Президент США Дональд Трамп высказал поддержку законопроекту ряда конгрессменов, который предполагает введение вторичных санкции в размере 500% против стран, закупающих у РФ нефть, газ и уран. Прежде всего, пошлины могут затронуть Китай и Индию. Подобные ограничения способны ударить по экономике самих США, в то время как партнеры России, уже наладившие каналы обхода санкций, вряд ли откажутся от торговли с нашей страной, считают эксперты. О том, как Вашингтон продолжаю давить на Москву после переноса встречи двух президентов, и опасны ли новые тарифы, — в материале «Известий».
Почему Трамп поддержал введение вторичных санкций
Дональд Трамп поддержал идею импортных пошлин в размере 500% в отношении торговых партнеров России. В настоящий момент этот законопроект рассматривается в сенате США. Если обе палаты конгресса (и сенат и палата представителей) одобрят инициативу, то глава Белого дома будет готов его подписать.
— Я слышал об этом, и меня это устраивает. Республиканцы вносят законопроект, который предусматривает очень жесткие санкции в отношении любой страны, которая ведет бизнес с Россией. Они также могут включить туда Иран, — заявил президент США.
Инициатива сената предусматривает тариф в 500% на импорт из стран, покупающих российскую нефть, нефтепродукты, природный газ или уран. Таким образом, вторичные санкции направлены не на прямую торговлю США с Россией, а на тех, кто активно торгует как с Москвой, так и Вашингтоном. То есть, если Китай или Индия покупает российскую нефть, на их товары, поставляемые в США, могут наложить пошлины в размере тех самых 500%. В законопроект, помимо прочего, включен и запрет гражданам США покупать российские государственные облигации. В Штатах совокупность подобных мер считают «сокрушительной» для российской экономики.
При этом упоминание Трампом Ирана выглядит странным и не до конца понятным. Есть два вариант. Первый — Трамп дал понять, что тариф в 500% на импорт будет введен и против Ирана. Но Тегеран и Вашингтон почти не торгуют друг с другом. В 2024 году товарооборот между ними составил всего $838,4 млн. В этом случае речь идет о том, что Трамп пытается запугать пошлинами остальные страны, включая Иран, сказал «Известиям» научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
— Это по сути продолжение «политики максимального давления» на Иран. Если меры будут предприняты, они будут носить скорее символический характер, чтобы показать, что сотрудничество с Ираном возобновлено не будет, — заявил «Известиям» вотоковед Леонид Цуканов.
Второй вариант — Трамп угрожает Тегерану тем, что будут введены вторичные тарифы и против тех, с кем торгует Иран. То есть, что его ожидают еще более жесткие рестрикции, нежели действуют сейчас.
О каком законопроекте идет речь
Речь идет о законопроекте, который еще весной разработали в конгрессе при активном участии союзника Трампа, сенатора-республиканца от Южной Каролины Линдси Грэма. В мае он заявил, что 72 конгрессмена готовы поддержать его инициативу, если Россия не согласится начать мирные переговоры с Украиной.
— Цель — помочь президенту. Когда президент Трамп сочтет, что мы зашли в тупик [в вопросе урегулирования украинского конфликта], тогда ждите действий, — уточнил сенатор.
По его мнению, в конечном итоге России придется выбирать между прекращением конфликта или «разгромом» российской экономики.
Сейчас Дональд Трамп вспомнил об этом законопроекте, чтобы использовать его в качестве угрозы и давления на Россию, отметил в разговоре с «Известиями» член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
При этом о том, что санкционные рычаги давления на РФ исчерпали себя, говорят уже не только в Кремле, но в самом Белом доме. Так, госсекретарь США Марко Рубио заявил по итогам совещания глав МИД стран «Большой семерки» (G7), что у США заканчиваются цели, в отношении которых можно ввести ограничения. «Не знаю, что еще нужно сделать», — сказал он.
Российская сторона отмечала, что отечественная экономика уже долгое время работает в условиях санкций и успела выработать к ним иммунитет.
— Будем смотреть, как идет этот законопроект, и будем смотреть, о каких деталях там пойдет речь. Мы, конечно, к этому отнеслись бы крайне негативно, — сказал уже 17 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Законопроект Грэма может негативно отразиться как на экономике США, так и на авторитете самого американского президента, говорит Безпалько.
— Во-первых, это лишь усилит недоверие к американскому государству, к политике Трампа, и к Трампу лично. Во-вторых, это ускорит деление мира на зоны влияния, потому что те, кто Трампу не подчинялся, они и так ему подчиняться не будут. А те, кто подчинялся, они и так давно вошли в русло санкционной американской политики против России, — считает эксперт.
Ранее издание Politico писало, что на практике инициатива может нарушить связи США с основными торговыми партнерами. В частности, тарифы в 500% на китайские товары приведут к резкому росту цен, нарушат цепочки поставок и могут привести к росту безработицы в США и резкой остановке торговли с Китаем, что навредит самим американцам.
В октябре лидер республиканцев в Сенате Джон Тьюн заявил, что рассмотрение инициативы поставлено на паузу до встречи Трампа с Путиным в Будапеште. Однако позднее в Белом сообщили об отмене встречи, а в Кремле пояснили, что ее решили отложить. При этом в настоящее время РФ и США продолжают контакты по организации встречи и украинскому урегулированию, сообщил 16 ноября помощник президента РФ Юрий Ушаков.
Последние заявления Трампа о поддержке законопроекта могут остаться в воздухе так же, как и целый ряд его предыдущих высказываний, считает Богдан Безпалько. Он напомнил, что своей риторикой глава Белого дома работает как на внутреннюю аудиторию, так и на европейцев, которые ждут от него подобных шагов. При этом благодаря диалогу, который ведут обе стороны, в Вашингтоне понимают, что в крайнем случае Москва может ответить симметричными санкциями, полагает эксперт.
Чем законопроект грозит России
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, возможны два сценария развития событий. Жесткий — если тарифы в 500% заработают против всего импорта Китая, Индии и других стран-партнеров России в США, и базовый — если эти тарифы будут введены выборочно, на отдельные категории товаров.
При базовом сценарии можно ожидать некоторого сокращения внешнеторговорого оборота России в 2026 году — примерно на 4–6%, полагает Владимир Чернов. Это произойдет из-за скидок, которые российские поставщики предложат своим партнерам, перестройки схем поставок и проблем с расчетами. При том, что в 2025 году внешнеторговый оборот РФ прогнозно составит порядка $650–670 млрд, в 2026-м при таком сценарии он может снизиться до $620–640 млрд, прогнозирует эксперт.
Если США выберут жесткий сценарий введения вторичных санкций, не исключено и большее падение, так как крупные китайские и индийские компании могут стать осторожнее при заключении и проведении сделок с Россией. В таком случае российский внешнеторговый оборот в 2026 году может снизиться примерно до $580 млрд, не исключает Владимир Чернов.
Впрочем, Америка уже неоднократно грозилась ужесточить меры против стран-партнеров России. Однако многие страны не захотели менять свои торговые связи под давлением, отказывались следовать внешнему политическому вектору, который противоречит их экономическим интересам, отметил вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер.
В 2024 году на Китай пришлось $244,8 млрд товарооборота РФ, на Индию — $70,6 млрд, напомнил ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Это не те страны, которые легко откажутся от выгодного сотрудничества. Нью-Дели закупает у Москвы в основном энергоносители (85% экспорта — нефть и уголь), а поставляет лекарства, продукты питания и электронику. Пекин же берет нефть, газ, металлы и удобрения, отдавая машины и оборудование. Эти государства выстроили с РФ взаимовыгодные цепочки, которые работают в обход западных санкций уже три года, подчеркнул он.
Владимир Чернов также считает, что даже в случае принятия американского законопроекта, Китай и Индия продолжат закупки, однако сократят официальные объемы и частично переведут поставки в серые схемы и работу через посредников.
По данным ЦБ на 15 ноября, курс доллара составил 81,12 рублей. Среднесрочно нацвалюта может ослабеть из-за ослабления притока валюты в страну на фоне падения экспорта, обратил внимание аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Удерживать курс в более-менее стабильной форме могут только высокие ставки Банка России, полагает он. Как полагают опрошенные «Известиями» эксперты, к концу года курс рубля может составить порядка 86 за доллар.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: