Развертывание армии Ливана на юге страны оказалось под вопросом из-за отказа Израиля выводить свои войска. Об этом «Известиям» заявил представитель миротворческих сил ООН Андреа Тененти. Между тем правительство в Бейруте рассмотрело план по установлению государственной монополии на оружие к концу 2025 года, что предполагает согласие шиитского движения «Хезболла» на частичное разоружение. Однако движение уже заявило, что не намерено идти на уступки, назвав инициативу ошибкой. На фоне продолжающихся ударов ЦАХАЛ по позициям «Хезболлы» еврейское государство также утвердило план масштабного строительства на Западном берегу, что грозит окончательно похоронить идею палестинской государственности.
Ситуация на юге Ливана
Размещение Вооруженных сил Ливана в южных районах страны невозможно без полного вывода израильских войск. Об этом «Известиям» заявил пресс-секретарь временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ) Андреа Тененти. По его словам, действия еврейского государства фактически подрывают выполнение резолюции Совбеза ООН № 1701, которая регулирует ситуацию на ливано-израильской границе с 2006 года.
— Если они (израильские войска. — «Известия») не уйдут, невозможно будет разместить там ливанскую армию. Если вы хотите, чтобы армия была развернута, если вы хотите уложиться в сроки, ЦАХАЛ должна вывести войска. В противном случае нарушается резолюция 1701, а суверенитет Ливана подрывается, — подчеркнул Тененти.
Он напомнил, что действующий мандат ВСООНЛ рассчитан до конца 2026 года. Однако в резолюцию включен пункт, позволяющий генсеку ООН рассмотреть дополнительные варианты присутствия миссии. «Это очень интересный регион, многое может измениться в последний момент», — отметил представитель миссии.
5 сентября правительство Ливана рассмотрело представленный армией план по установлению государственной монополии на владение оружием к концу 2025 года. Инициатива предполагает постепенное разоружение всех формирований, включая шиитское движение «Хезболла». Кабинет министров надеется достичь договоренности с организацией и тем самым избежать риска нового гражданского конфликта.
— Мы проводим множество совместных мероприятий и учений, чтобы обеспечить ливанскую армию необходимыми возможностями для развертывания и передислокации на юге Ливана. В то же время мы вместе с ними занимаем все позиции, которые они покинули во время конфликта, — рассказал Андреа Тененти.
Однако внутри правительства уже возникли острые разногласия. Представители «Хезболлы» заявили, что решение властей — «огромная ошибка». Генеральный секретарь движения Наим Касем подчеркнул, что оружие движения — это гарантия безопасности страны перед лицом израильской агрессии. По его словам, организация продолжит действовать так, будто никаких решений принято не было.
Дорожная карта Вашингтона
Соглашение о прекращении огня в Ливане вступило в силу 27 ноября 2024 года. Согласно договоренностям, Израиль должен был вывести войска в течение 60 дней, а «Хезболла» обязалась отвести силы за реку Литани. Южные рубежи должна была взять под контроль ливанская армия при поддержке ВСООНЛ.
Но спустя девять месяцев после подписания документа ситуация остается крайне напряженной. ЦАХАЛ по-прежнему занимает пять стратегических точек на юге страны. Израильская сторона утверждает, что атакует исключительно военную инфраструктуру «Хезболлы», удары направлены на ликвидацию угрозы, исходящей от шиитского сопротивления.
Вашингтон еще летом представил дорожную карту по разоружению «Хезболлы». В обмен на отказ движения от оружия Израиль обязался прекратить атаки. Однако, как отмечают в Бейруте, с ноября 2024 по август 2025 года зафиксировано более 4,3 тыс. нарушений перемирия.
Отставной ливанский бригадный генерал Джордж Надер в беседе с «Известиями» отметил, что вмешательство Израиля в процесс разоружения может обернуться разрушительными последствиями не только для самой группировки, но и для Ливана в целом.
Надер подчеркнул, что именно поэтому для Ливана особенно важно выработать собственное решение внутри страны и не позволить навязать сценарий извне. Он добавил, что главная задача правительства и политических сил заключается в поиске внутреннего пути урегулирования, а не в том, чтобы дать возможность Израилю и его союзникам диктовать условия силой.
Обострение на Ближнем Востоке
На этом фоне премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 11 сентября принял меры, которые фактически лишают перспектив создание независимого палестинского государства. Он утвердил строительство тысяч единиц жилья в районе Мевасерет-Адумим, связывающем Иерусалим и Маале-Адумим.
Этот проект фактически разделит Западный берег на две части, нарушив территориальную связанность будущего палестинского государства. Министр финансов и лидер ультраправой партии «Религиозный сионизм» Бецалель Смотрич назвал решение историческим шагом и ответом на готовность ряда западных стран признать Палестину.
Закрепление Израиля в районе к востоку от Иерусалима осложнит любые переговоры о мирном урегулировании. Если это строительство будет реализовано, палестинцы окажутся в положении, когда у них не будет единого территориального образования. Это похоронит концепцию двух государств.
В палестинской фракции ФАТХ ранее заявляли «Известиям», что израильские поселения на Западном берегу представляют собой серьезное препятствие для мирного процесса. Они нарушают международное право и резолюции Совета Безопасности, включая № 2334 — она квалифицирует строительство поселений как «вопиющее нарушение международного права».
Кроме того, Израиль 9 сентября нанес удары по зданию в Дохе, где находилась переговорная делегация руководства ХАМАС. Представители палестинского движения в Катаре, согласно информации в СМИ, обсуждали последнее предложение Соединенных Штатов о прекращении огня в секторе Газа. При этом глава движения выжил. Тем не менее обострение ситуации вынудило госсекретаря США Марко Рубио отправиться с официальным визитом в Израиль, чтобы не допустить эскалации между двумя важными союзниками Вашингтона на Ближнем Востоке. Он прибыл в еврейское государство 14 сентября.
В РФ действия Израиля против Катара назвали нарушением международного права. «Ракетный обстрел Катара — страны, которая играет ключевую посредническую роль в непрямых переговорах между ХАМАС и руководством Израиля по прекращению длящейся уже почти два года войны в секторе Газа и освобождению удерживаемых лиц, — нельзя воспринимать иначе как акцию, нацеленную на подрыв международных усилий по поиску мирных развязок», — сказал секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу.
В условиях эскалации Лига арабских государств и Организация исламского сотрудничества организовали 15 сентября внеочередной саммит в Дохе, на котором осудили действия Израиля. По их мнению, удары поставили под угрозу все достижения арабских и исламских стран в отношениях с еврейским государством и подрывают существующие соглашения с ним. Биньямин Нетаньяху не считает провальным удар по руководству ХАМАС в Катаре, поскольку Израиль таким образом выслал сигнал о том, что его страна «доберется до террористов».