Выживут не все: до конца года с рынка может уйти каждый десятый автодилер

ИЗВЕСТИЯ 23 часов назад 19
Preview

До конца года в России могут закрыться около 10% дилерских центров. Это связано с падением продаж новых машин, дорогими кредитами, а также внутренней конкуренцией между автосалонами, считают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Кроме того, России грозит резкое старение автопарка. Подробности — в материале «Известий».

Дилер по соседству

В условиях падения продаж новых автомобилей и по-прежнему высоких ставок по кредитам количество автосалонов в нашей стране может сократиться. Об этом в ходе пресс-конференции, посвященной итогам первого полугодия на автомобильном рынке, заявил президент РОАД Алексей Подщеколдин.

— Рынок автомобилей падает, в этих условиях дилерам очень сложно сохранять маржинальность. Кроме того, в ряде случаев автосалоны одной и той же марки расположены буквально на соседних улицах, и они вынуждены конкурировать друг с другом. В этих условиях, по нашим прогнозам, до конца года число дилерских центров в России может сократиться на 10%, — заявил он.

В качестве примера «чрезмерного» соседства он привет ситуацию с автосалонами бренда Chery, которых в Москве в данный момент насчитывается 36. Даже для столицы такое количество дилеров одной марки избыточно, считает глава РОАД. В итоге они вынуждены конкурировать друг с другом в борьбе за покупателя, отмечает Алексей Подщеколдин.

Еще одной важной причиной, способной привести к уменьшению количества дилерских центров, являются очень высокие ставки по кредитам, отмечают в РОАД. Алексей Подщеколдин сообщил, что сейчас расходы на открытие одного автосалона составляют около 500 млн рублей. В подавляющем большинстве случаев эти деньги были взяты в кредит, отметил он.

— С учетом нынешних высоких ставок на заемные средства примерно 70% дилеров, которые погашают эти кредиты, работают с нулевой рентабельностью, — рассказал президент РОАД.

В совокупности все эти причины могут привести к тому, что число автосалонов в России до конца года сократится, констатировал он.

На начало апреля, по данным аналитического агентства «Автостат», в нашей стране насчитывалось 3082 «легковых» дилерских центра и 4516 дилерских контрактов с автомобильными брендами. С апреля прошлого года число контрактов выросло на 20% (+752). В то же время количество самих автосалонов выросло всего на 2% (+54).

Автовладельцы не заметят

В первую очередь с рынка могут уйти мелкие дилерские центры марок, у которых наблюдается наибольшее падение продаж, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Причем в основном это коснется продавцов в регионах, полагает он.

— Серьезного влияния на потребителя уход с рынка 10% дилерских центров не окажет. Человек либо купит автомобиль в другом автосалоне, либо приобретет машину другой марки, либо, если ему принципиально важен бренд, дилера которого нет в его городе, он отправится в соседний город, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.

Не видит эксперт особых трудностей и с обслуживанием автомобилей. Многие автовладельца и так предпочитают проходить ТО и ремонт машины в неофициальных техцентрах, отмечает он.

Дилеры сами виноваты в том, что покупатели относятся к ним с недоверием, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Они потеряли его, когда начали, а некоторые продолжают и сейчас, продавать вместе с машиной условные «коврики» за 300 тыс. рублей, то есть навязывать услуги, отмечает он.

— Главная проблема для дилеров сейчас — это высокая ключевая ставка, которая делает автокредиты недоступными для большинства покупателей. Вопрос даже не в том, что это снижает число проданных машин — на самих автомобилях дилеры уже давно ничего особо не зарабатывают. Для них более критично сокращение числа оформленных автокредитов, дилерская комиссия за каждый из которых составляет 8–10%, а также страховок, по которым комиссионные еще выше, — заявил «Известиям» Антон Шапарин.

Стареющие машины

Еще одна проблема, которую озвучил на пресс-конференции президент РОАД, — активное старение российского автопарка. По словам Алексея Подщеколдина, средний возраст автомобиля в РФ сейчас составляет 16,5 года. Десять лет назад, в мае 2015 года, по данным «Автостата», он был равен 12,4 года.

Глава РОАД отметил, что доля легковых автомобилей старше 10 лет в России достигла 72%. При нынешних темпах продаж новых автомобилей уже через пять лет 80% парка составят модели старше 10 лет, при этом половина машин будет старше 20 лет, прогнозирует он.

— Чтобы автопарк перестал активно стареть, необходимо, чтобы в РФ ежегодно продавалось не менее 3 млн новых автомобилей. Это должна быть цель на уровне государства, — отметил Подщеколдин.

Проблема стареющего автопарка существует, и она очень серьезна, согласен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Чтобы остановить этот процесс, количество новых машин, покупаемых россиянами, должно быть значительно выше нынешнего уровня, отмечает он.

— Только для того, чтобы средний возраст автомобиля в российском автопарке зафиксировался на нынешнем уровне, нужна его ежегодная «подпитка» новыми машинами на уровне 2,3–2,5 млн штук. Если говорить о снижении этого возраста, то тут речь уже идет о 2,8–3 млн новых автомобилей ежегодно.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'