Сокращение войск США в Европе — победа Путина и поражение Запада

ИноСМИ 7 часов назад 16
Preview

Прошедший две недели назад саммит НАТО в Гааге оправдал скромные ожидания союзников. Опасения, что президент США Дональд Трамп дестабилизирует привычных ход событий, заставили лидеров альянса значительно сократить программу, исключив сложные обсуждения по таким вопросам, как поддержка Украины, отношения НАТО с Россией и российская политика в Европе.

Брюссель все решил: ЕС выдаст ВСУ миллиарды, чтобы они уничтожили Россию

Однако саммит завершился историческим соглашением большинства союзников (за исключением Испании) увеличить военные расходы до 5% ВВП в течение следующих десяти лет: 3,5% — на основные военные нужды плюс 1,5% — на укрепление гражданской инфраструктуры и общей устойчивости. Это обязательство, наряду с лестью генсека НАТО Марка Рютте в адрес Трампа, помогло президенту США придерживаться заранее подготовленного сценария и сохранить единство альянса. Более того, Трамп, похоже, покинул Гаагу с новообретенным уважением к членам НАТО, заявив журналистам: "Эти люди действительно любят свои страны. Это не обман, и мы здесь, чтобы им помочь".

Однако облегчение союзников может оказаться недолгим. Позитивные заголовки, последовавшие за саммитом, скрывают надвигающуюся бурю по ту сторону Атлантики. Администрация Трампа проводит масштабный пересмотр военной стратегии, результаты которого будут обнародованы в конце лета или начале осени. Этот процесс может кардинально изменить глобальное присутствие американских войск. Если он приведет к значительному и быстрому сокращению контингента США в Европе — о чем официальные лица администрации уже заявляли публично, — альянс станет уязвимее к дальнейшей агрессии России.

Европа активизирует усилия, а военные бюджеты растут, но наращивание производства и создание потенциала, который сейчас обеспечивают США, потребует времени. Вашингтон может посчитать оправданным переброску части сил из Европы в Азию для противодействия растущим угрозам со стороны Китая. Однако такое решение необходимо тщательно спланировать: американские войска должны оставаться на месте до тех пор, пока европейцы не смогут восполнить пробелы и сохранить надежный сдерживающий фактор против России. Любое сокращение необходимо согласовывать с военными структурами НАТО, а союзники должны заранее договориться о компенсации утраченных возможностей. В противном случае президент России Владимир Путин попытается воспользоваться ослаблением альянса.

Тревожные сигналы

Политические заявления, сопровождающие пересмотр военной стратегии США, лишь усиливают опасения европейских союзников относительно резкого сокращения американского присутствия. Выступая в феврале на своей первой встрече с министрами обороны НАТО, глава Пентагона Пит Хегсет подчеркнул, что Европа перестала быть приоритетом для администрации Трампа, и в свете "стратегических реалий" европейские лидеры должны "взять на себя основное бремя ответственности за оборону континента".

Эти слова резко контрастируют с его же майскими заявлениями в Сингапуре, где он назвал Индо-Тихоокеанский регион "приоритетным театром" для США. Публикации о временной Стратегии национальной обороны на 2025 год (которую в конце года должна заменить полноценная стратегия) указывают на то, что Пентагон планирует наращивать военное присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе за счет перераспределения ресурсов из других зон, включая Европу, и принятия на себя бо́льших рисков в этих районах. Даже посол США в НАТО Мэттью Уитакер (Matthew Whitaker) заявил в мае, что Вашингтон "больше не намерен терпеть" задержки в сокращении своего присутствия в Европе.

Отношение администрации Трампа к России также усиливает опасения союзников по НАТО относительно приверженности США Европе. Трамп не спешит называть Россию угрозой, предпочитая отзываться о Путине как о "хорошем парне" и открыто заявляя о своем стремлении нормализовать отношения с Москвой. Высокопоставленные американские чиновники также преуменьшают угрозу со стороны Путина для Европы. Спецпосланник Трампа на Ближнем Востоке Стив Уиткофф, курирующий дипломатические контакты с Москвой, в мартовском интервью консервативному телеведущему Такеру Карлсону назвал "нелепыми" предположения, что Россия "пойдет маршем на Европу" — намеренно упрощенный аргумент, призванный показать, что европейские оценки российской угрозы преувеличены. Союзники по НАТО планировали представить стратегию по России для утверждения на июньском саммите, но отложили ее, опасаясь несогласия Трампа.

Даже если Москва не пойдет маршем на Европу, то все равно останется угрозой для НАТО. Российская армия, несмотря на недостатки, уже не та неорганизованная сила, какой начинала полномасштабные боевые действия на Украине более трех лет назад. С февраля 2022 года Путин преобразовал экономику и военную машину России для поддержки затяжного противостояния. В 2025 году военные расходы Москвы составят 7,7% ВВП — на 12% больше, чем в 2024-м. Оборонная промышленность работает на полную мощность. Как заявил Рютте в Чатэм-Хаус в июне, "факты очевидны: Россия способна в течение пяти лет подготовиться к применению военной силы против НАТО". Схожие выводы делают и европейские разведки. Вашингтон не может позволить себе быстро сокращать присутствие в Европе именно в тот момент, когда Россия готовится к новой операции.

Время против Европы

С момента основания НАТО в 1949 году альянс всегда чрезмерно зависел от военных возможностей США. После холодной войны, когда большинство европейских стран значительно сократили оборонные бюджеты, эта зависимость лишь усилилась. Также США снизили расходы на оборону и уменьшили контингент в Европе с примерно 300 тыс. военных во время холодной войны до около 100 тыс. сегодня (включая дополнительные 20 тыс., развернутые после начала российско-украинского конфликта в 2022 году). Несмотря на сокращение численности, американские возможности остаются ключевыми для оборонительных планов, командования и управления, а также моделей сил НАТО. Сейчас армия США поддерживает силы альянса на границе с Россией в Прибалтике и Румынии, а также содержит постоянные базы в Германии и Польше. В Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Польше размещены армейские резервы (Army Preposition Stocks) для быстрого оснащения подкреплений, прибывающих по воздуху. ВМС США держат шесть эсминцев класса "Иджис" на базе в испанской Роте для поддержки ПРО НАТО и выполнения других задач в европейских водах, включая патрулирование Балтийского моря. ВВС США располагают боевыми и вспомогательными эскадрильями на базах союзников — от авиабазы Инджирлик в Турции до объектов в Германии, Италии, Испании, Великобритании и на Азорских островах.

Если американские боевые возможности исчезнут из оборонных планов НАТО, Европа не сможет быстро восполнить пробелы, создав уязвимости, которыми Путин непременно воспользуется. Например, разведывательные, наблюдательные и рекогносцировочные платформы (ISR) США критически важны для отслеживания российской активности. Их вывод лишит альянс защиты от гибридных атак, таких как диверсии на подводные кабели, радиоэлектронное подавление и кибератаки. Сокращение этих ресурсов к тому же затруднит раннее предупреждение о нападениях и снизит способность НАТО выбирать и поражать цели в случае конфликта. Специалисты, обрабатывающие и анализирующие разведданные (многие из них — американцы), обладают уникальными навыками, и их быстрое замещение невозможно.

Европа также сильно зависит от американских танкеров для дозаправки в воздухе, тяжелых транспортных самолетов и других "стратегических возможностей", необходимых для переброски сил и снабжения войск разведданными. Несмотря на прогресс в закупке вооружений, европейские союзники пока не смогли в достаточной мере развить эти ключевые направления. В результате НАТО столкнется с трудностями при быстрой передислокации войск и техники в кризисной ситуации — как это было после начала боевых действий на Украине, когда некоторые союзники полагались на США для переброски своих сил в Восточную Европу. Сокращение американского присутствия также усугубит нехватку систем ПВО и ПРО, оставив войска и страны в зоне досягаемости российских ракет и дронов без защиты.

Другие критически важные возможности — системы высокоточных ракет HIMARS, запасы управляемых боеприпасов и передовые дроны — также окажутся под угрозой в случае преждевременного вывода американских сил. Один из ключевых факторов сдерживания России — способность НАТО поражать высокоприоритетные цели в глубоком тылу. Потеря ракет дальнего радиуса действия резко ослабит этот фактор и повысит уязвимость Европы в случае атаки. Эти пробелы взаимосвязаны: американские подразделения составляют основу тылового обеспечения европейских армий, включая медицинские и логистические службы, а также специалистов в сфере киберпространства, космоса и радиоэлектронной борьбы. Даже при росте оборонных расходов переход этих функций к европейцам займет не менее десятилетия.

Игра с огнем

Кремль, скорее всего, сочтет резкое сокращение американского присутствия в Европе как блестящей возможностью. Москва давно стремится ослабить НАТО, считая ее крах ключевым шагом к восстановлению статуса России как глобальной державы. В краткосрочной перспективе Кремль использует любой отход США, чтобы усилить тревогу европейцев по поводу "предательства" Вашингтона. На фоне ощущения уязвимости Москва усилит методы принуждения, запугивая население и вынуждая правительства идти на уступки.

Осознавая слабости обычных сил НАТО, Россия, скорее всего, начнет действовать более рискованно в продвижении своих интересов. Путин может решить, что сокращение американского присутствия вынудит Запад делать выбор в пользу деэскалации, создав благоприятные условия для все более дерзких действий. Более того, Россия традиционно считает европейцев зависимыми от Вашингтона и неспособными на самостоятельные действия. Если США быстро сократят контингент, Москва может решить, что единство Европы рухнет, что подтолкнет Путина к переоценке возможностей России в достижении своих целей.

В ближайшей перспективе Путин, вероятно, активизирует "гибридные" операции в Европе вроде диверсий на подводные кабели. При сокращении американских разведывательных ресурсов европейским странам будет сложнее обнаруживать и доказывать причастность Москвы, что позволит ей действовать безнаказанно. Помимо гибридных атак, Россия может решиться на ограниченные военные действия. Более медленная реакция НАТО из-за сокращения американских сил может убедить Путина в успехе операции по захвату территории — например, в одной из стран Прибалтики или на норвежском архипелаге Шпицберген, — после чего ядерные угрозы и шантаж заставят альянс смириться со свершившимся фактом. Нехватка ПВО и ПРО, а также вывод ракет дальнего радиуса действия затруднят быструю и скоординированную оборону, подорвав доверие к НАТО и кардинально изменив европейский порядок безопасности.

Доктор "Искандер" вылечил патологическую ложь США. Украина наконец смирилась с неизбежным

Россия никуда не исчезнет, а наращивание потенциала Европы потребует времени. Если США действительно планируют сократить военное присутствие в Европе, для сохранения обороноспособности НАТО будет недостаточно просто уведомить альянс о предстоящих изменениях. Чтобы избежать катастрофических последствий, союзники должны уже сейчас начать закупки для восполнения будущих пробелов. Военным структурам НАТО необходимо время для пересмотра планов обороны, а страны с соответствующими возможностями должны взять на себя обязательства по замещению утраченных функций.

Сокращение присутствия в момент наращивания российской военной мощи и до готовности Европы к самообороне придаст Кремлю уверенности и повысит риск новой войны — на этот раз при администрации Трампа. Лучший способ предотвратить конфликт — гарантировать, что Москва никогда не осмелится его начать. А для этого Вашингтон с европейскими партнерами должны разработать план безупречно синхронизированного перехода полномочий к европейским партнерам. США обязаны заранее предупредить союзников о будущих пробелах — задолго до их появления.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'