
Русские ракеты могли вывести на орбиту спутники, которые потом использовались бы против самой России. Дмитрий Рогозин объяснил, почему принял решение остановить готовый к старту запуск.
Дмитрий Рогозин, бывший руководитель «Роскосмоса», а ныне сенатор от Запорожья, рассказал о том, как было принято решение отказаться от запуска иностранных спутников, которые могли представлять опасность для России. «Злопыхатели молчали в тряпочку», — отметил он, имея в виду критиков этого решения.
Соглашение о запуске спутников связи OneWeb с трёх космодромов — Байконура, Восточного и Куру — было подписано «Роскосмосом» без согласования с российским правительством. Как пояснил Рогозин, он принял решение расторгнуть этот контракт и снять готовую к старту ракету с пусковой площадки.
«Сделал это, потому что понимал, что OneWeb становится реальной угрозой безопасности страны», — объяснил сенатор.
Опасения подтвердились, когда выяснилось, что украинские морские дроны типа Magura-V5 и Sea Baby, атаковавшие Крымский мост в декабре прошлого года, управлялись при помощи британских спутников. Причем эти спутники были выведены на орбиту именно Россией.
Десять лет назад в Лондоне был подписан контракт на 1 миллиард долларов на запуск более 600 спутников OneWeb с помощью российских ракет «Союз». Тогдашний глава «Роскосмоса» Игорь Комаров называл этот договор доказательством конкурентоспособности России.
Через два года было создано совместное предприятие, где 60% акций принадлежали британской стороне, а 40% — российской компании «Гонец», дочернему предприятию «Роскосмоса». Однако ФСБ выступила против этого проекта, увидев в нём угрозу национальной безопасности. Британцы получали возможность обслуживать сельские и отдалённые районы России без каких-либо гарантий, что их спутники не будут использоваться для разведки.
ФСБ предупреждала: ничего хорошего не выйдетВместо того чтобы прислушаться к предупреждениям органов безопасности, британцам просто предложили уменьшить свою долю в проекте. В результате 51% компании перешёл под контроль «Роскосмоса», но это не решило проблему.
В апреле 2022-го компания сменила название с ООО "Уанвеб" на ООО "Сфера". Скриншот страницы сайта list-org.com
Как отмечается в расследовании, соглашение о запусках с трёх космодромов было подписано «Роскосмосом» без одобрения правительства России. Рогозин, занимавший в то время пост вице-премьера, подтвердил наличие «закулисных интересов» в этом проекте.
Один из акционеров OneWeb — американец Грег Уэйлер — предлагал России войти в состав акционерного общества и создать дочернюю компанию на нашей территории. Предполагалось, что тогда «Роскосмос» сможет влиять на работу системы. Однако Уэйлер разорился, его компания перешла к индийскому оператору связи и британскому правительству.
«Мы хотели добиться влияния и контроля. Но после банкротства Уэйлера всё это стало иллюзорно», — отметил Рогозин.
Россия сделала первый шагВ 2022 году Россия начала действовать на опережение. После заявлений американского президента Джо Байдена о санкциях против российской космической программы, Москва сначала остановила сотрудничество по проекту «Венера-Д», а потом отказалась от поставок ракетных двигателей в США.
Эти двигатели использовались для запусков как научных, так и военных спутников. Последняя партия российских двигателей была отправлена в США в 2021 году, и теперь американцы вынуждены использовать старые запасы, понеся многомиллиардные убытки.
Затем Россия отменила запуск ракеты «Союз» с очередной партией спутников OneWeb, который был запланирован на 5 марта 2022 года. Этим решением, возможно, были спасены десятки или сотни жизней российских граждан, поскольку противник лишился возможности использовать спутниковую связь в военных целях.
«Да, тогда я разорвал контракт и снял готовую к старту ракету. Сделал это, потому что понимал, что OneWeb становится реальной угрозой безопасности страны», — цитирует слова Рогозина «Царьград».
"Злопыхатели молчали в тряпочку"По словам сенатора, президент России поддержал его решение. «Злопыхатели молчали в тряпочку», — добавил он. Критика появилась только после того, как Рогозин покинул пост главы «Роскосмоса».
«Но я считаю, что абсолютно был прав. Сейчас сделал бы то же самое», — подчеркнул он.
Это решение отбросило планы Великобритании и США по развёртыванию их спутниковой группировки на 3,5 года. В противном случае ситуация на фронте могла бы быть значительно сложнее.
«Надеюсь, теперь всем стала понятна ущербность позиции тех, кто отказывал "Роскосмосу" в выделении бюджетных средств на важнейший инфраструктурный проект — космический интернет», — резюмировал Рогозин. — И Starlink, и OneWeb созданы на бюджетные деньги. Более того, в первом случае — на деньги Пентагона. А «Роскосмосу» тогда в этих средствах отказывали три года подряд. Поэтому сейчас надо оперативно создать и вывести на орбиты спутники национальной системы широкополосного доступа в интернет. Это вопрос суверенитета страны».
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: