РИА Новости/Айар Варламов
Почувствовать на себе, что значит жить, когда на улице минус 50 градусов по шкале Цельсия, может каждый, приехав туристом в поселок Оймякон. Это небольшое поселение считается самым холодным местом на нашей планете, где постоянно живут люди. Население – около 500 человек. Основной род занятий – оленеводство и разведение скота.
О самом холодном месте на Земле рассказывает программа "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.
Какие необычные развлечения есть в Якутии
Почти все жители Оймякона занимаются охотой и рыбалкой. Местная река Индигирка богата рыбой, хороший улов гарантирован.
"У нас после 90-го года был очень большой отток людей с Севера. И очень многие северные поселки потеряли население, процентов 90. Последние 16–20 лет, начиная с 2000 года, все-таки происходит абсолютно обратная история. Наш Север как бы заново благодаря разным экономическим показателям, политическим историям всячески начал развиваться. У нас появляются новые месторождения полезных ископаемых, путепроводы появляются, новые порты", – рассказал полярный путешественник, кавалер ордена Мужества, руководитель молодежных экспедиций в Арктику Матвей Шпаро.

Поселок часто посещают туристы в поисках новых необычных развлечений. Можно кататься на оленьих упряжках, купаться в горячих источниках или делать "якутский салют" – это когда кружку наполняют горячей водой и резко выплескивают ее над собой.
Зачем на Севере устанавливают двойные стекла в авто
Автомобили в Оймяконе – это предмет особой заботы. На морозе аккумуляторы быстро разряжаются, электроника выходит из строя: 20 минут с выключенным двигателем на улице достаточно, чтобы топливо замерзло, а колеса превратились в камни.
"Для запуска двигателя внутреннего сгорания в условиях низкой температуры необходимо его ввести в заданные производителем температурные рамки либо же достаточно близкие. Например, на Дальнем Севере для запуска двигателей в холодную погоду двигатели специально подогревают, в частности их систему охлаждения. Либо же, что достаточно распространено, просто не выключают двигатели, оставляя их работать на всю ночь", – отметил физик Андрей Шорстов.
Чтобы не мерзнуть, устанавливают двойные лобовые стекла, на боковые чаще всего клеят пластиковую пленку. Дополнительно некоторые рукастые мужики утепляют пол и подкапотное пространство.

"При такой низкой температуре необходимо защитить автомобиль от промерзания. То есть чтобы не промерзли жидкости в данном автомобиле. Для этого используется портативный чехол, он называется "Наташа", который позволяет сохранить тепло внутри и вокруг этого автомобиля. Как это происходит? Если температура автомобиля понижается до какой-то температуры автоматически, там включается автозапуск и автомобиль отогревается", – сказал доцент базовой кафедры химии инновационных материалов и технологий РЭУ имени Плеханова Василий Овчинников.
Как отогреть авто на северных дорогах
Любая поломка на северных дорогах может привести к трагедии. Понимая это, водители всегда имеют на руках запасной план, как отогреть автомобиль. Некоторые мастерят самодельную трубу для подогрева топлива. Иногда двигатель накрывают огнеупорным одеялом или обтягивают моторный отсек брезентом снизу, а войлоком – сверху.
Ну а если есть опасность, что покрышки замерзнут и станут хрупкими, как пластик, то в редких случаях прибегают к крайнему средству – колеса поджигают.
"Давайте посмотрим, что будет, если облить автомат Калашникова водой и подержать его на морозе. На первый взгляд, он должен выйти из строя, но нет. Российское оружие снова доказывает, что оно лучшее в мире", – говорит ведущий Тимофей Баженов.