Театральный саммит? Индия напряглась и ждет итогов встречи Трампа и Си

ИноСМИ 2 часов назад 15
Preview

Многие опасаются, что Трамп может пожертвовать интересами Тайваня или других азиатских стран ради заключения соглашения с Китаем. Однако признаки, проявившиеся во время азиатского турне Трампа, свидетельствуют как о последовательности, так и о корректировках.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Завтра в Пусане состоится встреча президента США Дональда Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином, которая станет завершающим аккордом его бурного турне по Азии. Большая часть Азии, включая Индию, готовится к тому, что может стать новой главой в самых значимых двусторонних отношениях современности.

На протяжении почти столетия динамика отношений между США и Китаем определяла геополитику Азии, формируя региональный баланс и вынуждая такие страны, как Индия, постоянно пересматривать свою позицию. Каждый этап в их отношениях имел волновой эффект на весь регион. Индия часто сталкивалась с трудностями, пытаясь идти в ногу с этими изменениями. Эта проблема может усугубиться, если Трамп и Си попытаются перезагрузить свои напряженные отношения.

Отношения между США и Китаем сформировались в 1930-х годах на фоне агрессии имперской Японии. Вашингтон поддержал националистическое правительство Чан Кайши, предоставив ему помощь и введя эмбарго против Токио, а во время Второй мировой войны Китай и США стали союзниками. Индия, сочувствуя борьбе Китая, оказалась разделенной: Ганди отклонил просьбу Чан Кайши о сотрудничестве, уделив приоритетное внимание борьбе Индии против британского правления; Субхас Чандра Бос обратился за помощью к Японии, а индийские коммунисты встали на сторону союзников, подчеркивая опасность фашизма. Внутреннее разделение Индии стоило ей роли в формировании послевоенного порядка, поскольку Китай, стоявший на стороне победивших союзников, получил постоянное место в Совете Безопасности ООН, а Индия осталась в стороне.

Партнерство между Вашингтоном и Пекином, сложившееся в военное время, рухнуло после 1949 года, когда к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. США отказались признать Китайскую Народную Республику, поддержали Чан Кайши на Тайване и смотрели на Китай через призму соперничества в холодной войне. Корейская война усугубила вражду, и Вашингтон создал сеть сдерживания, заключив союзы с Японией, Южной Кореей и другими странами. Индия, напротив, выступала за включение Пекина в мировой порядок — даже ценой ухудшения отношений с Америкой.

Провал США: железная воля Путина не прогнулась под "жесткие" условия Запада

Разрыв в китайско-индийских отношениях в конце 1950-х годов не сблизил Дели с Вашингтоном. Вместо этого Индия обратилась к Москве, а Пекин начал заигрывать с Вашингтоном. Визит Ричарда Никсона в Пекин в 1972 году, которому способствовала тайная дипломатия, привел к подписанию исторического Шанхайского коммюнике, заложившего основу для нормализации отношений. Китай под руководством Дэн Сяопина воспользовался возможностью интегрироваться в мировую экономику. Американский капитал, китайская рабочая сила и глобальные рынки породили то, что историк Нил Фергюсон назвал "Кимерикой" — слияние американских финансов и китайского производства, которое на протяжении десятилетий стимулировало глобальный рост. Индия, по-прежнему настороженно относящаяся к Западу, упустила эту волну.

Распад Советского Союза в 1991 году вынудил Дели переориентироваться. Индия наладила отношения как с США, так и с Китаем и приступила к экономическим реформам. Однако подъем Китая был более быстрым и масштабным. Несмотря на улучшение отношений с Вашингтоном, Индия не решалась отказаться от старого подхода, заключавшегося в "балансировании" США за счет России и Китая.

Четвертый этап начался, когда Вашингтон перешел от сотрудничества к конкуренции. К 2017 году США официально объявили Китай стратегическим соперником. За этим последовали торговые войны, технологические ограничения и промышленное отделение. США стремились перестроить цепочки поставок, ужесточить экспортный контроль и укрепить альянсы — от Японии и Австралии до АСЕАН и Индии. Китай, уверенный в своей новой мощи, решил бросить вызов гегемонии США в Азии. Его напористость — в Южно-Китайском море, в Тайваньском проливе и на границе в Гималаях — вызвала беспокойство у соседей. Между тем, Вашингтон расширил сотрудничество с Индией до беспрецедентного уровня: снял технологические ограничения, углубил сотрудничество в области обороны и продвигал совместные индо-тихоокеанские инициативы, такие как "Четырехсторонний диалог по безопасности".

Однако в Дели по-прежнему реагировали нерешительно. Обеспокоенная страхом "попасть в ловушку" американского альянса, Индия проявляла чрезмерную осторожность. Несмотря на агрессию Китая на границе, в Дели не хотели в полной мере использовать поддержку США для преодоления растущего неравенства сил с Пекином. Теперь, когда Трамп и Си встречаются в Пусане, некоторые в Дели опасаются, что новое сближение США и Китая может отодвинуть Индию на второй план. Старый страх "попадания в ловушку" превратился в опасения "брошенности". Однако пока преждевременно предполагать, что между Вашингтоном и Пекином скоро будет заключена крупная сделка. Ожидается, что Трамп и Си объявят о перемирии в торговой и технологической войне, что станет хорошей новостью для мировых рынков, но перемирие — это еще не мир. Структурные противоречия между Вашингтоном и Пекином слишком глубоки, чтобы исчезнуть в одночасье.

Многие опасаются, что Трамп может пожертвовать Тайванем или другими азиатскими интересами ради соглашения с Китаем. Однако признаки, проявившиеся во время азиатского турне Трампа, указывают на преемственность, а не на перемены. Он подтвердил поддержку AUKUS и "золотого века" союза США и Японии, пообещал долгосрочное партнерство с АСЕАН и обнародовал планы по снижению зависимости от китайского сырья. Такие шаги указывают на то, что Вашингтон скорее оттачивает, а не меняет свою стратегию в отношении Китая.

Внутри США продолжаются дебаты: следует ли Америке сосредоточиться на своем полушарии, уделять приоритетное внимание торговле, а не геополитике, или удвоить усилия по сдерживанию Китая? Ответ на этот вопрос определит следующий этап соперничества между США и Китаем, а также будущее Азии.

Для Дели разумно предположить, что США и Китай будут колебаться между конфронтацией и примирением, но структурное соперничество сохранится. Новым фактором стало то, что Пекин сегодня является сверхдержавой, что знаменует собой новый этап в современных международных отношениях в Азии.

Взаимодействие между США и Китаем, как и в случае с разрядкой в холодной войне между США и Советским Союзом, не заканчивает конкуренцию, а лишь направляет ее в определенные русло. Для Индии урок ясен: ни паника, ни самоуспокоенность не отвечают ее интересам. В Дели должны внимательно следить за взаимодействием США и Китая, но не поддаваться влиянию театральных саммитов. По мере того как растет дефицит власти Дели по сравнению с Пекином, а взаимодействие США и Китая меняет облик Азии, стратегическое колебание перестает быть приемлемым вариантом.

Вместо этого Индия должна усилить влияние путем более глубоких экономических реформ, модернизации оборонной промышленности и разработки более последовательной технологической стратегии. Как и китайский лидер Дэн, индийское руководство понимает, что США являются наиболее ценным внешним партнером в ускорении национальных преобразований.

На протяжении четверти века США проявляли инициативу в сближении с Индией. Даже незначительная перезагрузка в отношениях между США и Китаем означает, что Дели должен быть более активным в стабилизации и развитии отношений с США. Одновременно с этим Индии следует активизировать усилия по ограничению конфронтации с Пекином и расширению пространства для двустороннего сотрудничества.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'