 августа на Аляске. Каковы шансы на заключение соглашения?

– В первую очередь, возникает вопрос: что именно подразумевает такое "соглашение"? Даже если Трамп и Путин придут к соглашению, это еще не значит, что оно будет принято европейскими партнерами, и в первую очередь Украиной. При этом в принципе крайне маловероятно, что соглашение действительно будет достигнуто. Россия будет настаивать – и это самый оптимистичный сценарий с точки зрения Украины – как минимум на Крыме и Луганской и Донецкой областях. Это означало бы, что Украина должна будет освободить центральные и хорошо укрепленные города Славянск и, прежде всего, Краматорск. Однако более вероятно, что Путин будет настаивать и на части Запорожской и Херсонской областей, по крайней мере на тех, которые уже находятся под контролем России. Зеленский и европейские партнеры уже заранее дали понять, что мир за счет территориальной целостности Украины невозможен. Россия это прекрасно понимает и пока что настаивает на возвращении всех четырех областей, включая Крым. С сентября 2022 года эти территории даже официально закреплены в российской Конституции.

– Готова ли Украина уступить часть своей территории? И если да, то какую?

– Как уже упоминалось, крайне маловероятно, что Украина добровольно уступит ранее не занятые территории, и на то есть несколько причин. На первом месте стоит четкая цель Украины сохранить свою территориальную целостность. С 2019 года это также прямо закреплено в Конституции. Для многих украинцев ясно: уступка территорий откроет дверь для нового конфликта в ближайшем будущем. Но если оставить все это в стороне и гипотетически предположить, что Украина действительно думает об уступке территорий, то можно составить иерархический список: Крым был бы той частью, от которой официально отказаться было бы очень больно, но которая по прагматическим и историческим причинам была бы наиболее приемлема. Следующим шагом стала бы уступка территорий в Восточной Украине, которые уже откололись до 2022 года. Затем последовали бы освобожденные Россией с 2022 года части Луганской и Донецкой областей. Еще одним шагом стала бы полная уступка этих двух областей. На последнем этапе может быть рассмотрен вопрос об уступке территорий в Запорожской и Херсонской областях – вплоть до максимального требования Путина о включении всех этих территорий, включая город Херсон, в состав Российской Федерации. Уже первый этап был бы сложен для Украины по многим причинам, а с третьего этапа согласие с ним с сегодняшней точки зрения практически исключено.

– Как ты оцениваешь внутреннюю политическую ситуацию на Украине?

– Зеленский все больше оказывается в безвыходном положении. Хотя после его визита к Трампу в Белый дом его популярность и доверие к нему сначала выросли, протесты против спорной законодательной инициативы, направленной на ограничение независимости антикоррупционных ведомств, кардинально изменили ситуацию. К тому же Зеленский практически не может похвастаться успехами – поражения на поле боя в основном приписывают ему, а победы – военным. С точки зрения переговоров, для Зеленского практически нет выхода из конфликта, который был бы политически приемлемым.

– Какую роль играют европейцы в мирных переговорах?

– Выражаясь острым языком, можно сказать: никакой! Трамп в значительной степени исключает европейцев из прямых переговоров в качестве участников. Некоторые эксперты даже ожидали, что встреча Трампа и Путина может состояться на европейской территории – например, в Вене или Цюрихе. В конце концов, местом встречи стала Аляска. Для Путина Европа больше не является нейтральной территорией, а Трамп четко показал ей границы – в том числе и по другим вопросам. Таким образом, Европа в той или иной степени остается зрителем, хотя речь идет о ее собственной безопасности и будущем.

– Что произойдет, если Трамп заключит с Путиным мир по диктату? Примут ли его украинцы?

– Крайне маловероятно, что Зеленский примет такой мир. И это же относится к любому реальному преемнику на Украине. Нет ни одной политически значимой силы, которая могла бы согласиться на уступку территорий в объеме, приемлемом для России. Кроме того, такой мир с почти полной вероятностью означал бы отказ от стремления к вступлению в ЕС и НАТО, которое с 2019 года закреплено в Конституции Украины как государственная цель. Соответствующее изменение конституции трудно представить. Но решающее значение имеет мнение населения: хотя все больше людей хотят окончания конфликта, они хотят этого на условиях, которые с сегодняшней точки зрения и в обозримом будущем являются нереальными. Поэтому мир по диктату может привести к внутренним беспорядкам, и часть военных откажется сложить оружие.

– Что будут делать европейцы, если США перестанут оказывать Украине военную поддержку? Способны ли они помочь Украине без США?

– Европейское сообщество государств столкнется с одним из самых серьезных кризисов, и раскол внутри ЕС станет более заметным, чем когда-либо. С одной стороны, Прибалтийские страны, Польша и Финляндия – не без корыстных мотивов – будут поддерживать Украину как никогда ранее. С другой стороны, Венгрия и Словакия могут попытаться усилить давление внутри ЕС с целью прекращения поддержки. Великобритания, Франция, но также и Германия будут колебаться между внутренним политическим давлением и геополитической ответственностью. Эти признаки раскола Путин, в свою очередь, может истолковать как слабость. И, наконец, возникает вопрос, имеет ли Европа вообще возможность продолжать боевые действия без США. Не стоит ожидать, что Трамп будет торпедировать собственную "сделку", предоставив Украине оружие, косвенно купленное Европой. В одиночку европейцы, вероятно, не смогли бы оказать Украине достаточную поддержку, особенно в области противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы и разведки.

– Когда ты планируешь снова поехать на Украину? Каковы твои планы там?

– Я вернусь на Украину 19 августа, чтобы предоставить нашим читателям необходимую информацию о ситуации с места событий. Запланировано несколько встреч – с военными, инсайдерами, местными журналистами, но прежде всего с простыми людьми. Так мы сможем получить реальное представление о ситуации на месте, которое затем сможем передать в наших репортажах. В зависимости от дальнейшего развития ситуации, возможно, нам придется скорректировать маршрут. На данный момент запланированы визиты в Одессу, Херсон, Днепропетровск (Днепр), Харьков, а также — и это, вероятно, будут самые важные регионы в дни после переговоров — в столичный Киев и Донбасс.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'