Гегемония в упадке: эксперты рассказали о скором конце доминирования США

ИноСМИ 19 часов назад 45
Preview

В ходе 12-дневного конфликта между Израилем и Ираном США нанесли удары по трем иранским ядерным объектам, нарушив международное право. Эта неспровоцированная атака стала очередным звеном в череде односторонних военных интервенций США по всему миру, включая незаконную оккупацию Ирака под предлогом поиска оружия массового поражения и оккупацию Афганистана. Является ли американский империализм угрозой для мира? Пракаш Карат (Prakash Karat) и Хэппимон Джейкоб (Happymon Jacob) обсуждают этот вопрос с Вигнешем Венкитешем. Представляем вашему вниманию отредактированные выдержки из этой дискуссии.

Жесточайшие удары возмездия подсветили кризис ПВО ВСУ. Под Харьковом паника: подключены дефицитные резервы. Сырский засуетился из-за хода РФ

Продвигает ли США империалистический курс, особенно после возвращения в Белый дом Дональда Трампа? Если да, то как?

Пракаш Карат: Да. Фоном для этих усилий президента Трампа стали упадок гегемонии США и кризис неолиберализма, затронувший Соединенные Штаты и весь мир. Своей политикой "Америка прежде всего" Трамп оказывает давление даже на союзников. Он пытается возродить гегемонию США, что для него крайне важно.

Хэппимон Джейкоб: Американская гегемония уже давно оспаривается. Будучи единственной в мире сверхдержавой, США и в прошлом, и сегодня демонстрируют агрессивное военное поведение в отношении режимов, с которыми у них есть разногласия. Они нарушают международный порядок и законы, которые сами же помогли создать в 1945 году. Откровенно говоря, они ведут себя как любая страна, накопившая слишком много власти, — преследуют собственные интересы, пользуясь своей силой. Я не оправдываю это, а лишь констатирую: так ведут себя гегемоны. В некотором смысле использование власти администрацией Трампа даже не подчинено четкому расчету: оно хаотично и безрассудно.

Считаете ли вы, что доминирование США находится под угрозой из-за успехов Китая в таких сферах, как возобновляемая энергетика и высокие технологии?

Пракаш Карат: Следствием упадка влияния США стал подъем Китая — его экономическая мощь, технологический прогресс и глобальное политическое влияние. Эта политика противодействия Китаю началась не при Трампе: еще администрации Обамы и Байдена рассматривали его подъем как стратегическую угрозу. Таким образом, США определенно воспринимают усиление Китая как угрозу.

Хэппимон Джейкоб: Налицо структурный упадок американской мощи. Экономика США оценивается в 30 трлн долларов, а Китая — в 20 трлн. Ни одна другая страна даже близко к этим показателям не приближается. Поэтому США, безусловно, встревожены подъемом Китая и ослаблением собственного влияния на международной арене. Формируется структурированное соперничество, своего рода новая холодная война. Однако, если завтра США и Китай достигнут консенсуса по поводу своего поведения на мировой арене, это создаст трудности для других растущих держав, таких как Индия.

Пракаш Карат: Для американского правящего класса противодействие угрозе со стороны Китая снова станет главным приоритетом. Первым залпом стала торговая война. Вести ее США сложно, потому что Китай стоит твердо и не поддается угрозам. Думаю, администрация Трампа начнет смещать фокус на Азиатско-Тихоокеанский регион. Соперничество между США и Китаем станет одной из ключевых особенностей ближайшего будущего. Подъем Китая — единственная альтернативная ось, и США будут пытаться его сдерживать.

Как биполярный или многополярный мировой порядок скажется на других растущих региональных державах?

Хэппимон Джейкоб: Проблема биполярного мира во главе с США и Китаем заключается в том, что у растущих держав, таких как Индия, Бразилия и Южная Африка, остается меньше возможностей для маневра. Более предпочтительным был бы многополярный мировой порядок с большим количеством центров силы и диалога, где ООН не игнорируется более могущественными странами. Хотя консенсус великих держав создает проблемы для таких стран, как Индия, их соперничество также будет для нас проблемой. Выбор непрост, и в ближайшие годы ситуация станет еще противоречивее и хаотичнее.

Пракаш Карат: Для Индии было бы выгодно усиление многополярности и нашей роли в этом процессе. Но реальность такова, что Индия все больше сближается с США через QUAD (Четырехсторонний диалог по безопасности Прим. ИноСМИ) и другие экономические и оборонные связи. Если бы мы проводили более независимую внешнюю политику и сохраняли стратегическую автономию, то смогли бы в полной мере воспользоваться преимуществами растущей многополярности. Однако после ударов США по Ирану Индия отказалась осудить эти атаки, нарушающие международное право. Индия также дистанцировалась от заявления Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), осуждающего нападение Израиля на Иран. Мы явно сближаемся с США и Израилем. Сегодня мы не можем в полной мере воспользоваться преимуществами многополярного мира.

Хэппимон Джейкоб: С точки зрения безопасности для Индии вызовом является соседство с Китаем. У него есть к Индии территориальные претензии, и в прошлом между нами уже бывали конфликты. В условиях вызовов на границах нам нужны союзники — ими могут быть Россия, США, Франция. Без союзников наша способность обеспечивать безопасность окажется под угрозой. В конце концов, в анархичной международной системе государства должны сами заботиться о своей безопасности. Если мы уверены, что Глобальный Юг, ШОС или страны БРИКС поддержат нас дипломатически и политически в случае конфликта с другой страной, мы будем склонны поддерживать их. Во время недавнего инцидента в Пахалгаме и противостояния с Пакистаном немногие страны встали на сторону Индии. Некоторые списывают все на чрезмерную многовекторность индийской политики. Израиль, кажется, тогда нас поддержал. Это не оправдывает его действия, такие как гибель невинных граждан в Газе или атака на Иран, но в конечном счете вопрос в том, кто поддержит нас, когда возникнут проблемы в нашем регионе.

Пракаш Карат: Это справедливое опасение. Но несмотря на тесные связи Индии с США, Трамп после инцидента в Пахалгаме и конфликта с Пакистаном заявил, что США вмешались для урегулирования ситуации. США начнут относиться к нам так же, как всегда относились к Пакистану, — как к союзнику. Это один из рисков, на которые мы идем, сближаясь с геополитическими интересами США в Азии. Индия стала членом Quad. Если он превратится в военный альянс, возможности Индии в многополярном мире сократятся.

Повлияют ли усилия Индии по сохранению неприсоединения на роль БРИКС и других объединений в противодействии империалистической политике США?

Хэппимон Джейкоб: Сначала необходимо расставить приоритеты. В анархичной международной системе безопасность страны — главный приоритет. ШОС в некотором роде контролируется Китаем, а Индия и Китай — не самые близкие друзья. БРИКС расширился настолько, что страны внутри него по большинству вопросов друг с другом не согласны. Хотя я и поддерживаю создание различных международных объединений, которые могут уравновесить однополярность и гегемонию, я опасаюсь, что участие в слишком многих из них может не привести к желаемым результатам.

Пракаш Карат: Я согласен, что ШОС не станет для нас эффективной региональной организацией, но мы не можем выйти из нее из-за Пакистана. БРИКС показывает, что у стран Глобального Юга есть потенциал для объединения и отстаивания своих интересов, несмотря на различия. Когда одна из стран — участниц БРИКС подвергается агрессии, мы должны хотя бы заявить: "Нет, нас это не устраивает". Мы не можем оставаться нейтральными. Если мы хотим, чтобы эти форумы представляли интересы стран Глобального Юга, мы должны занимать позицию, особенно когда речь идет о посягательствах на территориальный суверенитет. Наше стратегическое сближение с одной из великих держав подрывает наши претензии на роль представителя Глобального Юга. Стратегические связи Индии с США ограничивают наш потенциал и роль в многополярном мире.

Какую роль будет играть Глобальный Юг в будущем, особенно с учетом политики Трампа?

Пракаш Карат: Жертвами взаимных пошлин и торговой войны, которую развязывает Трамп, станут страны Глобального Юга. Их экономики пострадают, что приведет к серьезным финансовым проблемам и потере рабочих мест. В ближайшие годы Индия должна стать частью сопротивления Глобального Юга, которое, я уверен, усилится. Нам необходимо выработать четкую стратегию участия в этом движении, будь то вопросы долгового кризиса, торгового дисбаланса или изменения климата, поскольку из-за политики администрации Трампа все эти проблемы усугубляются.

Хэппимон Джейкоб: В эпоху, когда многосторонние институты терпят неудачу, а организации под эгидой ООН с трудом выживают, нужны альтернативы. Взаимодействие в узких форматах и альтернативы многополярности, такие как Глобальный Юг, должны объединяться, обсуждать проблемы, с которыми сталкивается человечество, и действовать. Крах принципа многосторонних отношений — еще одна причина, почему Глобальный Юг должен сохранить свое единство и значимость.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'