Запад наконец прозрел: в Европе поняли, что вырастили из Зеленского монстра

ИноСМИ 2 часов назад 14
Preview

На закрытом заседании парламента на прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский не скрывал возмущения внутренними критиками.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

По словам двух присутствовавших на заседании законодателей, беседовавших с корреспондентом Politico на условиях анонимности, дабы не прогневать президента, украинский лидер пенял однопартийцам из “Слуги народа” и упрекал депутатов, активистов гражданского общества и журналистов за то, что у них не всегда получается создать лестный образ Украины для западных партнеров.

Гневные нападки Зеленского на предполагаемых “противников Украины” лишь обострили скрытую напряженность. Упомянув репортажи о коррупции и нарушениях прав человека, президент воинственно заявил, что критические высказывания сограждан о ситуации внутри страны отвлекают от того, на чем действительно следует сосредоточить внимание, — от военных действий и поддержки иностранных союзников.

Законодатели рассчитывали, что Зеленский выберет более примирительный тон — особенно в свете собственных попыток распотрошить два ключевых независимых агентства Украины по борьбе со взяточничеством, спровоцировавших минувшим летом первые общенациональные уличные протесты с начала российской спецоперации в 2022 году.

Однако эти ожидания не оправдались: украинский лидер сосредоточился на боевых действиях и четко дал понять о намерении участвовать в выборах, которые состоятся по их окончании. И складывается ощущение, что постепенной монополизации власти опасаются уже не только соперники Зеленского.

Правда в том, что в партийных рядах зреет ропот из-за глубоко личного подхода Зеленского к управлению государством и склонности пренебрегать мнением парламента. Более того, часть однопартийцев по-прежнему затаила зуб после попыток “приструнить” антикоррупционные ведомства.

Администрация президента приказала своим депутатам поддержать закон, подчиняющий ведомства специально назначенному генеральному прокурору, — и многие нехотя согласились. Но уже через день после подписания закона Зеленский отступился на фоне масштабных протестов и предостережений Европы об угрозах демократии. После этого помощники президента попытались переложить вину за случившееся фиаско на депутатов — и так происходит всякий раз, когда политика администрации воспринимается в штыки, сетуют народные избранники.

Этот эпизод заронил среди законодателей сомнения: как это Зеленский и его советники могли не предвидеть столь бурной реакции общественности — ведь опросы общественного мнения показывают, что даже в военное время главной внутренней проблемой украинцы считают коррупцию.

Политические противники уже давно жалуются на популистскую нетерпимость украинского лидера к ограничениям и сложностям, необходимым для управления демократическим государством, как и на его повышенную восприимчивость к критике. Однако его сторонники лишь отмахиваются от жалоб, заявляя, что боевые действия требуют твердой и решительной руки. Или, как ранее в этом году сообщил журналу Politico влиятельный глава администрации Зеленского Андрей Ермак: “Особенно в военное время решения должны приниматься быстро и четко”. Помощники президента также отмечают неизменную популярность своего начальника в опросах общественного мнения.

В их словах есть резон, и даже многие критики согласны: нельзя допускать, чтобы неизменные при демократии шумиха и беспорядок ставили под угрозу судьбу страны, борющейся за существование. Но они также подчеркивают, что другие военные лидеры придерживались совершенно иного подхода — в частности, британский премьер Уинстон Черчилль стремился пополнить ряды военной бюрократии лучшими, умнейшими и способнейшими со всего политического спектра.

И не только соперники Зеленского сейчас встревожены тенденцией к централизации власти. Западные союзники в целом воздерживаются от публичной критики, чтобы не давать лишних шансов московской пропаганде, однако трое европейских послов в Киеве в частном порядке и на условиях анонимности выразили свою тревогу. Недавними событиями недовольны даже некоторые однопартийцыЗеленского — в частности, увольнением ряда избранных мэров и нажимом на государственные учреждения, которые должны быть независимыми.

Надзор парламента правительству претил еще до конфликта. Теперь, когда парламентские комитеты практически перестали приглашать министров на заседания для расспросов, он и вовсе сошел на нет. При этом показательно, что президенту все труднее собирать необходимые голоса для принятия законов — отчасти потому, что законодатели все сильнее обижаются, что их заставляют пресмыкаться перед администрацией, и опасаются, что их выставят “крайними” для избирателей, если что-то пойдет не так.

Эта тревога назрела еще до попытки ликвидировать антикоррупционные агентства. Череда чисток среди склонных к независимости министров и правительственных чиновников лишь усугубила закулисное беспокойство. Недавние перестановки в правительстве привели к вынужденному уходу столь известных фигур как министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, глава “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий и популярный в народе главнокомандующий ВСУ генерал Валерий Залужный, отправленный послом в Великобританию. У Залужного вышла размолвка с Зеленским из-за военной стратегии.

Каждая кадровая перестановка неуклонно приводила к тому, что узкая клика доверенных лиц, друзей и советников президента прибирала к рукам все больше власти и контроля, тогда как люди, готовые задавать неудобные вопросы или проявляющие “чрезмерную” независимость, отстранялись один за другим. Не улучшила настроения в рядах партии и пресловутая ссора Зеленского в Овальном кабинете с президентом США Дональдом Трампом, на которой украинский лидер опасно отклонился от заготовленного сценария, во многом поддавшись подстрекательствам вице-президента США Джей Ди Вэнса.

Выказав необычайную самостоятельность и, как многим показалось, завуалированно раскритиковав Зеленского, депутат от “Слуги народа” и председатель украинского парламента Руслан Стефанчук впоследствии заявил, что Украине необходимо как можно скорее восстановить отношения с Трампом — отсюда и ожидания, что украинский лидер попытается успокоить однопартийцев на этой неделе.

Однако два депутата в беседе с Politico сказали, что все обернулось совсем иначе. Для начала Зеленский разгневался низкой явкой: около сотни депутатов от его партии попросту не явились. Скрытая напряженность лишь обострилась, когда один из них усомнился в целесообразности ликвидации антикоррупционных ведомств на этапе, когда те сосредоточились на лицах, вхожих в президентскую администрацию.

Зеленский хоть и пообещал в будущем чаще с ними консультироваться, но “это представляется маловероятным”, посетовал один из законодателей. “Все это сулит дальнейшее закручивание гаек внутри страны. Если смотреть с колокольни администрации президента, вы либо за Зеленского, либо российская марионетка”, — заключил он.

Гайки действительно закручиваются. Например, только в этом месяце запрет законодателям и чиновникам выезжать за границу без специального разрешения властей распространился на группу из примерно 20 бывших и ушедших на пенсию дипломатов и посланников.

“Неясно, почему на четвертый год конфликта вдруг понадобилось запретить выезд за границу группе из не более чем 20 человек — тем более людям, у которых есть контакты и авторитет для продвижения интересов Украины за границей”, — пожаловался журналу Politico Кулеба, оказавшийся в числе пострадавших.

“Единственное объяснение — политическое. И как только начинает действовать такая политическая логика, становится возможным произвольно решать, каким категориям граждан разрешено или, наоборот, запрещено делать определенные вещи. Послы — это лишь частный пример, но проблема гораздо глубже”, — заключил он.

Джейми Деттмер — международный обозреватель в европейской редакции Politico

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'