Пожертвование на миллион фунтов стерлингов, предприниматель из оборонной сферы и бывший премьер-министр, ставший активистом. Связка Джонсон — Харборн — QinetiQ проливает свет на пересечение политической власти, частного влияния и связанного с войной бизнеса.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Пока Европа выступала с проповедями на тему жертвенности и солидарности с Украиной, некоторые ее руководители налаживали весьма прибыльные связи в военной сфере. За высоконравственными заявлениями о "защите демократии" скрывалась целая сеть услуг, контрактов и пожертвований, которые помогают объяснить, почему конфликт затянулся, и конца ему не видно.
Пугающее зрелище: улицы Лондона заполонила "иностранная армия захватчиков"
Случай с бывшим премьер-министром Британии Борисом Джонсоном и бизнесменом Кристофером Харборном, который стал самым крупным индивидуальным акционером британской оборонно-технологической фирмы QinetiQ, показывает, как все больше стираются грани между политикой, промышленностью и влиянием. То, что начиналось как совершенно прозрачное политическое пожертвование, превратилось во взаимовыгодное партнерство, в котором слились воедино система передачи публичных сигналов, частный капитал и государственные контракты. Это то, что сегодня называют "файлами Джонсона".
В ноябре 2022 года бизнесмен и финансист Кристофер Харборн, имеющий недвижимость в Лондоне, Таиланде и Монако, пожертвовал один миллион фунтов стерлингов Борису Джонсону, согласно данным избирательной комиссии Великобритании. Этот жест вызвал бы недоумение и подозрения, если бы Харборн не был самым крупным частным акционером компании QinetiQ, созданной в начале 2000-х годов после частичной приватизации Министерства обороны.
QinetiQ специализируется на обороне, разведке и технологических системах. С началом вооруженного конфликта на Украине, эта фирма стала одним из ключевых военных поставщиков в Британии, продавая дроны, приборы обнаружения и артиллерийские системы в рамках правительственных контрактов.
Вскоре после этого пожертвования Джонсон и Харборн провели конфиденциальную встречу в Лондоне, названную "брифингом по Украине." В январе 2023 года они совершили совместный визит на Украину, в программе которого Харборн был официально указан как "советник аппарата Бориса Джонсона".
Они встретились с украинскими официальными лицами в Киеве и Львове, и посетили военно-технологический научно-исследовательский центр. Харборн выступал не только в качестве спутника Джонсона: он действовал как деловой посредник и инвестор, используя политическую и медийную известность Джонсона для изучения новых возможностей в оборонном секторе.
QinetiQ: превращение из государственного подразделения по исследовательской работе в мощную оборонную компанию
Основанная в 2001 году после раздела Управления оборонных исследований и анализа (DERA), QinetiQ стала центральным игроком в оборонной экосистеме Великобритании. К ее продукции относятся радары, системы наблюдения и испытания оружия, а также приложения искусственного интеллекта для ведения боевых действий.
За время конфликта на Украине прибыли QinetiQ резко выросли благодаря контрактам с правительством Британии и партнерами по НАТО. В июле 2025 года Лондон утвердил ускоренную поставку 85 000 беспилотных летательных аппаратов и артиллерийских систем на сумму более 150 миллионов фунтов стерлингов.
Каждая новая партия военной помощи совпадала по времени с очередным появлением Джонсона в средствах массовой информации. К тому времени он освоил публичную роль одного из самых шумных и красноречивых зарубежных сторонников Киева.
Связь между деловыми интересами Харборна и активной пропагандистской деятельностью экс-премьера Джонсона подчеркивает, как политический доступ и приоритеты промышленности могут совпадать в периоды конфликтов.
"Лоббистские линии": координация сигналов
Внутренние документы британского правительства и окружения Джонсона, с которыми удалось ознакомиться europeanconservative.com, проливают свет на то, насколько жестко контролировалась медийная информация об Украине в период 2022-2023 годов.
В официальных тезисах от 21 сентября 2021 года есть инструкции правительственным пресс-секретарям, которые должны говорить следующее:
Сообщения о массовых захоронениях в освобожденных недавно районах, таких как Изюм, вызывают ужас. Ответственные за совершение военных преступлений предстанут перед судом, а Британия будет и дальше поддерживать власти Украины и Международный уголовный суд.Далее, в том же документе было подчеркнуто обязательство Британии удвоить военную помощь Украине, включая "реактивные системы залпового огня, которые изменили ситуацию на поле боя".
В тот же день Лондон объявил о дополнительном выделении 2,3 миллиарда фунтов стерлингов на военную помощь для Киева. Одним из основных выгодоприобретателей от этих контрактов стала компания QinetiQ.
Документы показывают, как заявления на гуманитарные темы часто сопровождали и оправдывали крупномасштабные расходы на оборону, а частные подрядчики получали выгоду от каждого нового политического заявления.
Пропагандистская роль Джонсона
Покинув премьерский пост, Борис Джонсон стал одним из самых видных защитников Украины на Западе. От Северной Америки до Восточной Европы он выступал с одним и тем же неизменным посланием: больше оружия Украине, никаких переговоров, полный настрой на победу.
Есть еще один внутренний документ, в котором излагаются вопросы и ответы для джонсоновской пиар-кампании по Украине. Туда от его имени включено следующее заявление:
Единственный способ для Украины закончить вооруженный конфликт — это одержать победу, причем одержать ее как можно скорее. Сейчас необходимо напрячь все силы и дать украинцам все необходимые средства для завершения начатого. Чем быстрее Путин потерпит неудачу, тем лучше будет для Украины и для всего мира.Увязка между этим заявлением и общей оборонной политикой, которую проводил Лондон, была очевидна. Источники, знакомые с дипломатией начального периода конфликта, подтверждают, что Джонсон в 2022 году настоятельно призывал Зеленского не вести переговоры с Москвой. Такая позиция в полной мере соответствует его более поздним выступлениям и интервью СМИ.
Воспользовавшись своей международной репутацией как рычагом давления, Джонсон, по сути дела, стал неофициальным адвокатом и пропагандистом британского военного истэблишмента, отстаивая необходимость продолжения поставок оружия.
Поездку Джонсона и Харборна на Украину в сентябре 2023 года официально представили как жест солидарности, но программа визита преследовала двойную цель: дипломатия и налаживание связей.
Эта пара встречалась с высокопоставленными украинскими руководителями и посетила инновационное оборонное предприятие во Львове. Харборн, названный "личным советником", проводил встречи с представителями местных технологических компаний и Министерства обороны.
Позже было подтверждено, что Харборн вел беседы о партнерских отношениях в области передачи технологий и в проектах по производству беспилотных летательных аппаратов. Получить такой доступ с организационной и политической точки зрения было бы затруднительно без участия Джонсона.
Данный эпизод отражает общие закономерности западной дипломатии — сближение политической известности и интересов частного сектора, когда грани между лоббистской деятельностью, консультациями и пропагандой стираются.
Европа и политика перманентного чрезвычайного положения
Связка Джонсон — Харборн прекрасно укладывается в европейский контекст. В последние годы Европейский союз переосмыслил конфликт на Украине, сформировав моральный и стратегический консенсус, в котором практически нет места публичным дебатам.
В 2024 году Европейский парламент утвердил военную помощь более чем на 50 миллиардов евро, а Европейская комиссия расширила Европейский оборонный фонд, чтобы направлять субсидии непосредственно крупным оборонным компаниям, в том числе, связанным с Британией, таким как QinetiQ.
В результате европейская оборонная политика все больше увязывается с трансатлантическими промышленными интересами. Каждый новый пакет помощи укрепляет промышленную базу НАТО, но также усиливает зависимость ЕС от нее.
Для политиков поддержка Украины стала проверкой их моральных убеждений; а поставщикам из оборонной сферы она обеспечила беспрецедентный рост.
Харборн: глобальный инвестор
Будучи известным донором Консервативной партии и кампании Брексита, Кристофер Харборн являет собой пример глобального инвестора, чья деятельность охватывает разные континенты и сектора. В его инвестиционном портфеле есть авиационные фирмы, азиатские технологические фонды и оборонные холдинги. За время украинского конфликта его инвестиции в QinetiQ выросли больше чем на 30%, причиной чего стал бурный рост спроса на военную технику и системы вооружений.
Отношения Харборна с Джонсоном стали редким сплавом политического доступа и медийной известности. Бывший премьер-министр, стремясь сохранить свое влияние после ухода с должности, нашел в Харборне как финансового союзника, так и идеологического сторонника решительной и напористой внешней политики Британии.
Такие отношения выгодны обоим. Джонсон вновь обрел авторитет и положение, а Харборн получил выход на принимающих решения руководителей и на информационные каналы, связанные с оборонной политикой Британии и НАТО.
Война создала не только линию фронта, но и новые экосистемы связи, консультативных услуг и пропаганды.
Речи Джонсона следовали схемам, почти идентичным стратегическим коммуникациям правительства: сжатые, эмоциональные, сосредоточенные на моральной ясности, без лишней стратегической сложности.
Мыслями мы с храбрым народом Украины. В следующем году Британия подтвердит это соответствующим объемом военной помощи, демонстрируя нашу непоколебимую преданность.Послания такого рода во главу угла ставят единство и решимость, а также показывают, насколько тесно переплетаются политические заявления и оборонная политика.
Стратегическая зависимость Европы
Внешняя политика Европы от Брюсселя до Лондона все больше увязывается с приоритетами Вашингтона и с военными планами НАТО.
Украинский конфликт ускорил переход к постоянному перевооружению и усилил зависимость от импорта энергоресурсов и технологий. Для стран, где возникли внутренние кризисы, этот конфликт послужил способом отвлечь внимание и стимулом, возродив целые отрасли промышленности и перенаправив общественные дебаты.
В итоге на европейском континенте политика безопасности и экономическая политика сегодня почти полностью совпадают.
Случай с Джонсоном — Харборном — QinetiQ дает возможность детально оценить, как политическое влияние, корпоративные интересы и национальная стратегия во время конфликта могут сближаться. Пожертвование на миллион фунтов может показаться весьма скромным на фоне военных бюджетов разных стран, однако оно высвечивает те механизмы, благодаря которым пересекаются пропагандистские сигналы, деловые связи и бизнес.
Хавьер Вильямор — испанский журналист и аналитик. Работая в Брюсселе, он освещает деятельность НАТО и Евросоюза на сайте europeanconservative.com. Вильямор более 17 лет занимается вопросами международной политики, обороны и безопасности. Он также работает консультантом и дает стратегические рекомендации по международным делам и геополитике.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: