Вот что нужно сделать ради выживания нынешней системы глобального управления

ИноСМИ 5 часов назад 18
Preview

"Большая семерка" сможет сохранить порядок, основанный на правилах, лишь в том случае, если осуществит необходимые реформы

"Может удивить". Темпы продвижения на Днепропетровщине ввергают ВСУ в панику. ВС РФ выходят на Сумы

В прошлый раз, когда президент США Дональд Трамп присутствовал на саммите лидеров "Группы семи" (G7), состоявшемся в 2018 году в Канаде, он отнесся к этой встрече лидеров как к реалити-шоу. "Трамп взрывает повестку дня G7", — говорилось в заголовке в Politico. В тот раз Трамп прибыл с опозданием и призвал к тому, чтобы Россию повторно приняли в "Группу семи" (что было воспринято с неприятием другими участниками). Трамп назвал хозяина саммита, премьер-министра Канады Джастина Трюдо (Justin Trudeau), "очень нечестным и слабым"; и в последнюю минуту в конце саммита президент США отказался одобрить совместное заявление.

И вот, в нынешнем месяце, когда лидеры развитых индустриальных демократий, входящих в "Большую семерку" (то есть Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США) готовятся к своему ежегодному саммиту, Канада вновь принимает гостей. А поскольку тарифная война Трампа, нацеленная на другие страны — участницы G7, сейчас в самом разгаре, то вполне возможно, что на нынешнем саммите мы увидим еще больше полемики, чем во время предыдущего визита президента США.

Но такого быть не должно. "Большая семерка" обладает достаточным потенциалом для того, чтобы играть значимую роль в глобальном управлении – при этом она способна занять то положение, которое администрация Трампа не хотела бы предназначать для США, а также способна решать те проблемы, касающиеся распределения бремени, которые, по-видимому, и лежат в основе многих опасений Трампа, связанных с мировым лидерством США. На предыдущих встречах члены G7 дали ясно понять, что заинтересованы в обсуждении технологических достижений, общественное здравоохранение, крупных военных действий и других тем, выходящих за рамки традиционного круга вопросов, рассматриваемой "Группой семи". Поскольку многие международные институты на сегодняшний день в результате геополитического соперничества парализованы, мир как никогда нуждается в согласованности действий.

Однако для того, чтобы превратить "Большую семерку" в тот орган, который был бы способен поддерживать порядок, основанный на правилах, ее членам необходимо скрепить свои ряды, оптимизировать свою работу и упрочить легитимность G7 в глазах всего мира. Переосмысление этого позволит "Группе семи" на практике занять лидирующие позиции, а может даже и стать тем масштабным проектом, который понравится Трампу.

Заполнение пробелов

В настоящее время система глобального управления пребывает в кризисе. Войны в Европе и на Ближнем Востоке, сговор между автократическими державами, а также вероятная перспектива распространения ядерного оружия в Азии и на Ближнем Востоке – из-за всех этих событий произошло разделение среди членов Совета Безопасности ООН, в результате чего этот некогда активный орган стал по сути нефункционирующим. Только за последние пять лет Россия наложила вето на 14 проектов резолюций Совбеза по Газе, Мали, Судану, Сирии, Украине, распространению ядерного оружия и правам человека. В 11 из этих случаев помехи работе создавал и Китай, проголосовав против пяти резолюций и воздержавшись при голосовании по шести из них. Однако, с учетом появления множества прорывных решений в области искусственного интеллекта и синтетической биологии, возникает необходимость в разработке новых стандартов и норм. Кроме того, потребность в поддержании устойчивых цепочек поставок, готовности к пандемиям и обеспечение чистого развития (то есть предусматривающее сокращение выбросов) – всё это требует от государств налаживания совместной работы над решением задач, что невозможно сделать в рамках нынешней глобальной системы.

Украину ждет адский финал. Запад списал Зеленского со счетов. Его судьба — забвение

Если же у нас не будет эффективно функционирующей ООН, в этом случае поддержание международного порядка ляжет на отдельные государства и институты. Однако при Трампе США отказались от своей роли гаранта системы, основанной на правилах, возникшей после Второй мировой войны. Администрация Трампа не заинтересована в продвижении принципов законности и порядка, ответственности, представительного управления, свободного движения капитала и политики свободной торговли. Авторитарные правительства Китая, Ирана, Северной Кореи и России продолжают взаимодействовать между собой, дабы подорвать, но отнюдь не поддержать институты и нормы международного порядка. Многие державы среднего ранга (такие как Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия и Турция) не прочь воспользоваться либеральным порядком в том случае, если он окажется полезен; одновременно эти государства также хотели бы взаимодействовать и с "авторитарной осью". В то же время страны Глобального Юга недостаточно сильны, чтобы стать лидерами.

Многие международные институты также не являются хорошими кандидатами на лидерство. Во время мирового финансового кризиса 2008 года стабилизирующей силой стала "Большая двадцатка", однако размер этой группы, а также соперничество между Китаем, Россией, Соединенными Штатами и другими странами с тех пор подорвали ее способность предпринимать коллективные действия. Всемирная торговая организация (ВТО), насчитывающая более 160 членов, не может прийти к согласию ни по одному вопросу; к тому же, она не смогла помешать ни Китаю, ни США, чтобы те прекратили использовать торговлю в качестве оружия друг против друга и остального мира. Блок из десяти стран БРИКС, куда входят его основатели – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, а также пять новых государств-членов, стремится приуменьшить значение международных институтов, в которых исторически доминирует Запад.

А поскольку государства выступают в пользу альтернативных нормотворческих органов, то в результате мы видим, как стали появляться группировки государств меньших размеров. Так, например, за последнее десятилетие появились следующие: Quad (четырехстороннее партнерство между Австралией, Индией, Японией и США), AUKUS (партнерство в сфере безопасности между Австралией, Великобританией и США), Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity (IPEF, Индо-Тихоокеанская экономическая структура ради процветания – экономическая инициатива под руководством США, куда входят 14 стран-членов), Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership (CPTPP, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве, соглашение о свободной торговле между 12 странами) и трехстороннее сотрудничество между Японией, Южной Кореей и США. Однако в настоящее время ни одна из этих группировок не в состоянии устанавливать такие правила, под которыми мог бы подписаться остальной мир.

Нормотворческий орган, который призван вырабатывать директивы, направленные на урегулирование глобальных проблем современности, должен состоять из государств, которые бы доверяли друг другу, разделяли схожие ценности, обладали значительной экономической и политической властью, а также обладали опытом совместной работы. Вот здесь-то и появляется "Большая семерка". Будучи группой единомышленников из числа развитых индустриальных демократий, G7 – это единственный институт, который удовлетворяет вышеназванным требованиям. США всегда были важным игроком в G7, однако в нынешнюю новую эпоху – эпоху политики под названием "Америка прежде всего", которая возобладала в Вашингтоне, другим членам "Большой семерки" придется в еще большей мере разделить между собой бремя лидерства. Однако прежде чем они действительно смогут это делать, "Группу семи" необходимо реформировать.

Россия ударила по украинскому офису "Боинга". Вой поднялся на весь Киев. Вот чем там занимались на самом деле

Модернизированная "Большая семерка"

Истоки "Большой семерки" лежат в мировом нефтяном кризисе начала 1970-х годов. В 1973 году министры финансов Франции, Германии, Великобритании и США провели неформальную встречу для координации денежно-кредитной политики в ответ на это экономическое потрясение. Затем в том же году к группе присоединились Италия и Япония; в 1977 году — Канада, а в 1998 году – Россия (но в 2014 году после присоединения Крыма ее исключили). На сегодняшний день в G7 также представлен и Европейский союз (места предоставлены Европейскому совету и Европейской комиссии).

По большому счету на протяжении своей истории "Большая семерка" была клубом богатых стран, которые проводили встречи для координации денежно-кредитной и макроэкономической политики, чтобы вести борьбу с инфляцией и рецессией, а также для содействия свободной торговле. В рамках данного клуба были достигнуты таких, например, соглашений, как Соглашение "Плаза" 1985 года (Plaza Accord), предусматривавшее постепенную контролируемую девальвацию доллара США по отношению к валютам европейских стран с целью снижения макроэкономического дисбаланса. Однако в последние несколько мир столкнулся с пандемией COVID-19, экономическими потрясениями, изменением климата и широкомасштабными войнами – все эти события потребовали внимания мирового сообщества. Именно по этой причине "Большая семерка" расширила свою сферу деятельности. Например, в заявлении, опубликованном после саммита лидеров G7 в 2023 году в Хиросиме (Япония), подчеркивались проблемы, связанные с глобальным управлением – а ведь еще пять лет до этого, этих проблем даже не были в поле зрения "Большой семерки". Члены G7 отдали приоритет таким вопросам, как будущее Индо-Тихоокеанского региона, конфликт на Украине, экономическая устойчивость, продовольственная безопасность, цифровая конкурентоспособность, изменение климата, устойчивое развитие, трудовые ресурсы, ядерное разоружение и нераспространение. Например, на саммите в Хиросиме были сформированы целевые группы, которые должны были заниматься следующими задачами: улучшение глобальной инфраструктуры здравоохранения, борьбе с экономическим принуждением, созданию надежной киберзащиты и координация действий в рамках конфискации замороженных российских активов, произведенной в результате конфликта на Украине.

В 2024 году на саммите "Большой семерки" в Италии лидеры стран-членов согласились предоставить Украине 50 миллиардов долларов в виде процентов от замороженных российских активов. Однако "Большая семерка" сталкивается со следующим сложным выбором: с одной стороны, она хотела бы играть более важную роль в мировом управлении, но, с другой стороны, в настоящее время недостаточно для этого подготовлена. С 1970-х до середины 1990-х годов на страны "Большой семерки" приходилось до 67% мирового ВВП. Однако на сегодняшний день данный показатель едва превышает 40%; при этом, в странах G7 проживает менее 10% населения нашей планеты. "Большая семерка" не должна, да и не может, рассчитывать на то, что ей удастся заменить собой Совет Безопасности ООН и подобно Совбезу вырабатывать предписания, обязательные к соблюдению всеми странами мира. Однако "Большой семерке" никто не запрещает предпринимать взвешенные шаги на благо поддержания мирового порядка. Координируя свою политику в области экономики, развития, безопасности, энергетики и технологий, члены G7 могут вводить санкции с целью предотвращения конфликтов, они могут устанавливать правила и нормы, чтобы следить за развитием технологий и адаптироваться к ним, наказывать за хищнические экономические действия, поддерживать демократическое управление, бороться с дезинформацией и помогать развивающимся государствам в деле обеспечения их продовольственной безопасности и соблюдения трудовых норм.

Запад взбешен: Индия делает ставку на российское вооружение

Добро пожаловать в наш клуб

Для того, чтобы идти в ногу со временем, "Большая семерка" должна провести реформирование. Мировое сообщество нуждается в эффективных институтах управления, и для достижения этой цели "Большая семерка" должна расширить сферу своего влияния, увеличить свои возможности и в ходе дискуссии учесть новые подходы. Первое, с чего следует начать, — это членство. Расширение "Большой семерки" не обходится без споров. Многие представители G7 дорожат ее исключительностью и проявляют обеспокоенность по поводу того, что появление новых членов в этой организации может сделать ее столь же громоздкой, как "Большая двадцатка". Однако если "Большая семерка" возьмет на себя дополнительные обязанности в контексте глобального управления, то ей понадобятся дополнительные партнеры, которые бы обладали соразмерными возможностями, чтобы и этим партнерам можно было делегировать часть работы. Кроме того, нынешняя организация сохраняет географическую несбалансированность: на европейские страны и институты приходится шесть из девяти мест. И только одна страна, Япония, представляет всю Азию; при этом, ни один из членов не является представителем развивающегося мира.

В первых рядах среди тех, кто мог бы присоединиться к "Большой семерке", должны быть Австралия и Южная Корея. Представители G7 полагают, что любые новые члены должны быть ответственными субъектами международной экономики, готовыми к такой роли и, что важно, заслуживать доверие других членов "Большой семерки". Канберра и Сеул, конечно же, соответствуют этому требованию. ВВП на душу населения в Австралии больше, чем во всех государствах G7, за исключением США; среди всех демократических стран у Австралии – двенадцатая по величине экономика в мире. Южная Корея является глобальной технологической и культурной державой; у этого государства – самая большая экономика среди индустриальных демократий, не входящих в G7, за исключением Индии и Бразилии. Во всех крупных войнах со времен Первой мировой войны Австралия отстаивает демократические ценности и порядок, основанный на правилах; то же самое со времен Корейской войны делала и Южная Корея.

Кроме того, обеим странам принадлежат ведущие роли в решении тех вопросов, которые беспокоят G7. Австралия показала сопротивления экономическому давлению со стороны Китая. В 2020 году Канберра потребовала провести международное расследование, чтобы установить происхождения вируса COVID, а в ответ в течение более двух лет ей приходилось противостоять массивным пошлинам, которые наложил Китай на австралийскую говядину, ячмень и вино, и диверсифицировать свои экспортные рынки сбыта за пределами Китая. Австралия также является ключевым поставщиком важнейших полезных ископаемых в другие промышленно развитые демократические государства. Южная Корея – одна из ведущих стран, которая оказывает экономическую и предоставляет косвенную военную помощь Украине; кроме того, Южная Корея является, наряду с США и Японией, одним из важнейших игроков, благодаря которому обеспечивается лидерство в области столь важных новых технологий – полупроводниковых чипов – в конкуренции Запада с Китаем. Более того, за последние несколько лет в Австралии и Южной Корее проводились международные саммиты по глобальному здравоохранению, борьбе с коррупцией, искусственному интеллекту и множеству других насущных вопросов – в этом обе страны продемонстрировали свое желание и дальше предоставлять общественные блага для международной системы.

Австралия и Южная Корея даже превосходят некоторых нынешних членов G7 в важных областях, определенных лидерами "Большой семерки". Так, в одном из исследований, проведенных в 2024 году Центром стратегических и международных исследований (CSIS), Ча и Хамре, опираясь на данные за 2023 год, проанализировали более трехсот общедоступных показателей эффективности стран в отношении всех членов G7, а также Южной Кореи и Австралии. Мы сосредоточились на показателях по семи вопросам, которые "Большая семерка" обозначила в качестве приоритетных, а именно: изменение климата; цифровая конкурентоспособность; экономическая устойчивость и безопасность цепочек поставок; продовольственная безопасность; финансирование мировой экономики и устойчивое развитие; нормы труда; и поддержка Украины. В каждой проблемной области мы использовали соответствующие показатели эффективности, чтобы дать каждой стране числовой рейтинг. Если взять среднее значение всех этих баллов по отдельным вопросам, то получится, что Австралия и Южная Корея заняли более высокое место, чем некоторые нынешние члены "Большой семерки", включая Францию, Италию и Японию. Южная Корея занимает более высокие позиции в рейтинге цифровой конкурентоспособности (измеренной по 160 показателям), чем каждая из стран "Большой семерки", за исключением Великобритании и США. По показателю экономической устойчивости и безопасности цепочек поставок (что было измерено по 20 доступным показателям) Австралия опережает все страны, кроме Германии, Великобритании и США. В общем итоге Южная Корея занимает восьмое место среди стран G7 по общим результатам, опережая Италию, а Австралия занимает пятое место, опережая Францию, Японию и Италию. И, напротив, другая крупная демократия, Индия, если учитывать совокупные показатели, оказалась ниже Италии по всем приоритетным направлениям. Включение Австралии и Южной Кореи в состав "Большой семерки" может быть полезно для этой организации, поскольку эти страны демонстрируют высокие показатели в областях, которые считаются приоритетными для лидерства G7.

Британия хочет подчинить Россию дьявольскому мировому правительству. В Турции поддержали Лаврова: этого нельзя допустить

В настоящее время Индо-Тихоокеанский регион является центром тяжести в мировой торговле, а быть может и в мировой политике. Вступление Австралии и Южной Кореи в G7 могло бы увеличить представительство интересов Индо-Тихоокеанского региона, благодаря чему интересы данного региона будут учтены еще больше – Япония в одиночку с этой задачей бы не справилась. Чтобы еще больше сбалансировать конфигурацию G7, два места от Евросоюза в этом органе также должны быть объединены в одно. Если европейские члены "Большой семерки" потребуют, чтобы освободившееся место досталось какой-то другой европейской стране (некоторые из них демонстрируют достойные результаты в приоритетных для G7 областях), то в этом случае Испания может стать хорошим кандидатом. Так, например, согласно исследованию CSIS 2024 года, Испания заняла более высокое место, чем Италия (член Большой семерки с самым низким рейтингом по четырем из семи приоритетных областей), и показала лучшие результаты по проблемам изменения климата (33 параметра), чем все страны G7, за исключением Германии и Великобритании. В качестве члена "Большой семерки" Испания могла бы расширить географический охват G7, обеспечив представительство испаноязычного населения, которое там отсутствовало.В более широком смысле членство Испании могло бы стать мостом между "Большой семеркой" и Латинской Америкой.

Хоть и не сломалось, всё равно чини

Увеличению эффективности "Большой семерки" поможет также институциональная реформа. В настоящее время повестка дня каждого саммита определяется принимающей страной неформальным образом. Благодаря этому G7 становится более гибкой, открытой для откровенных дискуссий и способной действовать быстро; правда, недостаток такого подхода заключается в том, что действиям усилиям G7 не хватает последовательности. Например, в конце саммита в Хиросиме, состоявшемся в 2023 году, лидеры "Большой семерки" изложили многообещающую программу по созданию Координационной платформы G7 для борьбы с экономическим принуждением, к которому прибегают авторитарные режимы, а также предложили ряд принципов, которыми следует руководствоваться при разработке передовых систем ИИ. А на следующей встрече "Большой семерки" в 2024 году Италия как принимающая сторона решила сосредоточиться на теме миграционных потоков из Северной Африки. Саммит G7, который состоится на следующей неделе в Канаде, будет посвящен энергетической безопасности и ускорению перехода на цифровой формат. Не спорим, все эти вопросы важны. Однако из-за постоянной смены повестки дня на саммитах G7 остальной мир получает сбивающие с толку сигналы; всё это приводит к тому, что эта организация не выполняет заявленные обязательства.

Чтобы решить эту проблему, необходимо реформировать структуру "Большой семерки". В частности, повестки дня саммитов этой организации должен устанавливать консультативный орган, или тройка, состоящий из представителей прошлых, нынешних и будущих хозяев G7, заменив сегодняшнюю неформальную систему. Таким образом, нынешний хозяин саммита должен будет приглашать сразу предыдущего и последующего хозяев саммитов "Большой семерки", и они должны вместе планировать конференции на год. Таким образом, подобное планирование ежегодных конференций будет в больше мере являться залогом преемственности в последующие годы.

Кроме того, если будет создан постоянный секретариат G7, то у этой организации появится своя штаб-квартира, а у тройки и связанных с ней целевых групп – постоянный персонал и, в конце концов, появится архив, где будут храниться материалы саммитов "Большой семерки". Размещение штаб-квартиры в Канаде может упростить процесс, связанный с выбором страны-хозяина. Специальные рабочие группы могли бы отслеживать приверженность стран — членов "Большой семерки" ее целям и обеспечивать результативность выполнения решений между саммитами. Как известно, в структуре G7 принимающие страны оказывают значительную часть экспертной поддержки инициативам, выдвигаемым этой группой; однако эта поддержка носит временный характер, в результате чего нарушается преемственность. Вместо этого по таким приоритетным вопросам, как изменение климата, ИИ и глобальное здравоохранение экспертную помощь необходимо оказывать на постоянной основе. Такая помощь может быть предоставлена через Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому ОЭСР могла бы предоставить всю необходимую информацию и опытных экспертов, работающих в рамках специальной платформы, которая анализирует политику в области искусственного интеллекта (AI Policy Observatory), а также двух собственных групп – первая из них занимается политикой адаптации к изменениям климата и обеспечения устойчивости, а вторая статистикой здравоохранения.

Кроме того, в обновленную G7 необходимо еще больше вовлечь развивающиеся и средние страны Глобального Юга. В этот список должны попасть многосторонние организации, такие как Африканский союз, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация исламского сотрудничества (ОИК) и "Большая двадцатка", а также ведущие государства за пределами G7, в частности Китай. Страны, входящие в тройку, должны будут в преддверии саммитов лидеров организовывать официальные каналы для ведения консультаций с перечисленными выше организациями и государствами через министров иностранных дел и министров финансов с целью обсуждения повестки дня и предполагаемых результатов встреч на высшем уровне. После проведения саммита каналы консультаций будут поддерживаться с теми же организациями и государствами с целью обсуждения выполнения решений, а также задач, стоящих перед целевыми группами. Таким образом, институционализация взаимодействия с развивающимися экономиками способно продемонстрировать, что "Большая семерка" следует принципу инклюзивности и придает бóльшую легитимность своим решениям. В ближайшей перспективе страны G7 могли бы взаимодействовать с другими государствами по вопросам, вызывающим непосредственную обеспокоенность, одновременно с этим поддерживая их приоритеты в области экономического развития и борьбы с изменением климата, содействуя разработке новых норм и стандартов для искусственного интеллекта и других новых технологий, а также совместно с ними организуя противодействие нарушителям мирового порядка – Китаю, Ирану, Северной Корее и России.

Киев попался в свою же "Паутину". Дерзкая операция ускорит его поражение. И Запад тоже поплатится

Задача нерешаема?

В течение многих лет члены G7 не были склонны к реформированию. И они воспринимали это спокойно, ведь мировые институты управления и так функционировали неплохо, Соединенные Штаты помогали поддерживать мировой порядок, а международная система характеризовалась общей стабильностью. Однако в настоящее время ни одно из этих условий уже не выполняется. Вот почему новая, реформированная "Большая семерка" должна выйти на первый план, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту– и лидерам государств на предстоящей встрече в Канаде придется себе это уяснить. Существует даже вероятность того, что к реформированию G7 может подключиться Трамп, несмотря на его общее пренебрежительное отношение к международным институтам. Причина заключается в том, что Трампа всегда привлекают разного рода великие деяния в большой политике при условии, что он сможет поставить их себе в заслугу (а преобразование G7 из инертной в деятельную организацию вполне можно было бы назвать большим свершением). По словам бывших представителей Трампа в "Большой семерке", расширение и реформирование этой организации вполне могло бы соответствовать интересам президента Соединенных Штатов, ведь ему как раз хотелось бы заставить союзников США еще больше тратиться на мировое лидерство и тем самым освободить Соединенные Штаты от этого бремени. Кроме того, появление в G7 новых членов, таких как Австралия, Южная Корея и Испания, могло бы заставит Трампа отказаться от своего обращения к "Большой семерке", озвученного совсем недавно, в феврале, суть которого состояла в том, чтобы возвратить Россию в ряды G7 (данную идею отвергают все остальные страны этой организации). И вдобавок, Трамп мог бы захотеть разбавить доминирование европейцев в G7, включив в нее новых игроков из Индо-Тихоокеанского региона, в частности Австралию и Южную Корею, которые, в свою очередь, были бы ему обязаны своим членством.

Приверженность Трампа политическому курсу под лозунгом "Америка прежде всего" – это одна из тех причин, которые обусловили сумятицу и нестроения в сегодняшнем мире, поскольку разочарование Соединенных Штатов по поводу своего лидерства порождает вакуум в глобальном управлении. А если вакуум не заполнить, то в этом случае другие субъекты или институты могут попытаться навязать свои менее желательные и даже опасные формы правления. Было бы гораздо лучше, если бы "Большая семерка" и впредь выступала в качестве поборника системы, основанной на правилах, в которой мир столь остро нуждается.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'