Санкции в помощь! Запад исходит желчью из-за успехов русских компаний

ИноСМИ 6 часов назад 28
Preview

Две проложенные салатом и сыром говяжьих котлеты в булочке с кунжутом кажутся подозрительно знакомыми, как и золотая буква “М” на упаковке картофеля фри. Но это не McDonald’s, а сеть ресторанов “Вкусно и точка”.

Российский плагиатор заполнил нишу, освободившуюся после того, как McDonald’s продала свою сеть местному франшизодержателю. Это произошло в ходе исхода сотен мировых брендов от Adidas до Zara после санкций, введенных с началом спецоперации Кремля на Украине в феврале 2022 года.

Компания “Вкусно и точка” приобрела лишь сеть ресторанов, но не права на бренд, но даже не пытается скрыть своего обезьянничества.

Сам ее логотип отдаленно напоминает знаменитые “золотые арки” McDonald’s, хотя и несколько изменился: с некоторых пор на нем красуется стилизованный бургер и две порции картофеля фри. Бигмак здесь называется “биг хит”, “хэппи мил” превратился в “кидз комбо”, а “роял чизбургер” — в “биг спешиал”.

Помимо очевидной мимикрии, в меню появились и новинки: доморощенные яства вроде печенья “Орешки” в форме грецких орехов и тортика “Медовик”. От обоих лакомств веет советской эпохой, когда власть Москвы ощущалась по всему миру.

Сочетание западной классики и местных традиций свидетельствует о том, насколько прочно на рынке обосновались российские подделки. Другие подражатели избрали аналогичную стратегию, чтобы не дать оригинальным брендам отбить позиции среди 140 миллионов российских потребителей, — и пока что им ничто не угрожает.

Поскольку боевые действия продолжаются, возвращаться крупным потребительским компаниям по-прежнему чересчур рискованно. Тем самым российские конкуренты выгадывают себе больше времени на подготовку.

Доверие российских потребителей восстанавливается

Успех российских потребительских компаний сопровождался рекордным ростом доходов. Перевод экономики на военные рельсы стимулировал производство в секторах, связанным с ВПК, и обострил дефицит рабочей силы. В результате рост зарплат опережает инфляцию, высвобождая средства для покупки одежды и еды. После краткосрочного периода неопределенности потребительские настроения вернулись к прежнему уровню, а повседневная жизнь практически не изменилась, несмотря на санкции.

Обслуживая свыше двух миллионов посетителей в день и открывая более 50 новых ресторанов в год, “Вкусно и Точка” процветает, выкупив в июне 2022 года российскую сеть McDonald’s за символическую сумму. Выручка материнской компании АФК “Система” с тех пор выросла более чем вдвое, а прибыль — в восемь раз. Отказываться от своих доходов компания не собирается.

"Мы не верим, что после снятия санкций всё будет как прежде", — заявил в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге генеральный директор “Вкусно и Точка” Олег Пароев, возглавлявший McDonald’s в России на момент начала спецоперации.

Аналогичной стратегии придерживается и сеть кофеен Stars Coffee, пришедшая на смену Starbucks Corp: старается дать клиентам ощущение, что они ничего не упустили.

Как и “Вкусно и точка”, компания не скрывает, что, по сути, представляет собой лишь клон. “Бакс ушел, звезды остались”, — хвастается она в социальных сетях. Логотип нарисован в тех же цветах и той же стилистике, что и у Starbucks, только вместо короны у фигурки кокошник — традиционный русский головной убор.

Stars Coffee уже открыла 82 кофейни, целенаправленно выходя за пределы Москвы и Санкт-Петербурга и перебираясь в города поменьше — Грозный, Ростов-на-Дону и Пермь. Новые заведения планируются в Великом Новгороде, Ханты-Мансийске и Новосибирске.

“Starbucks так в моем родном городе и не открылся, зато открылся Stars Coffee, — рассказала блогер и путешественница Анна Вахова, которая много ездит по России и освещает жизнь под санкциями. — Большую роль играет время. Чем дольше эти бренды остаются на рынке, тем больше они приобретут узнаваемости и тем больше им будут доверять”.

Starbucks и McDonald’s от комментариев отказались.

В секторе одежды ситуация более противоречивая. Daher Group со штаб-квартирой в Объединенных Арабских Эмиратах, приобрела бывший российский бизнес Inditex SA, включая сеть магазинов одежды Zara, переименованную в MAAG. Однако с тех пор компания два года подряд терпит убытки, причем в прошлом году дефицит лишь увеличился. Ещё хуже обстоят дела у пришедшей на смену Uniqlo компании Just Clothes: в начале этого года она закрыла или переименовала все 13 магазинов.

Проблемы в том, что оригинальные товары по-прежнему доступны в интернет-магазинах после того, как Кремль в 2022 году разрешил так называемый “параллельный импорт” западных брендов. Это говорит о том, что их привлекательность остается высокой, несмотря на наличие местных альтернатив.

Однако некоторые отечественные бренды вроде LIMÉ все же преуспевают. Основанная в 2008 году компания по производству одежды стала процветать с начала спецоперации, предлагая вещи ценой и стилем схожие с Mango и Banana Republic. С 2021 года выручка выросла более чем в пять раз до 39 миллиардов рублей (495 миллионов долларов) в прошлом году, а штат сотрудников — почти вчетверо. Более того, в конце 2023 года компания открыла первый магазин в Дубае.

Это же можно сказать и о “Снежной королеве”: крупнейшая в России сеть мультибрендовых магазинов одежды открыла более сотни магазинов и получила в прошлом году рекордную прибыль. Небольшие независимые российские дизайнеры вроде Mulier, 2mood и studio29 также окрепли.

“Многие российские бренды добились успеха благодаря уходу западных, и их нам до сих пор не хватает”, — отметила модный блогер и персональный стилист Мария Матеева из Москвы.

Российские удары по Украине продолжаются уже четвертый год, и настоящие испытания российским подражателям еще только предстоят — впрочем, западным брендам, если они пожелают вернуться, также предстоят еще пока неведомые бюрократические препоны.

Международные компании получат “зеленый свет” на возвращение лишь в том случае, если они не будут препятствовать “дальнейшему закреплению российского производителя”, заявил в июне первый вице-премьер Денис Мантуров.

Президент Владимир Путин высказался с еще большей прохладцей: “Они поставили всех в трудное положение, смылись, а теперь, если захотят вернуться, мы что им, дорожку, что ли, должны постелить? Нет, конечно”, — заявил он на встрече с деловыми кругами в Кремле в конце мая.

Потепление отношений может изменить сложившуюся ситуацию и вернуть отголоски окончания холодной войны, когда западные товары хлынули в Советский Союз. Зимой 1990 года десятки тысяч людей выстаивали в очереди по многу часов, чтобы побывать в первом в России ресторане McDonald’s на Пушкинской площади в Москве.

Но возрождать эту ностальгию Кремль, похоже, не планирует.

“Для Владимира Путина импортозамещение — важная часть обширной и далеко идущей стратегии — бросить вызов Западу и дать понять, что Россия способна выживать самостоятельно”, — заключил доцент кафедры российской политики Университетского колледжа Лондона Бен Ноубл.

Статья написана при участии Юлии Федориновой

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'