За кулисами Мюнхена кипят страсти: одно выступление вконец раскололо Европу

ИноСМИ 4 часов назад 18
Preview

Госсекретарь США Марко Рубио в Мюнхене призвал к началу "западного века". Но за кулисами в Европе усиливается конфликт вокруг зависимости от Вашингтона.

В субботу, во второй день Мюнхенской конференции по безопасности, все взгляды были прикованы к одному человеку — госсекретарю США Марко Рубио. В бальном зале отеля Bayerischer Hof напряжение буквально витало в воздухе. В памяти у всех еще свежи были воспоминания о прошлогоднем выступлении вице-президента США Джей Ди Вэнса, когда он устроил европейцам разнос. В этот раз многие тоже ждали чего-то подобного: жестких нотаций, а то и открытого вызова старым трансатлантическим договоренностям. Но все вышло иначе.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Примирительный тон, но ясный сигнал

"Наша судьба была и остается неразрывно связана с вашей", — заявил Рубио, обращаясь к европейским лидерам. В момент, когда "заголовки уже возвещают конец трансатлантической эпохи", США, по его словам, не ставят перед собой цели разорвать партнерство и не желают этого. Для американцев дом, возможно, и находится в Западном полушарии, "но мы всегда будем оставаться детьми Европы". Эти фразы заметно разрядили атмосферу в зале: звучали овации, а в финале — даже аплодировали стоя.

"Станем врагами". В США сделали резкий вывод о России после случившегося в Мюнхене

Рубио говорил о духовной и культурной близости стран, о христианском наследии, общих жертвах, о свободе как идее, родившейся в Европе и изменившей мир. "Мы защищаем нашу великую цивилизацию", — подчеркнул он. Лишь опираясь на это наследие, можно, по его мнению, строить экономическое и политическое будущее. Цель заключается в том, чтобы вступить в "новый западный век".

Впрочем, в примирительные слова вплеталась и жесткая критика. Запад, по версии Рубио, "отдал свой суверенитет на внешнее управление", лишил себя промышленной базы и поставил все на "культ климата", что привело к ошибочной энергетической политике. А стремление к миру без границ, сказал он, распахнуло "наши двери для беспрецедентной волны массовой миграции" — кризиса, который меняет и угрожает западным обществам.

"Мы совершили эти ошибки вместе", — заявил Рубио. США готовы вносить необходимые коррективы и в одиночку, но "надеются, что сделают это вместе с Европой".

"Не прятаться за отвлеченными понятиями"

Отдельно в речи Рубио прозвучал выпад в адрес международных институтов. Нельзя, сказал он, сегодня прятаться за "за отвлеченными понятиями международного права". По его словам, Организация Объединенных Наций не дала решений ни по Газе, ни по конфликту на Украине. Одних лишь многосторонних площадок недостаточно.

Федерального канцлера Фридриха Мерца, который накануне встречался с Рубио, в зале во время выступления не было. Ранее Мерц призвал к перезапуску трансатлантических отношений. "Вместе мы сильнее", — заявил он в своей вступительной речи в пятницу. В правительственных кругах сообщали, что встреча с Рубио была посвящена в основном Украине и роли Европы в НАТО.

Куят: "Европа скатилась к незначительности"

Харальд Куят, возглавлявший Военный комитет НАТО в 2002–2005 годах и бывший генеральный инспектор бундесвера, видит в выступлении Рубио прежде всего попытку снизить градус. Его цель "очевидно состояла в том, чтобы помочь разрядить напряженность", сказал Куят в интервью газете Berliner Zeitung.

Тот факт, что Рубио не затронул спорные темы напрямую, не означает, что они сняты с повестки, подчеркнул Куят. С американской точки зрения очевидно, что это не так.

При этом Куят предостерег от драматизации разногласий: речь не идет о "политическом разрыве между США и Европой", и НАТО в целом не ставится под вопрос. Однако Европе, по его словам, необходимо "найти в себе силу и волю к самоутверждению", чтобы Вашингтон воспринимал ее как равного союзника — и в военном, и в политическом смысле. В "арифметике силы" соперничающих великих держав Европа "практически скатилась к незначительности".

Что именно Рубио подразумевал под возможным "одиночным" курсом, по словам Куята, остается неясным. Геополитические интересы США и Европы в некоторых вопросах различаются. Но решающим аспектом остается широкая зона общих интересов, которая по-прежнему требует совместных действий.

Европе, считает Куят, нужно восстановить на континенте баланс сил и усилить вклад в коллективную оборону. Тогда европейские интересы удастся увереннее отстаивать и в диалоге с Вашингтоном. Но прежде всего Европа должна вернуть себе политическую и дипломатическую дееспособность. Куят напоминает: именно президент Дональд Трамп выступил с инициативой переговоров о завершении конфликта на Украине, потому что европейцы "не были ни готовы, ни способны" запустить собственную дипломатическую инициативу.

Куят резко высказывается о принципиальном скепсисе Рубио и Трампа в отношении международного права. "Президент Трамп прямо заявлял, что ему „не нужно международное право“ и что вместо этого он будет руководствоваться собственным суждением", — говорит Куят. Если под этим подразумевается порядок, основанный на правилах, то об этом следует забыть. Такой курс означал бы "цивилизационный откат" и поощрял бы произвольное применение силы в международных отношениях.

В целом, считает Куят, европейцы до сих пор недостаточно подготовились к новому мировому порядку соперничающих великих держав — США, Китая и России. Международная система, которую США выстроили после 1945 года, находится под давлением. Для Европы это создает риски, но одновременно открывает и новые возможности во внешней и экономической политике.

Ван И: многосторонность вместо доминирования

Сразу после Рубио на сцену вышел министр иностранных дел Китая Ван И и продемонстрировал контраст в миропонимании. Его речь длилась менее 10 минут. Аплодисменты были сдержанными. Но по сути послание было ясным: многосторонний подход нужно укреплять. Нельзя допускать, чтобы отдельные государства доминировали над другими. Не называя США напрямую, Ван предостерег от возвращения к "праву сильного".

"У нас нет права разрушать Организацию Объединенных Наций", — подчеркнул он. ООН, по его словам, не идеальна, но это лучший из имеющихся инструментов. Без нее миру грозит ситуация, в которой сильные будут диктовать условия слабым. Китай хочет быть партнером, "а не соперником".

Европейский раскол

Официально в Мюнхене демонстрируют облегчение. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен позже тоже говорила о том, что выступление Рубио принесло облегчение в европейские города. Однако под поверхностью сохраняется напряженность — не только между Европой и США, но и внутри Евросоюза.

Германия при Фридрихе Мерце ясно делает ставку на тесную связку с Вашингтоном. Министр иностранных дел Йоханн Вадефуль после речи Рубио заявил об "общей основе" с США.

Франция, напротив, подчеркивает стратегическую автономию. Президент Эммануэль Макрон уже давно выступает за более самостоятельную Европу и в пятницу вечером вновь говорил об этом в Мюнхене. В субботу министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро на пресс-конференции в Мюнхене с иронией отреагировал на вопрос, успокоила ли его речь Рубио: "Вы правда думаете, что мне нужно было успокаиваться?"

"Пустое место". Мерц накинулся на Трампа прямо в Мюнхене: пафосная речь канцлера довела немцев до истерики

Барро также подчеркнул: хорошие отношения следует поддерживать со всеми державами, включая Китай. На полях конференции, по его словам, он провел конструктивные беседы с Ван И. Он также дал понять, что Франция и дальше будет делать ставку на ООН. Да, страны "Большой семерки", и Индия в том числе, согласны, что ООН срочно нуждается в реформе. Но система остается незаменимой. Тот, кто видел, например, лагеря беженцев у суданской границы, понимает: без логистических цепочек системы ООН ситуация была бы "бесчеловечной". Будучи председателем G7, Франция намерена в этом году представить конкретные предложения по реформе организации, чтобы повысить эффективность и дееспособность ООН.

Париж делает ставку на диверсификацию, открыто говорит о многополярном мире и ищет диалог также со странами БРИКС. Берлин же придерживается классического подхода: укрепление западного союза и поддержание тесных связей с США.

Борьба за Италию

Эти два курса борются за расположение премьер-министра Италии Джорджи Мелони: из-за близости к Трампу она, вероятно, скорее склонится к немецкому подходу. Испания была бы для Франции естественным партнером, однако отношения между Макроном и премьер-министром Педро Санчесом считаются напряженными.

По итогам второго дня конференции создается двойственная картина. На поверхности — аплодисменты Рубио, облегчение в зале, заявления о трансатлантическом единстве. Чуть глубже — стратегические расхождения и разные представления о мире, прежде всего среди самих европейцев.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'