Семейный заговор: люди за взятки упекают близких в психушку ради денег

РЕН ТВ 10 часов назад 14
Preview

РЕН ТВ

Типичная палата британской клиники для душевнобольных в XVIII веке выглядела весьма примечательно: пациента могли подвесить на веревках за грудь. И, надо признаться, такая лечебная процедура была не слишком приятной. Кстати, оказаться там могли не только люди, страдающие от тяжелых недугов, но и богачи-аристократы. Родственники за огромные взятки сдавали их туда, чтобы завладеть имуществом. Врачи поставили преступный бизнес на поток, пока схема не вскрылась и не разразился грандиозный скандал. А где за пребывание в клинике для умалишенных пациенты получали деньги? И кто придумал в прямом смысле выбивать у душевнобольных дурь из головы?

Подробнее – в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Посидел в психбольнице – получил деньги: "медицинские центры" Багдада в X веке

Приятные беседы, плавание в бассейне, прогулки, живая музыка, а в конце еще и деньги дают! Ну просто санаторий-профилакторий! А ведь так проводили время пациенты психиатрической лечебницы в Багдаде. В X веке в столице Арабского халифата было место, где душевнобольным и вправду лечили душу.

"Все-таки, наверное, если современным языком говорить, это были некие медицинские центры. Потому что там, с одной стороны, у нас проходит и лечение пациентов, в том числе и душевнобольных, и, с другой стороны, тут же проходит обучение будущих медиков", – отметил кандидат исторических наук Павел Балдин.

Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Собственно, поэтому пациенты и получали финансовое вознаграждение. По сути, они становились "подопытными", пусть и по доброй воле.

Оплеуха против "дури": как выглядел первый британский сумасшедший дом

Они не больные. А одержимые бесом. Дурь нужно выбивать из головы хорошей оплеухой. А тех, кто буянит, окатывать ледяной водой, пусть их пыл поугаснет. Такими принципами руководствовался персонал британской лечебницы Святого Вифлеема – первого сумасшедшего дома в Европе.

"В этих маленьких, чуть ли не крошечных, помещениях многие были просто прикованы цепью к стене. Некоторые просидели там не один год и даже не пять, а чуть ли не десять лет. Прикованный, допустим, за шею, он был прикован к стене. А кто его расковывал? Значит, все отходы жизнедеятельности организма – это все было здесь. Он же не мог никуда идти. То есть вы можете представить себе, какая была жуткая антисанитария",отметил кандидат медицинских наук психиатр Михаил Барышев.

При том что вскоре психбольнице дали претенциозное название: "Бетлемский королевский госпиталь". Потому в народе ее называли "Бедламом".

РЕН ТВ

"Если в больницах постоянная грязь и вот эта жуткая атмосфера, поэтому говорят, ну, бедлам, бедлам. То есть признак хаоса, безобразия. Ну и частично злоупотребления. Как же без этого?" – дополнил психиатр Барышев.

А злоупотребления заключались в следующем. Врачи начали… водить посетителей за деньги. А те смотрели на пациентов – словно на животных в зоопарке. Сходить в Бедлам – означало все равно, что побывать в театре, только подешевле. От ротозеев не было отбоя!

"И, таким образом, больница превращается практически в такой туристический центр, куда приходит большой наплыв посетителей. Больница за счет этого получает средства. И поток этих средств становится достаточно объемным. Но при этом никто не обращает внимания, как это влияет на пациентов", – рассказал историк Балдин.

"Плюс часть помещений обветшала, было уже опасно для содержания больных. И начинают буйных больных подселять в те помещения, где содержались больные, которые более тихие, более спокойные. В связи с этим возникает такая ситуация, которая в последующем и вышла на поверхность. Это ситуация, когда больных стали приковывать цепями для того, чтобы буйные больные не набрасывались на больных, которые были спокойны", – подчеркнул Балдин.

Частная тюрьма: как в психбольницы упекали здоровых людей

За определенную плату в больницу можно было упечь кого угодно – без судебного постановления, диагноза и вообще мало-мальских причин. Так хитрые родственники завладевали имуществом, а изворотливые мужья становились холостяками. Лишь в конце XVIII века из лечебницы города Челси чудом удалось освободиться богатой аристократке, которую насильно затащили лечиться муж и мать.

"Эта лечебница собой представляла, можно сказать, как частную тюрьму. Опять же, без выяснения причин, почему человека сюда привели, просто он подвергался изоляции от общества. И, конечно, такая ситуация была недопустима. Высказывалось большое количество протестов. Законодательно смогли определить частные лечебные заведения, должны просто проходить лицензирование", – отметил историк Балдин.

РЕН ТВ

Тогда же вскрылись чудовищные способы лечения психбольных в европейских клиниках. В конце XVIII века пациентов в буквальном смысле снял с цепи французский психиатр Филипп Пинель. Он отстаивал гуманистические методы терапии и даже создал деревенскую коммуну для умалишенных. Этакую психбольницу под открытым небом, где пациенты занимались сельским хозяйством, много разговаривали и заботились друг о друге. Нечто подобное внедрял и в российскую психиатрию доктор Петр Кащенко. Он отправлял меланхоличных дворян в крестьянские семьи, где те впервые брали в руки грабли и лопаты.

"Когда они могли заниматься сельским хозяйством, когда они могли ухаживать за животными и тем самым осуществлялась как раз терапия этих больных, которая, в принципе, используются и по сегодняшний день и дает благоприятные результаты", – подчеркнул историк Павел Балдин.

Сегодня такой метод называется поведенческой активацией. Вкупе с правильно подобранными медикаментами и добрым, гуманным отношением он действительно творит чудеса. От американского математика Джона Нэша отказались лучшие врачи. Ученый страдал параноидной шизофренией, и лечение в психиатрических больницах не давало никакого результата. Тогда его супруга придумала свою методику: вместе с мужем они занимались спортом, устраивали походы и велосипедные прогулки – и состояние Нэша заметно улучшилось. Он продолжил заниматься наукой, а в 1994-м году получил Нобелевскую премию по экономике за вклад в теорию игр.

 

Читать в РЕН ТВ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'