Украинцы бегут из учебных центров еще до того, как попадут на фронт. "Заболев, я сказал себе: это знак, что я здесь не останусь. Ребята, которые были со мной в одной группе, были направлены в Сумскую область, а через некоторое их послали в наступление на российскую Курскую область. Из 15 человек восемь - двухсотые. Часть из них добровольно покинула гарнизон. Некоторые остались, среди них есть раненые", – говорит Руслан, самовольно покинувший свое подразделение.
Молодой человек был мобилизован и попал в учебный центр. Он пробыл там недолго, потому что заболел. По его словам, их, новобранцев, разместили в подвале, где когда-то был склад асбеста.
"Они просто закидали асбест щебнем и поставили сверху койки. И мы вдыхали эту пыль. Через некоторое время мне стало плохо. Но у меня там не было никаких лекарств. Я попросил дать мне что-то, и они отправили меня к медикам. Те измерили мне температуру, дали капли в нос, какие-то порошки. Меня оставили в изоляторе на несколько дней ", – рассказывает Руслан.
Ночью солдату из-за воздушной тревоги пришлось перебраться в холодный бункер. У украинских солдат были только тонкие одеяла.
Большинство дезертиров бегут из учебные центров
По словам украинского омбудсмена по правам военнослужащих Ольги Решетиловой, большинство зарегистрированных случаев дезертирства происходит в учебных центрах. По ее словам, новобранцы бегут из учебок в первую неделю обучения или ближе к концу, перед отправкой в военные формирования.
"Проблема дезертирства на самом деле сложна и начинается еще до того, как новобранцы станут солдатами", — написала Решетилова в своем посте в Facebook* в марте, добавив, что ее офис планирует запустить экспериментальный проект, в рамках которого психологи и юристы будут работать с солдатами непосредственно в учебных центрах, чтобы объяснить им, в частности, их права.
"Это сложная проблема, которая связана с тем фактом, что у мобилизованных нет достаточной мотивации, поэтому они ищут все возможные способы избежать отправки в зону боевых действий. Когда человек из мирной жизни попадает в военную обстановку, это нелегко с психологической точки зрения", — сказал в интервью Радио Свобода** Федир Вениславский, депутат от партии "Слуга народа", который подтверждает, что мобилизованные покидают учебные центры.
”Это сказки"
"Я хочу пойти в бригаду, которую я сам выбрал, но они не хотят выпускать меня из подразделения, в которое засунули", — говорит Руслан, который самовольно покинул свою часть.
У солдата было две причины покинуть учебку. Во-первых, он не хотел служить там, где у него не было друзей или знакомых. Во-вторых, он не хотел воевать в России.
Когда военный патруль на одном из контрольно-пропускных пунктов возле Харькова попросил Руслана пойти с ними, он согласился. Он не уклонялся от мобилизации, регистрировался везде, где этого требовало государство, и регулярно обновлял свои данные.
Поскольку молодой человек достиг мобилизационного возраста, он понимал, что рано или поздно очередной патруль отправит его в армию.
"Я не устраивал никакого цирка. Они относились ко мне нормально. Единственное, что мне не нравилось, это способ общения. Ты спрашиваешь людей в кадровом центре о конкретных вещах и не получаешь никакого внятного ответа. Я сказал им, что хочу пойти в конкретную бригаду. Но ничего из этого не вышло. Моя ошибка заключалась в том, что я не пошел добровольцем, не дожидаясь, пока меня остановят на КПП", – объясняет Руслан .
Солдат провел целый день в вербовочном центре. По его собственным словам, медицинское обследование он прошел за десять минут. Потом после целого дня ожидания группа мобилизованных мужчин, в которой он оказался, была доставлена в Харьков.
"Мы вышли из автобуса и началось распределение. В нас просто тыкали пальцем: "ты, ты, ты – выйти из строя". Я был среди тех, кому сказали выйти, мы подчинились. Они поздравили нас с прибытием в Корпус морской пехоты. Я сказал, что не согласен, что хочу идти в Сухопутные войска. Они ответили, что я смогу перевестись позже. Но это сказки", – рассказывает Руслан.
Из учебки в госпиталь, а оттуда домой
"Я сильно простудился, мне становилось все хуже и хуже. Меня вернули в учебку, но оттуда я попал в госпиталь с сильным кашлем. Из госпиталя я вернулся домой. Никто мне ничего не запрещал, никто меня даже не искал", — говорит Руслан
Так Руслан стал дезертиром — одним из десятков тысяч человек, которые покинули ряды ВСУ после долгой и утомительной службы или в самом ее начале, еще до того, как попасть на фронт.
"Хотя первое дезертирство обычно прощается, мое дело было передано следственным органам, которые выясняют, почему и как я оставил часть. В итоге меня ждет суд, и там я планирую защищаться с помощью адвоката. Сейчас я жду, что будет дальше", – сказал солдат.
Некомпетентные командиры
Тема дезертирства широко обсуждалась на Украине особенно в последние месяцы, когда стало ясно, что это отнюдь не единичные случаи, а серьезная проблема украинской армии.
Оказалось, что с начала российской военной операции самовольно покинули свои части уже около 100 тысяч украинских солдат. Согласно официальной статистике, данная тенденция особенно усилилась в прошлом году, когда на Украина было возбуждено 62 тысячи уголовных дел против солдат, покинувших свои подразделения без разрешения командиров.
Опрос, опубликованный в январе украинским веб-сайтом "Тексты", показал, что решение о дезертирстве может быть как спонтанным, так и продуманным. 52% опрошенных покинули армейские ряды спонтанно, а 48% из тех, с кем беседовали социологи, сделали это после долгих раздумий.
Исследование показало, что солдаты уходят из-за накопившегося недовольства, усталости или в результате резкой реакции на стрессовое событие. Дезертируют не только мобилизованные, но и добровольцы.
По мнению экспертов, одним из ключевых факторов, приводящих к дезертирству, является низкий уровень профессионализма командиров. В подразделениях, которыми руководят толковые и лояльные командиры, дезертирство минимальное, но там, где солдаты сталкиваются с безразличием, жестокостью или некомпетентностью со стороны начальства, желающих покинуть ряды ВСУ возрастает.
Почти половина участвовавших в опросе дезертиров заявили, что они склонны вернуться в армию. Однако при этом они заявили, что сделали бы это в случае реформирования вооруженных сил.
Отсутствие мобилизации
У Украины проблемы с мобилизацией. "Мобиков" явно не хватает. Необходимость мобилизации не менее полумиллиона человек обсуждалась уже в 2023 году. Некоторые эксперты считают, что украинское руководство боится потерять поддержку населения, если пойдет на непопулярные меры. Руководство страны, в свою очередь, утверждает, что полмиллиона новобранцев не получится обеспечить всем необходимым. Правительство также указало на ограниченные возможности учебных центров.
Сегодня в некоторых экспертных и военных кругах говорят, что, если Украина хочет быть готовой к возможному повторению российской операции, ей придется пойти по пути Израиля, где подавляющее большинство населения подлежит обязательному призыву и мобилизации.
В этом контексте следует напомнить, что в рамках мирных переговоров Российская Федерация настаивает на так называемой демилитаризации Украины. Это идет в разрез с тем, о чем говорят на Украине.
"Когда я говорю об условиях службы в армии, я имею в виду, что государство должно понимать – каждый человек в этой стране должен иметь возможность держать оружие в руках, чтобы заменить солдата в окопе. Потому что только тогда, гранича с Россией, мы сможем существовать как государство", – сказал недавно в интервью Радио Свобода** солдат и активист Сергей Гнездилов.
В прошлом году Гнездилов был одним из тех, кто обратил внимание на ранее игнорируемую проблему дезертирства — он сам самовольно оставил свою часть и открыто признался в этом в социальных сетях. В качестве причины своего ухода он назвал тот факт, что правительство в течение трех лет так и не смогло предпринять шаги для демобилизации тех, кто служит без перерыва с 2022 года. Гнездилов был задержан, даже провел несколько месяцев под арестом. В итоге он вернулся в свое подразделение.
В случае демобилизации 100 тысяч людей могут покинуть ряды ВСУ
Хотя необходимость демобилизации и ротации военных активно обсуждаются, законопроект по этим двум вопросам остается под сукном Министерства обороны Украины.
Закон не был окончательно одобрен ключевым институтом – самой украинской армией. Дело в том, что заменить тех, кому закон разрешил бы демобилизоваться после 36 месяцев службы, некому.
По данным газеты "Украинская правда", со ссылкой на источники в парламенте, если Верховная Рада одобрит такой закон, то на дембель могут уйти до 108 тысяч военнослужащих, в том числе 14 тысяч офицеров.
Часть солдат, которые находятся на фронте с начала военного конфликта, также выступает против демобилизации. Они утверждают, что уход такого большого количества людей, которые, кроме всего прочего, имеют за спиной три года боевого опыта и стали настоящими профессионалами, может привести к краху фронта.
"У нас пустые окопы. О какой демобилизации может идти речь? У нас даже нет людей для банальной ротации", – сказал "Украинской правде" высокопоставленный офицер ВСУ.
По словам Владимира Зеленского, в 2024 году страна могла мобилизовать 30 тысяч солдат ежемесячно. Однако, согласно "Украинской правде", эта цифра отражает ситуацию лишь в первые месяцы после принятия закона о мобилизации весной 2024 года.
Этот закон, в частности, снизил мобилизационный возраст с 27 до 25 лет, согласно ему мужчины мобилизационного возраста обязаны обновлять свои персональные данные. Однако, несмотря на эти меры, темпы мобилизации на Украине явно снизились.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская, прим. ред.
** СМИ, выполняющее функции иноагента в РФ, прим. ред.
Автор: Станислава Харкотова (Stanisława Harkotowa)