
Выпускники школ, которые планируют учиться на технических специальностях, в первую очередь выбирают IT-направления, а не классические инженерные факультеты, отметил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов на Всероссийском форуме учителей естественно-научных предметов. Кроме того, по его словам, пока всё еще «недостаточно» абитуриентов, которые сдают эти предметы профильного уровня выше, чем на 60 баллов. Министр просвещения Сергей Кравцов заверил, что интерес школьников к естественно-научным дисциплинам растет: сейчас их углубленно изучают около 800 тыс. учеников — на 41% больше, чем в предыдущем учебном году. Как предлагали популяризировать естественно-научные направления — в материале «Известий».
Мало будущих инженеров
В России пока недостаточно выпускников школ, которые сдают профильную математику и физику больше чем на 60 баллов, сказал ректор МФТИ Дмитрий Ливанов на пленарной сессии Всероссийского форума учителей естественно-научных предметов.
— Технологическое развитие страны невозможно без качественного повышения уровня работы школ и учебных заведений для подготовки инженеров, — сказал он. — Основное, что сегодня вызывает беспокойство и над чем мы работаем, — школьников, которые изучают, выбирают в 10–11-м классе предметы естественного научного цикла, недостаточно.
Он напомнил, что в 2018–2019 годах около 130 тыс. старшеклассников ежегодно выбирали экзамен по физике, но за последние 6–7 лет их количество упало до 80 тыс. Только в 2025-м впервые удалось переломить тренд: число выбравших экзамен по этим направлениям выросло.
— В этом году боле 90 тыс. учеников выбрали экзамен по физике, но мы с вами понимаем, что мы еще пока даже до уровня 2018–2019 годов не дошли. Мы понимаем, что нужно очень серьезно двигаться вперед, — отметил Дмитрий Ливанов.
Еще в 2022 году Владимир Путин, выступая на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам, констатировал: России не хватает квалифицированных инженеров, а ресурсы советского периода давно исчерпаны. А в феврале 2025-го президент России на заседании Совета по науке и образованию (было посвящено вопросам обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами) заявил: «Цель поставлена предельно конкретно: в области технологического развития Россия должна быть конкурентоспособна по ключевым направлениям».
— Для этого нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования, — сказал он и призвал наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками. — Прежде всего речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров — от школы до университета.
Тогда же президент подчеркнул, что необходимая база знаний математики и естественных наук формируется в школе, причем уже в 5–9-х классах. Он добавил, что сейчас ученики зачастую уже в самом начале обучения теряют интерес к естественно-научным предметам, и предположил, что одна из причин — в содержании программ начальной и основной школы. Также президент отметил, что в последние пять лет число участников ЕГЭ, выбирающих профильные математику и физику, сокращается.
— Число сдающих ЕГЭ по информатике увеличилось. Это действительно так, примерно на 8%, но сокращение сдающих по математике и физике составило примерно 14%. То есть где-то между восьмью и 14 все-таки потери для математики, физики, для этих наук оно все-таки больше, куда-то она подевалась, эта разница. Это надо иметь в виду, — сказал он.
Как заявил Дмитрий Ливанов на форуме, нынешних школьников недостаточно мотивируют для освоения инженерной специальности, в том числе и в семье. По его словам, дети и их родители видят успешную картинку в области IT и упускают из виду инженерную деятельность.
— Поэтому важно создавать правильный публичный образ и мотивировать зарплатными ожиданиями, — подчеркнул ректор МФТИ.
Тем не менее еще недавно, чтобы поступить на инженерную специальность, достаточно было сдать профильную математику и информатику, напомнила «Известиям» профессор ВШЭ Ирина Абанкина. Но два года назад физику сделали обязательным предметом для таких факультетов, и число выпускников, сдающих профильный экзамен, выросло. Кроме того, мест на инженерные специальности также стало больше.
— Поэтому ребята стараются сдать профильный предмет, и, с одной стороны, мы увеличили масштаб подготовки, но с другой — стало поступать больше выпускников со слабыми баллами, — подтвердила она. — А ребята, поступившие на инженеров со слабыми баллами, часто не заканчивают обучение. Отчислений много — более 30% после первого и второго курсов инженерных и технических специальностей. Уровень их подготовки недостаточный, чтобы закончить обучение на выбранных направлениях.

А гендиректор Корпоративной академии «Росатома» Юлия Ужакина заявила, что если нынешние школьники не придут в будущем работать в «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», в IT-компании, это скажется на технологическом развитии страны.
— У нас не будет космической связи, у нас не будет атомной энергетики. «Росатом», например, отвечает за создание квантового компьютера в РФ. Кроме того, нам нужно до 2030 года Северный морской путь сделать окончательно нашим. Нам нужно до 25% увеличить атомную генерацию в нашей стране, — подчеркнула она.
Эксперт привела в пример 1950–1960 годы, на которые пришелся бум инженерной профессии.
— Потому что страну нужно было восстанавливать. А сейчас исторический момент действительно очень похожий, — отметила она.
Юлия Ужакина сообщила, что любой компании крайне важно нанимать молодых специалистов — именно они вдохновляют на прорывные идеи. По ее словам, отрасли необходимо хотя бы 30% молодых кадров, а рынок труда сейчас может предложить не более 20%.
— У нас очень большая потребность в выпускниках, — сказала она.
Как меняется естественно-научное образование
Министр просвещения Сергей Кравцов, открывая форум, отметил, что развитие инженерного образования — одно из приоритетных направлений.
— По поручению президента России мы завершили формирование единого образовательного пространства, утверждены единые федеральные программы, по которым работают все школы, — рассказал он. — Принят комплексный план мероприятий повышения качества математического и естественно-научного образования, совершенствуются содержание образования, методики преподавания. Мы видим, что ребята интересуются естественно-научными предметами.
По его словам, в 2024/25 учебном году на углубленном уровне программы по ним осваивают 800 тыс. школьников, рост по сравнению с предыдущим учебным годом составил 41%. А в колледжах 54% студентов обучаются на программах инженерной и естественно-научной направленности.
С предыдущего учебного года наблюдается увеличение количества участников, выбирающих для сдачи ЕГЭ естественно-научные предметы, сказал Сергей Кравцов. Так, физику выбрали на 8,6% выпускников больше, химию — на 5,9%, биологию — на 5,3%.
— Продолжается подготовка государственных учебников по естественно-научным предметам. Эта работа ведется совместно с Российской академией наук, — сказал министр. — Стоит задача синхронизовать курсы математики, физики, химии, биологии, сформировать межпредметные связи.

А заместитель министра просвещения Ольга Колударова напомнила, что комплексный план повышения качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года предусматривает включение этих дисциплин в перечень обязательных при поступлении в вузы по педагогическим направлениям, развитие целевого обучения, а также разработку единых подходов к системе оплаты труда педагогических работников.
— Запланировано также ежегодное повышение квалификации 35 тыс. учителей естественно-научного профиля, — сказала она.
До 2030 года пройдет обучение 210 тыс. педагогов, добавила она. Кроме того, планируется построить 12 передовых общеобразовательных организаций, в которых будет предусмотрено углубленное изучение математики, информатики и естественно-научных предметов.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: